ФЕОДОСИЙ II

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕОДОСИЙ II
ок. 401 — 28.07.450) — император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. До 428 правил под опекой сестры Пульхерии (способствовавшей укрепл. православия), а затем находился под большим влиянием своей же-ны — имп. Евдоксии (до 441), позднее власть находилась фактич. в руках евнуха Хрисафия. В 442 Ф. II был вынужден заключить мир с Гейзерихом, в результате к-рого Сев. Африка (терр. совр. Туниса и вост. Алжира) отошла вандалам. От гуннов империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. В правл. Ф. II Константинополь был обнесен (413) мощными стенами («стены Феодосия»); в Константинополе создан ун-т (425); издан т.н. Кодекс Феодосия (438) — первый дошедший до нас свод ранне-визант. права, включавший законы императоров 4 — нач. 5 вв. (действовал не только в Вост. но и в Зап. Рим. импе-рии). Ф. II созвал Эфесские соборы 431 и 449 (на первом было осуждено несторианство, на втором — одержали времен. победу монофизиты).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФЕОДОСИЙ II
Theodosius junior) (ок. 401 - 28.VII.450) - император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. До 428 правил под опекой сестры Пульхерии (способствовавшей укреплению православия), а затем находился под большим влиянием своей жены - императрицы Евдоксии (до 441), позднее власть находилась фактически в руках евнуха Хрисафия. В 442 Ф. II был вынужден заключить мир с Гейзерихом, в результате к-рого Сев. Африка (терр. совр. Туниса и вост. Алжира) отошла вандалам. От гуннов империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. В правление Ф. II Константинополь был обнесен (413) мощными стенами ("стены Феодосия"); в Константинополе создан ун-т (425); был издан т. н. Кодекс Феодосия (438) - первый дошедший до нас свод ранневизант. права, включавший законы императоров 4 - нач. 5 вв. (действовал не только в Восточной, но и в Зап. Рим. империи). Ф. II созвал Эфесские соборы 431 и 449 (на первом было осуждено несторианство, на втором - одержали временную победу монофизиты).

Лит.: Кулаковский Ю., История Византии, т. I, К., 1910, с. 217-308; История Византии, М., 1967, т. 1, с. 185-196; G?ldenpennig A., Geschichte des Ostr?mischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II, Halle, 1885; Luibheid С., Theodosius II and heresy, "Journal of ecclesiastic history", 1965, No 16.

