Феофил - святой архиепископ новгородский. Начало иноческой жизни Феофил полагал в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим. По смерти его, жребием (15 ноября 1470 г.) Феофил был избран в архиепископа. Феофил принял участие в примирении новгородцев с московским великим князем и был посвящен в архиепископа в Москве; позже, при новом столкновении Новгорода с Москвой, Феофил был лишен кафедры и около трех лет жил в Чудовом монастыре в тесном заключении. Больной Феофил отправился в Киев и уже приближался к Днепру, но здесь скончался (около 1480 г.). Мощи Феофила почивают в Феодосиевой пещере Киевской лавры. Память 28 августа.
Феофил, архиепископ новгородский
— архиепископ новгородский (1470—1480), избран в архиепископы 15 ноября 1470 года по жребию из протодиаконов Вяжищских и ризничих владычных, происхождения неизвестного. Хиротонисан был только 15 декабря 1471 г., так как в это время в Новгороде вспыхнул мятеж, во главе которого стала вдова посадника Борецкого Марфа, временно передавшаяся польскому королю Казимиру. В день хиротонии Ф. с амвона просил великого князя Ивана Васильевича отпустить на свободу бояр новгородских, и 30 человек было отпущено. 7 января 1472 г. Ф. возвратился из Москвы, куда ездил для хиротонии, в Новгород и осенью того же года встречал здесь невесту государя Софию Фоминишну. Ф. два раза бывал в Пскове и поставил там "самозвонные часы" на Святогорском дворе и на Троицком соборе. После окончательного покорения Новгорода Иваном III Ф. несколько раз бывал у царя с челобитной оставить Новгород "по старине", чем заслужил только немилость Ивана Васильевича, и в 1480 году, после подавления нового восстания в Новгороде, был увезен в Москву и здесь заточен в Чудов монастырь. Уничтожив самобытность гражданскую, Иван Васильевич покусился также и на церковную. Злополучный владыка Ф. в половине 1483 г., находясь в заточении, должен был, в угоду победителю, подписать так называемую отреченную грамоту — "архиепископом не именоватися и в смиреннейших пребывати до последнего издыхания" (напечат. в "Чт. Общ. Ист. и Др. Росс.", 1866 г., № 3), после чего был освобожден и до конца жизни оставался в Москве. В 1484 г. Ф. отправился в Киев на поклонение св. мощам, но по дороге скончался. Мощи его находятся в киевских пещерах.
А. В. Экземплярский
, "Великие и удельные князья северной Руси", СПб., 1891 г., т. II, стр. 144. — Сергий, II, стр. 226. — Буслаев, "Исторические очерки", II, стр. 356. — "П. С. Р. Л.", т. ІV, стр. 235—236; т. V, стр. 19; т. VI, стр. 42. — Филарет, "Русские святые", август, стр. 113—114. — Барсуков, "Источники русской агиографии", СПб., 1882 г., стр. 611—613. — К. Я. Здравомыслов, "Иерархи Новгородской епархии", Новгород, 1897 г., стр. 26. — Прот. Тихомиров, "Новгородские иерархи".P.
{Половцов}
Феофил, архиепископ Новгородский
(затворник) — преподобный Печерский, архиепископ Новгородский и Псковский.
† 1482, память 26 октября/ 8 ноября, 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2—ю Неделю Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в 3—ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.
Иночество принял в Отенской пустыни и при архиепископе Новгородском Ионе († 1470; память 5/18 ноября) был протодиаконом и ризничим.
