ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК
ок. 752 — 812) — визант. хронист. Монах Сигрианского монастыря, сторонник иконопочитания. Канонизирован церковью. Хронография Ф. И. написана прибл. в 810 — 814, охватывает события 284 — 813; краткие записи об этих событиях расположены по годам (но ориентиров. в них затруднит. из-за того, что Ф. И. пользовался особой системой летосчисления, по к-рой начало эры приходится на 1 сент. 5493 до н.э.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК
Teopanns o Omologntns) (ок. 752-818) - визант. хронист. Монах Сигрианского монастыря, сторонник иконопочитания. Канонизирован церковью. Хронография Ф. И. написана прибл. в 810-814, охватывает события 284-813; краткие записи об этих событиях расположены по годам (но ориентироваться в них затруднительно из-за того, что Ф. И. пользовался особой системой летосчисления, по к-рой начало эры приходится на 1 сент. 5 493 до н. э.). Преимуществ. внимание автор уделяет церк. делам, выражая резко враждебное отношение к иконоборчеству. Гл. источник, привлеченный Ф. И. для освещения 7-8 вв., - т. н. Большой хронограф - не дошел до нашего времени, что делает соч. Ф. И. осн. мат-лом для изучения этого периода. События кон. 8 - нач. 9 вв. описаны по собственным наблюдениям и устным свидетельствам.

Соч.: Chronographiа, v. 1-2, ed. С. de Boor, Lipsiae, 1883-1885 (перепечатка: Hildesheim, 1963); рус. пер.: Летопись византийца Феофана, М., 1884.

Лит.: Успенский К. Н., Очерки по истории иконоборческого движения в Византии в VIII-IX вв. Феофан и его хронография, в сб.: Визант. врем., т. 3, М.-Л., 1950.

А. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Феофан Исповедник
760-818) -визант. историк из среды провинциального богатого чиновничества, монах Сигрианского монастыря. Как активный сторонник иконопочитания, был сослан императором-иконоборцем Львом V. Канонизирован церковью. Его труд «Хронография» (написан в 810—814 гг.) — образец нового жанра средневековой всемирной хроники. Ф.И. опирался при освещении более ранних событий на несохранившиеся труды — на «Большой хронограф» (конец VIII в.) и хронику Траяна Патрикия. События конца VIII— нач. IX в. описаны по собственным наблюдениям и устным свидетельствам. В «Хронографии» представлены важные для понимания иконоборческого движения (см. Иконоборчество) сведения о внешней и внутренней политике империи, о движении павликиан и др. Повествование ведется в строго хронологич. порядке и охватывает события с 284 по 813 г. Примерно в сер. IX в. было переведено на лат. язык.
Лит.: Бибиков М.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии. Вторая пол. VII—XII в. М, 1989; Любарский ЯЛ. Феофан Исповедник и источники его «Хронографии»: К вопросу о методах их освоения // Визант. временник. 1984. Т. 45; Чичуров И.С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV—нач. IX в. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981 год М 1983.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК
VIII – десятые годы IX в.) – ортодоксальный церковный писатель, автор сочинения «Хронография». Его труд рассматривают как образец нового жанра средневековой всемирной хроники (З.В. Удальцова). Феофан ввел погодный принцип повествования: сначала указан год, затем рассказывается об исторических событиях (свержении императоров, смене патриархов, войнах, посольствах, строительстве дворцов, церквей и т.д.), начиная с царствования Диоклетиана (284 г.) до конца правления Михаила I (813 г.), об астрономических явлениях и стихийных бедствиях (язвы, мор, голод), даются описания всех областей империи и ее ближайших соседей (арабов). Автор представлял исторические события как проявление божественной воли, императора – как «божьего избранника», а о себе говорил как об «исповеднике православия», жившем в эпоху «нечестия и гонения на святые иконы». Это определило характер редактирования им материала, заимствованного из трудов его предшественников, с православной точки зрения. Феофан Исповедник первым начал сопоставлять традиционные добродетели идеального императора (знание законов и науки управления государством, образованность, воинская доблесть и др.) с конкретным историческим лицом, выдвинув на первый план религиозное благочестие, любовь к богу и страх перед божьим наказанием. В последней части «Хронографии» повествуется об иконоборческой эпохе, о первых выступлениях Льва III, его столкновениях с патриархом Германом и протесте папы Григория II, о центральном событии иконоборческого движения – соборе 754 г. Главное преступление «нечестивых» императоровиконоборцев Феофан Исповедник видит в «отступлении от Христа, Богоматери и всех святых», в «бесстыдном возбуждении войны против икон». Поэтому их деятельность получает тенденциозное освещение в «Хронографии». Успехи Льва III в сражениях с арабами в 717, 725 и 739 гг. излагаются сжато и объясняются вмешательством и благосклонностью провидения к ромеям, а частые стихийные бедствия, случавшиеся в годы его правления, рассматриваются как божья кара и предостережение. Так же искажается и принижается победа, одержанная Константином V над болгарами при Анхиале в 762 г. Тем не менее с исторической точки зрения последняя часть «Хронографии» является важным источником, так как вся иконоборческая литература была уничтожена после восстановления иконопочитания. Феодор Студит в похвальном слове Феофану Исповеднику отметил его неискушенность в «утонченной мудрости» и ошибочность позиции в церковных спорах о браке императора Константина VI (780 – 097). Труд писателя был высоко оценен Константином VII Багрянородным.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
359.56 кб

РАССКАЗ ОБ ОСАДЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 717-718 Г. В ХРОНИКЕ ФЕОФАНА ИСПОВЕДНИКА: СЛЕДЫ РЕДАКТОРСКОЙ РАБО

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич
Рассказ Феофана Исповедника об осаде Константинополя арабами в 717-718 г. представляет собой многослойное повествование, комбинирующее элементы, заимствованные из различных источников.