Г. Л. Курбатов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Феодосии II
402-450) - император Византии (Восточно-Рим. империи). Стал августом еще ребенком (в 402 г.) и до семи лет правил с отцом — императором Аркадием. Сначала по молодости, а затем по слабоволию был марионеткой в руках своих министров и женщин. Поэтому вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, хотя и обладал незаурядными способностями. До 414 г. державой почти самостоятельно правил энергичный и умелый регент Анфимий. В 414 г. 16-летняя сестра Ф.И Пульхерия, которая имела огромное влияние на брата, была провозглашена августой и во многом обусловила благополучие и государства, и самого императора (до 428 г.). Благодаря ее заботам Ф.Н получил блестящее образование: знал греч. и лат. языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже иллюстрировал переписанные книги, а за прекрасный почерк получил прозвище «Каллиграф». Затем Ф.Н находился под влиянием своей жены — императрицы Евдоксии, а после 441 г. и почти до смерти власть фактически находилась в руках евнуха Хрисафия.
В период правления Ф.Н империя много и с различным успехом воевала. В 420—422 гг. его полководцы отразили натиск персидского шахиншаха. Поход восточнорим. легионов против вандалов был неудачным — Сев. Африка отошла варварам. Серьезную опасность представляли гунны, от которых империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. Кроме тяжелых войн государство потрясали религиозные раздоры. Ф.И созвал соборы в Эфесе в 431 и 449 гг. На первом было осуждено несторианство, а на втором одержали победу монофиэиты. В 429—438 гг. Ф.И подготовил свод императорских законов (начиная с 313 г.), вышедший под названием «Кодекс Феодосия» и действовавший в обеих частях Рим. империи. В целях защиты в 413—439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («Стены Феодосия»); в 425 г. была открыта первая гос. высшая школа.
Лит.: Дашков СЈ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 1. М, 1967.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ФЕОДОСИЙ II
401 – 450) – сын Аркадия (377 – 708, император Восточной Римской империи с 395 г.), внук Феодосия I., ставший восточноримским императором с 408 г. В период своего правления он находился под влиянием сначала префекта Анфемия, затем сестры Пульхерии и жены Евдокии. Феодосий II вел войны с персами, армянами и гуннами. С 430 г. он начал платить дань королю гуннов Аттиле. В 448 г. император отправил посольство в Паннонию к гуннскому правителю во главе с вельможей Максимином с официальной целью – заключить договор о мире и дружбе. Однако перед Приском Панийским, находившимся в составе дипломатической миссии, была поставлена другая задача – убить Аттилу. Феодосий II уделял большое внимание культурной жизни столицы. В целях ее защиты в 413 – 359 гг. вокруг города была возведена двойная цепь крепостных стен с многочисленными башнями («стены Феодосия», см. Константинополь). По инициативе императора была построена церковь Спасителя монастыря Хора. В Константинополе пользовался известностью кружок благочестивых стихотворцев, среди которых выделялся сириец Авксентий, сочинявший «приятнейшие и полезнейшие тропари». В 425 г. Феодосий II основал в столице Магнаврскую высшую школу с кафедрами греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии (см. византийская школа). По заказу императора была написана книга «Деление мира», в которой давались сведения о трех частях света с перечислением отдельных областей и стран, указанием их границ и протяженности. При Феодосии II появились трактат по географии «Синекдем» Иерокла и справочник «Град Константинополь – новый Рим». Есть указание на то, что «на пятнадцатом году своего правления» император приказал «измерить длину и ширину всех провинций земного круга», чтобы составить более точную карту. В 429 – 938 гг. по поручению Феодосия II комиссия из ведущих юристов и сановников подготовила первый официальный свод императорских законов, действовавший в обеих частях Римской империи. Он вышел под названием «Кодекс Феодосия» и состоял из 16 книг, в которых было переработано 3000 указов римских императоров, начиная с Константина I (313 г.). В этом своде нашли отражение изменения общественных отношений, развитие патроната, являвшегося в руках крупных землевладельцев средством порабощения свободных крестьян и превращения их в зависимых людей, варваризация армии и государственного управления и другие процессы. Деятельность Феодосия II как христианского императора, находившегося под божественным покровительством, была высоко оценена Сократом Схоластиком и Созоменом.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ФЕОДОСИЙ II
408 —4 5 0 гг. Феодосий II (восточный император, 408—S0 гг.) родился в 401 г. Он был сыном Аркадия и Евдоксии. В январе следующего года отец провозгласил его августом. Рассказывают курьезную, хотя и не совсем невероятную историю, будто Аркадий, опасаясь, что после его смерти мальчика отстранят от власти, назначил ему в опекуны персидского царя Йездигерда I. Во всяком случае, после смерти Аркадия семилетний Феодосий II мирно взошел на престол Восточной империи. Его доверили заботам Антиоха, придворного евнуха, но регентом при нем стал префект претория Анфимий, который сохранил за собой этот пост. С помощью своего друга Троила, языческого софиста из Сиды, приобревшего большую известность в литературных кругах столицы, Анфимий правил весьма умело и энергично. Ему сразу же предстояло решить вопрос о значительной нехватке продовольствия, приведшей к тому, что