15 ноября 1470 года по жребию был избран в архиепископа. Много трудностей выпало на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Ивана III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: "Не изменяйте Православию, или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа". Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. В Новгороде взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с Литовским князем. Новгородцы заключили с Польским королем и великим Литовским князем Казимиром IV договор, в котором было условлено, чтобы он не отнимал у них православной веры греческой, предоставил им поставить себе владыку, где сами захотят в своем православном христианстве, не ставил ни в Новгороде, ни во всей земле Новгородской римских церквей и держал на Городище своего наместника непременно веры греческой, православной. Когда известие о событиях в Новгороде достигло Москвы, великий князь Иван III отправил туда своего посла с такими речами, "чтобы отчина его от Православия не отступали, лихую мысль у себя из сердца удалили, к латинству не приставали и ему, великому князю, били челом да исправились, а он, великий государь, готов жаловать их и держать по старине". Со своей стороны, и митрополит Московский Филипп († 1473; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) послал новгородцам, одну за другою, две обширные грамоты. Он выражал свое удивление, как пришла им неподобная мысль отступить от своего господина, "отчича и дедича", христианского государя русского, и приступить к чужому, латинскому государю и королю. Убеждал нареченного владыку Феофила, архимандритов, игуменов и все священство, чтобы они утверждали своих духовных детей в православной вере и оберегали их от сетей латинской ереси. Убеждал всех новгородцев смириться под крепкую руку благоверного государя земель русских, не отдаваться латинскому господарю и не допускать, чтобы в церквах их поминалось на ектениях имя иноверного государя. Когда убеждения не подействовали, в Новгород были направлены полки. Едва рать выступила в поход, едва сам великий князь Иван III отправился вслед за нею (20 июня 1471 года), как святитель Филипп поспешил отправить к нему свое ходатайство за новгородцев. Ходатайство митрополита было очень своевременно. Войска великого князя нанесли новгородцам страшное поражение на реке Шелони (14 июля) и заставили их смириться. Нареченный владыка Феофил, старые посадники приехали к великому князю Ивану III просить пощады. Великий князь смиловался, взял большой откуп (15 500 рублей) и заключил с новгородцами новый договор (11 августа).
Через четыре месяца нареченный епископ Феофил прибыл в Москву и 15 декабря 1471 года был хиротонисан митрополитом Филиппом во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.
В день хиротонии владыка Феофил с амвона просил великого князя о помиловании заточенных новгородских бояр, участников мятежа. Великий князь выполнил просьбу святителя, и на свободу было отпущено 30 пленных бояр.
7 января 1472 года архиепископ Феофил возвратился из Москвы в Новгород и осенью встречал невесту великого князя Ивана III Софью Фоминишну Палеолог. Дважды владыка Феофил ездил во Псков и поставил там "самозвонные часы" на Святогорском дворе и на Троицком соборе.
После покорения Новгорода архиепископ Феофил много раз бывал у великого князя с челобитной оставить Новгород "по старине", чем заслужил его немилость.
Жители Новгорода, хотя заключили в 1471 году с великим князем Иваном III договор быть в покорности ему и не сноситься с Польским королем Сигизмундом, но не переставали своевольничать. Великий князь Иван III употреблял против них разные меры: одних казнил, других отводил в Москву и заключал в темницы; поставил в Новгород своих наместников, взял оттуда в Москву вечевой колокол, отобрал в 1478 году у новгородцев многие земли и волости, в том числе немало монастырских и владычних. Все это увеличивало недовольство в Новгороде против великого князя. Новгородцы обратились за помощью к великому князю Литовскому Казимиру IV для освобождения себя из-под власти Московского князя. Великий князь Иван III, как только узнал об этом, отправился в Новгород со своими полками.
19 января 1480 года архиепископ Феофил был обвинен будто бы в связях с Литвой, схвачен и послан в Москву под стражею, а все имущество его, множество золота, серебра и сосудов, взяты в княжескую казну. В Москве архиепископ Феофил без всякого суда был заключен в Чудов монастырь и "сидел полтретья лето, ту и преставися". В июле 1482 года архиепископ Феофил подписал отреченную грамоту "архиепископом не именоватися и в смиреннейших пребывати до последнего издыхания". По преданию, когда архиепископ Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился ему святитель Новгородский Нифонт (†
1156; память 8/21 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Архиепископ Феофил отправился в Киев и скончался в пути 26 октября 1482 года. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах Киево-Печерской лавры.
Литература:
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 26, 27. Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, с. 307—334. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности: в 2 т. — СПб., 1861. — Т. 2, с. 356.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902. — Т. 2, с. 226.
Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. — СПб., 1889—1891. — Т. 2, с. 144. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд. — СПб., 1882. — Т. 2, август, с. 113—114. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 168. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, август, с. 428—430. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 266—269, прим. 2. Германов С. На Афон и Святую Землю. — М., 1912, ч. 1, с. 30.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 611—613. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 425. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. — М., 1909, с. 9. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 102.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 71. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 4, с. 235—236; т. 5, с. 19; т. 6, с. 42.
Исторический вестник. — СПб., 1886. — Т. 23, с. 11.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2418. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 478—479.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — СПб., 1862, с. 253.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 4, ч. 1, с. 40—43, 50, 225, 483; т. 4, ч. 2, с. 146, 247. Настольная книга священнослужителя. — М., 1978. — Т. 2, с. 223—224.
Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 37.