ФЕОДОСИЙ КОСОЙ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
— еретик, беглый холоп, укрывшийся в монастыре на Белом озере, где принял монашество; по поводу ереси Башкина (см.) был привезен в Москву, судим собором (в 1554 или 1555) и, вероятно, осужден (соборного деяния о нем не сохранилось, но оно значится в описи царского архива), но успел бежать из-под стражи в Литву, где женился на вдове-еврейке и с успехом распространял свое учение. Об учении К. имеются противоречивые известия: кн. Курбский (его эпистолия к Кадиану Чаплию) и польский писатель XVII в., протестант Андрей Венгерский ("Systema historiae chronologicum") считают К. протестантом; Зиновий Отенский, в своем "Истины Показании", выставляет его последователем жидовствующих, отвергавшим троичность Бога и божественность Иисуса Христа, признававшим авторитет лишь книг Ветхого Завета, преимущественно Моисеевых, и стремившимся "отвращать людей от Евангелия Христова". "Послание Многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М. 1880) примыкает к сообщениям Курбского и Андрея Венгерского; учение К. излагается здесь как близкое к протестантству и в корне отличное от учения жидовствующих: К. отвергал таинства, храмы, иконы, посты, церковные песнопения, но, подобно Башкину, признавал авторитет Евангелия, не касался ни троичности Бога, ни божественности Христа. "Послание Многословное" издатель этого памятника, А. Попов, приписывает тому же Зиновию Отенскому, и противоречие между обоими памятниками старается объяснить переменой в воззрениях К., под влиянием протестантов на Литве (см. Зиновий Отенский). Этому объяснению, как и вообще мнению о принадлежности "Послания Многословного" Зиновию, противопоставлены серьезные возражения (рецензия А. С — кого в "Историческом Вестнике", 1880 г. № 12). Весьма вероятно, что в "Истины Показании" Зиновий стремился выставить учение К. в возможно более отталкивающем свете, что было в большом ходу у московских полемистов; отсюда и обвинение в жидовстве. Остальная литература сказана в ст. Башкин.
{Брокгауз}
— еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество. Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество. С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою "множицею" одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности "Усо-чорт", проповедуя свое учение; Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника. Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого. Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, — не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: "Истины показание к вопросившим о новом учении" и "Многословное послание" — оба принадлежат иноку Отенского монастыря Зиновию и написаны в 1565—1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. "Не права у вас вера, — говорил Косой, — вы только Бога гневите своим мнимым благочестием"; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых — словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века.
E. Е. Голубинский
, "История Русской церкви", 1-я половина II тома. — "Труды Киевской Духовной Академии", 1870 г., июнь. — Ф. Калугин, Зиновий Отенский и его сочинения". — Макарий, "История Русской церкви". — В. А. Никольский, "Феодосий Косой" (беспл. прил. к еженедельнику "Век"). — Коялович, Христианское Чтение", 1871 г., февраль, стр. 280—282.К. Здр—в.
{Половцов}
Феодосий Косой
монах Кирилова Белозер. мон., еретик рационалист, осужден. Москов. собор. 1554 г.
{Половцов}
Косой, Феодосий - один из представителей религиозного движения XVI века. ""Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых"", Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, еще до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что ""во мнишестве ему бе угождая господин его"". В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского . Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашел благоприятные условия для пропаганды своего учения. - Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732 - 733). Полемический характер сочинений Зиновия повел к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: ""к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити"". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их ""идольскими жрецами, ложными учителями"". Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Суждения ученых о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, ""возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием"". В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей. - См. статьи И. Емельянова, ""О происхождении учения Башкина и Косого"", ""Учение Феодосия Косого"" и ""Полемика против учения Косого"" (все три в ""Трудах Киевской Духовной Академии"", 1862); И. Малышевский , ""Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру"" (id., 1876, том II); Ф. Калугин, ""Зиновий, инок Отенский"" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).
Источник: Биографический словарь. 2008