разгневанное население Константинополя сожгло дом городского главы. И Анфимий принял действенные меры по улучшению краткосрочного и долгосрочного снабжения города. Были прочно установлены хорошие отношения со двором в Равенне, чему способствовала смерть Стилихона. Был подготовлен новый договор с персами, а задолженность по налогам в восточных провинциях была отменена. Особое внимание уделялось данувийским и иллирийским городам, разрушенным вестготами. В Мезии было отражено наступление гуннского вождя Улышна, а многочисленные германские пленные (из племени сциров, состоявшего на службе у Ульдина) переданы землевладельцам Малой Азии для работы на полях. Были также приняты меры по защите от будущих вторжений германцев и гуннов. С этой целью был значительно обновлен и увеличен флот, размещенный на Данувии. Но прежде всего, особенно после известия о взятии Рима Аларихом, Анфимий позаботился об укреплении самого Константинополя. Еще Константин Великий обнес стеной избранный для своей резиденции город, но теперь восточная столица уже далеко вышла за старые пределы. Поэтому в 413 г. была возведена новая стена Феодосия, тянувшаяся от Пропонтиды до Золотого Рога, и это явилось крупнейшим достижением пребывания у власти Анфимия. В 414 г. сестру императора, Элию Пульхерию (она была всего на два года старше императора), провозгласили августой, и она стала фактической правительницей государства вместо Анфимия, о котором больше ничего не известно. На должности префекта претория его сменил некий чиновник по имени Аврелиан, который, видимо, и стал главным советником Пульхерии. Она также отстранила Антиоха от поста учителя ее брата, и, как говорят, сама давала ему наставления о том, как себя держать. Вскоре после того, как она приступила к новым обязанностям, в Александрии возникли крупные религиозные волнения, когда группа мирских христианских послушников растерзала язычницу Гипатию, известную своими философскими трудами. Считалось, что в этом был замешан патриарх Александрийский, Кирилл, но его влияние при дворе Пульхерии не позволило посланному для расследования представителю подготовить достоверный доклад. Ибо Пульхерия, помимо всего прочего, была ревностной христианкой. Ее аскетизм дошел до такой степени, что она решила остаться непорочной и заставила своих сестер Аркадию и Марину поступить так же, чему способствовал и их духовный наставник патриарх Аттик, который ради них написал восхваление девственности. С другой стороны, Феодосию никак нельзя было не жениться, и именно Пульхерия в 421 г. устроила ему свадьбу с Афинаидой, дочерью афинского софиста Леонтия. Невесту крестили под именем Элии Евдокии и два года спустя провозгласили августой. В честь нее выпустили монеты, как до того их выпустили в честь Пульхерии. Элия Евдокия родила дочь Лицинию Евдоксию (впоследствии жена Валентиниана III) и сына (умершего в раннем возрасте). Она была многосторонним писателем: диапазон ее произведений простирается от поэм, прославляющих победы над персами, до пересказов пророчеств Даниила и Захарии. Около 416 г., в пятнадцатилетием возрасте, Феодосий II заявил, что достиг совершеннолетия. Но еще долго после этого Пульхерия продолжала возглавлять правительство, опираясь на помощь Монаксия, который сменил Аврелиана на посту префекта претория. Основным событием последующих лет было решение правительства посадить на престол Западной империи двоюродного брата императора Валентиниана III, бывшего тогда еще мальчиком. Это удалось осуществить в 425 г. Перед этим правительство Восточной империи заняло город Салоны в Далмации, дав понять, что собирается в качестве компенсации забрать всю эту область (с ее внутренними районами): впоследствии стороны пришли к согласию по этому вопросу. Как только Валентиниан обосновался в Равенне, Феодосий II отправился в Италию, чтобы собственноручно его короновать, но заболел в Фессалонике. Вместо него коронацию провел его первый чиновник (magister officiorum) Гелион. В том же году был сделан решающий шаг к основанию в Константинополе университета. Константин Великий основал школу в Стое, Констанций II перенес ее на Капитолий, а Юлиан Отступник снабдил ее общественной библиотекой, содержавшей ценные книги. Феодосий II создал кафедры для десяти греческих и десяти латинских грамматиков и филологов, пяти греческих и трех латинских риторов, двух юристов и одного философа. Количественное превосходство греческих риторов над латинскими знаменовало очередную ступень в постепенной смене официального языка Восточной империи с латинского на греческий. Однако самым выдающимся событием его правления явилось составление Латинского свода законов Феодосия, к работе над которым приступили по приказу восточного императора и в 438 г. после восьмилетних трудов опубликовали, согласовав его с западным императором Валентинианом III. «Кодекс «, включавший в себя шестнадцать книг, представлял собой собрание законодательных актов Империи более чем за сто лет. Он в значительной мере послужил основой для кодекса Юстиниана, изданного столетие спустя, а кроме того, он оказал большое влияние на законодательство германских народов, переживавших период становления. Например, «Римский закон вестготов», или «Правда Алариха» (имеется в виду Аларих II, правивший в шестом веке), который послужил основным источником римского права на Западе, является сокращенным вариантом Свода Феодосия, дополненным отдельными положениями из других кодексов. Как источник исторических сведений, относящихся к различным эпохам Империи, «Кодекс Феодосия» не имеет себе равных. Поскольку включенные в него постановления покрывают тот период, когда христианство стало официальным культом государства, они в сжатом виде дают представление о том, что привнесла (и изменила) новая религия в области права. Однако общий вывод, который возникает после прочтении свода, во многих отношениях неутешителен. Там можно обнаружить удивительную путаницу в определении греха и преступления, чего никогда не наблюдалось у прежних римских законодателей. Более того, постановления императора зачастую не только грешат многословием, но и повторяют друг друга. Это унылое однообразие явно указывает на то, что нескончаемые репрессивные меры (причем каждая последующая провозглашалась более резким языком, чем предыдущая) со столь же упрямым постоянством игнорировались и не выполнялись. Справедливости ради надо отметить, что некоторые законы носили гуманный и просвещенный характер. Например, устанавливались ограничения на условия содержания рабов, должники ограждались от несправедливо сурового обращения, запрещалось убийство новорожденных. Однако примеров бесчеловечности там было не меньше. Равные права перед законом даже не провозглашались. «Если человек беден, —утверждал епископ Феодорет, —его страх перед судьей и судами удваивается». Что касается привилегий, когда «Кодекс Феодосия II» в 438 г. представили сенаторам, те прокричали в один голос, и не однажды, а двадцать восемь раз: «Благодаря тебе мы сохраним наши почести, нашу собственность и вообще все!» В последние годы правления Феодосия, несмотря на усилия Ардабурия, полководца императора, и его сына Аспара, приданувийские провинции тяжело пострадали от опустошающих набегов гуннов, даже Константинополь не чувствовал себя в безопасности от них. К тому же зимой 447—48 гг. знаменитая стена Анфимия вместе с ее прибрежным продолжением, возведенным в 439 г. городским главой Киром, испытала несколько подземных толчков, в результате обрушилось пятьдесят семь башен. Через два месяца напряженной работы под руководством префекта претория Констанция повреждения были устранены, после чего между старой стеной и ближайшим рвом была построена еще одна стена с девяносто двумя башнями. На одних воротах там такая надпись: «Даже Афина Паллада вряд ли могла бы воздвигнуть столь несокрушимую твердыню». И действительно, в течение последующих десяти столетий ни один завоеватель не смог прорвать эти укрепления. В 440-е годы ведущую роль при дворе играл евнух Хрисафий, которому на некоторое время удалось превзойти влиятельностью саму Пульхерию. Его политика состояла в том, чтобы откупаться от гуннов значительными денежными выплатами. Тем самым он нажил врагов среди военачальников Восточной империи, и на рубеже десятилетий утратил благосклонность императора. Пульхерии удалось вернуть себе былую власть. Однако вскоре сам император Феодосий, катаясь верхом неподалеку от реки Лик, протекающей вблизи города, упал с лошади и повредил позвоночник, отчего и скончался. Феодосий был августом в течение сорока девяти лет (с первого года своей жизни), а единоличным императором Восточной империи в течение сорока двух —самое длительное правление во всей римской истории. Все это время его советниками были в основном знающие люди, которые заложили основы устойчивого существования Византийской империи в течение следующего тысячелетия. Но сам император не был ни государственным деятелем, ни воином и не сыграл во всем этом сколько-нибудь заметной роли. Говорят, что в последние годы он, как правило, подписывал официальные бумаги, даже не удосужившись их прочитать. Он обладал мягким покладистым характерам и не любил выносить смертные приговоры. Живя уединенной жизнью, он изучал науки, в том числе астрономию, и поощрял исторические исследования. Именно ему Олимпиодор и Созомен посвятили свои хроники. Но больше всего его интересовала теология. Он собрал превосходную коллекцию книг по этой теме и, будучи сам умелым каллиграфом, собственноручно переписал многочисленные религиозные рукописи. Как отмечают очевидцы, двор сильно походил на монашескую обитель, где ревностно соблюдались все обряды, и все были заняты благотворительной деятельностью. В этой возвышенной деятельности тон задавали сестры императора: например, добродетельная Пульхерия воздала официальные почести мощам, приписываемым сорока двум мученикам. Ортодоксальные католики, такие, как Феодорет и Сократ Схоластик, видели в своем правителе милостивого царя-священника, лично вступающего в общение с Богом. С другой стороны, какие бы то ни было ереси подвергались суровым преследованиям, а арианин Филосторгий приводит список ужасных и пагубных событий, к которым приводила такая политика. Более того, в 429 г. в Сирии-Палестине был упразднен иудейский патриархат, а его казну присвоило себе государство. Суровую атмосферу двора, возможно, несколько смягчали широкие литературные интересы императрицы Элии Евдокии. Она длительное время пребывала в хороших отношениях с Пульхерией, пока не возникла ссора между церковниками в их свитах, после чего трещина между ними углублялась, приведя в конце концов к тому, что сначала Пульхерию, а затем и Евдокию отправили в изгнание. Евдокия провела остаток жизни в Святой Земле, занимаясь благочестивыми и благотворительными делами, и была похоронена в Иерусалиме, в церкви святого Стефана, которую она сама и построила. Пульхерия же, несмотря на второй период немилости, перед смертью императора вернулась к власти.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Второй титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия

Сильвестрова Елена Витальевна
В настоящей работе продолжается публикация перевода шестнадцатой книги Кодекса Феодосия (ВПСТГУ I. 2009. Вып. 2 (26). С. 7-20). Статья содержит перевод первой части второго титула шестнадцатой книги Кодекса.
Читать PDF
0.00 байт

Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авт

Смирнова Дина Дмитриевна
Статья посвящена анализу одного из посланий новгородского архиепископа Феодосия (1491–1563 гг.): «Послания в Устюжну Железопольскую».
Читать PDF
0.00 байт

Кодекс Феодосия «о язычниках, жертвоприношениях и храмах»

Ведешкин М. А.
В настоящей работе приводится перевод десятого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурные конструкты и образы повседневности в «Житии Феодосия»

Пузанов Виктор Владимирович
Рассматриваются социокультурные образы «Жития Феодосия», представления о стране, власти, обществе, собственности. Анализируются возможности жития как источника для реконструкции картины древнерусской повседневности.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосий Печерский и Сергий Радонежский отцы-основатели «Истинного монашества» на Руси

Васиховская Наталья Сергеевна
Статья посвящена Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому. Если с деятельностью первого связано появление «истинного монашества», то с деятельностью второго его возрождение и новый духовный подъем.
Читать PDF
0.00 байт

Афинский след в монетном деле Феодосии

Строкин Владимир Леонидович
Автор предполагает, что в последней трети V в. до н. э. Феодосия входила в состав Первого Морского союза, а также получила новое название Феодеос, а около 395 г. до н. э. вновь называлась Феодосия. Под влиянием Афин в 410-405 г.
Читать PDF
0.00 байт

О начальном периоде археологических исследований в Феодосии: Вильнёв, сибирский, айвазовский

Петрова Э. Б.
The article deals with the first archaeological researches of Mount Tepe-Oba barrows which are referred to ancient Theodosia. This work was done by E.F. de Villeneuve, Head of the Theodosia Museum of Antiquities, A.A.
Читать PDF
0.00 байт

Борьба с язычеством в Римской империи после 395 г. (по данным кодекса Феодосия

Парфенова Н. В.
After Theodosius's victory in the fight at Phrigidus (A.D. 394) the policy of tolerance with the pro-pagan bias, carried by the emperor Eugenius, came to its end. Theodosius' sons continued the religious policy of their father.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосия и её округа в античную эпоху

Гаврилов А. В.
The article deals with the investigations of Theodosia and its chora which include the period from the 6th century B.C. to the 3rd century AD. In these investigations four stages can be distinguished.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия»)

Сахаров Станислав Александрович
Автор рассматривает декреты, изданные римскими императорами в IV–V вв. по вопросам взаимодействия Церкви и государства, а также анализирует эти постановления, опираясь на труды исследователей данного вопроса.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема атрибуции «Слова Феодосия, игумена Печерского, о вере крестьянской и о латыньской»

Костромин Константин
В статье дается исчерпывающий историографический очерк проблемы атрибуции «Слова о вере крестьянской и о латинской», приписываемого преподобному Феодосию Печерскому († 1074) или игумену Киево-Печерского монастыря Феодосию Греку (†
Читать PDF
0.00 байт

2013. 03. 005. Банников А. В. Римская армия в IV столетии: (от Константина до Феодосия) / филол. Фак

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

К публикации послания новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551 гг. ) к новопросвещенным лопяно

Смирнова Дина Дмитриевна
Представлена публикация одного из неизданных посланий новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Послания архиепископа Феодосия (1542-1551 гг. ) как источник по исторической географии Новгородской

Смирнова Дина Дмитриевна
В статье представлены результаты исследования посланий новгородского архиепископа Феодосия, содержащие упоминания населенных пунктов, церквей и монастырей Новгородской епархии.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосия — Милетский город в Восточной Тавриде (археологический аспект)

Третьяк Маргарита Олеговна
Важную роль в Северном Причерноморье и даже Элладе играло Феодосийское поселение Восточной Тавриды. Определенное время оно сохраняло самостоятельность, развивало связи с греческими городами-государствами.

Похожие термины:

  • Феодосий II, епископ Коломенский

    — епископ Коломенский и Каширский. С 1539 года — архимандрит Новоспасского монастыря в Москве. 2 июля 1542 года хиротонисан во епископа Коломенского. В феврале 1547 года присутствовал на Соборе по устан
  • Феодосий II, епископ Луцкий

    — епископ Луцкий. Упоминание о преосвященном Феодосии имеется 2 сентября 1438 года и 14 июля 1446 года в грамотах великого князя Литовского Свидригайло, одна из которых была дана слуге Стреченовичу, а в
  • ФЕОДОСИЙ II, Флавий

    Византийский император в 402- 450 гг. Сын Аркадия. Род. 10 апр. 401 г. Умер 28 июля 450 г. Феодосий был объявлен Августом и соправителем Аркадия, когда ему было всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его
  • Феодосий (II), 1692—95 г.

    игумен Угрешский; 1695—1709 г. архимандрит. Дополнение: Феодосий (II) (Стефановский). {Половцов}
  • Феодосия Алексеевна, 1-я царевна

    (с 1698 г. в монаш. Сусанна), дочь царя Ал. Мих.; р. 29 мар. 1662 г., † 14 дек. 1713 г. Правительница 1682—89 г. {Половцов}
  • Феодосий, 1802—10 г

    архим. Воздвиженского мон., полтав. еп. {Половцов}
  • Феодосий, 1803—10 г

    архим. Григор. Бизюкина мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1238 г

    убит татар.; игумен Спасск. мон. в Суздале. {Половцов}
  • Феодосий, 1712—13 г

    архим. Спасо-Суморина мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1326 г

    епископ луцкий. {Половцов}
  • Феодосий, 1390 г

    рукополож. во еписк. туровского. {Половцов}
  • Феодосий, 1392 г

    рукополож. во еписк. полоцкого, упом. еще 1415 г. {Половцов}
  • Феодосий, 1404 г

    архимандрит Новоспасского мон. в Москве. {Половцов}
  • Феодосий, 1452 г

    игумен Кнопского Троицк. мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1460 г

    игумен Сретенского мон. в Кашине. {Половцов}
  • Феодосий, 1476 г

    уп. архимандрит Юрьева новгород. м. {Половцов}
  • Феодосий, 1479 г

    игумен соловецкий. {Половцов}
  • Феодосий, 1483—1486 г

    игумен Спасского Красносельского мон. под Луцком. {Половцов}
  • Феодосий, 1483 г

    иеромонах Жолтикова м., составитель канона св. Арсению Тверскому. {Половцов}
  • Феодосий, 1486 г

    архимандрит киево-печерский. {Половцов}