ФЕОФИЛ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Феофил
лицо, которому Лука посвящает свое Евангелие и Деян. (Лук. 1: 3; Деян. 1:1).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Феофил
возлюбленный Божий) (Лк 1.3; Деян 1.1)-друг и, возможно, покровитель евангелиста Луки, для которого последний написал свое Евангелие и книгу Деяний Апо­столов.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ФЕОФИЛ
любящий Бога; Лк 1:3, Деян 1:1) — одно из замечательнейших лиц из Христиан Греческого происхождения, для которого, как для своего особенного друга и патрона, еванг. Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Название достопочтенный, которое прилагает ев. Лука Феофилу в своем Евангелии, несомненно указывает на его высокое общественное положение (1:3).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ФЕОФИЛ
ум. 842) — визант. император 829 — 842. При Ф., вступившем на престол после подавления нар. восстания Фомы Славянина, складывающ. класс феодалов сплотился вокруг императ. власти. Ф. боролся против коррупции чиновничества, покровит. развитию ремесла, торговли, иск-ва и науки. Ф. был последним из императоров, проводивших активную иконоборч. политику. В 883 издал эдикт о закрытии всех монастырей в населенных пунктах.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФЕОФИЛ
   • Theoph?lus,
         ????????,
       1. поэт средней аттической комедии, из 8 пьес которого сохранились отрывки (собр. Meineke fragm. com. Graec., III, p. 626 слл. и р. 816 слл. меньшего издания);
       2. автор сочинений о сельском хозяйстве. Varr. r. r. 1, 1, 9;
       3. ученый юрист, участвовавший в составлении Institutionum; сохранившаяся греческая парафраза их составлена по его чтениям;
       4. врач, современник Галена.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Феофил

— святой, архиепископ новгородский. Начало иноческой жизни Ф. полагал в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим. По смерти его, жребием (15 ноября 1470 г.) Ф. был избран в архиепископа. Ф. принял участие в примирении новгородцев с московским великим князем и был посвящен в архиепископа в Москве; позже, при новом столкновении Новгорода с Москвой, Ф. был лишен кафедры и около трех лет жил в Чудовом монастыре в тесном заключении. Больной Ф. отправился в Киев и уже приближался к Днепру, но здесь скончался (около 1480 г.). Мощи Ф. почивают в Феодосиевой пещере Киевской лавры. Память 28 августа.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ФЕОФИЛ
годы правления 829 – 842) – византийский император, который ввел обряд коронования василевса патриархом, а соправителя – с участием автократора. Воспитателем императора был видный идеолог иконоборческого движения Иоанн Грамматик. Византийские историки писали о Феофиле как о справедливом правителе и образованном человеке, изучавшем теологию, астрономию, естественные науки, историю, греческий и латинский языки. Он занимался рисованием и перепиской манускриптов, принимал участие в теологических дискуссиях. В период его царствования в Крыму была создана фема Климаты с центром в Херсонесе, чтобы противостоять не только угрозе со стороны хазар, но и стремлению Херсонеса к независимости. Феофил стремился найти союзников для совместных действий против арабов. С этой целью он отправил посольство в Трир к Лотарю I в 842 г., предложив руку своей дочери сыну короля Людовику. При Феофиле был сооружен комплекс зданий между дворцом, построенным Константином I, и хрисотриклинием. В глубине одного из них находился Мистерион, обладавший необыкновенным акустическим эффектом. В хрисотриклинии Магнаврского дворца были установлены различные механизмы (золотые платаны, органы, львы, поющие птицы, рифоны и др.), в изготовлении которых участвовал Лев Математик. Он же предложил Феофилу сконструировать две пары синхронно двигающихся часов и установить их во дворце и в пограничной крепости Лулон на севере Тарса, чтобы предупреждать императора о событиях в пограничной с арабами области. Феофил назначил Льва Математика профессором школы, находившейся при церкви 40 мучеников севастийских. Он первым из императоров (следующими были Василий I, Лев VI, Константин VII Багрянородный) принял участие в пении сочиненных им музыкальных произведений, исполнявшихся в храме св. Софии. В годы правления Феофила врач Лев написал компилятивные сочинения «Общий обзор медицины» в 7 книгах и «Общий обзор о природе людей». О царствовании Феофила рассказал Иосиф Генесий в хронике «Четыре царства». Уничижительная характеристика императору дана в хронике Продолжателя Георгия: «Притворяясь внешне справедливым, Феофил оскорблял веру и благочестие больше, нежели его предшественники на троне». В этой же хронике изложена история сватовства будущего императора, отвергшего красавицу поэтессу Кассию за ее смелый ответ («Но и все наилучшее исходит из женщины») на его слова: «Зло произошло от женщины!». Феофил выступает в качестве действующего лица в диалоге «Тимарион»: вместе с мифологическими персонажами Миносом и Эаком он является судьей в подземном царстве и разрешает Тимариону вернуться на землю.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ФЕОФИЛ

Византийский император Аморийской династии, правивший в 829-842 гг. Сын Михаила II. Род ок. 812 г. Умер 20 янв. 842 г.
Получив императорскую власть, Феофил пожелал прослыть приверженцем правосудия и неусыпным стражем гражданских законов. С этой целью он прежде всего решил предать смерти и гибели сообщников своего отца, которые обеспечили ему царство, убив Льва Армянина. Он собрал во дворце всех чиновников и объявил, что хочет наградить тех, кто помогал его отцу победно бороться за царство. Обманутые такими речами, они все назвали себя Феофил же велел схватить их и казнить. В последующие годы он так преуспел в делах правосудия, что всем дурным людям был страшен, а всем хорошим - удивителен. Каждый день он проезжал по центральной улице, направляясь в Влахернский храм, и при этом был доступен для всех, в особенности же для обиженных, которые могли выплакать ему все свои обиды. Чтобы лучше знать нужды византийцев, император имел обыкновение обходить рынок и осматривать товары. У каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот свой товар, и делал это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про что-то одно, а про все: еду, питье, топливо, одежду. Он не позволял купцам вздувать цены и наживаться. Рассказывают, что однажды Феофил заметил в гавани огромный корабль и стал узнавать, чей он и какие припасы везет. В ответ он услышал, что корабль - августы. Удивленный и огорченный этим, он велел сжечь его вместе с якорями, парусами и всем грузом. "Кто когда видел, - сказал он, - чтобы ромейский царь или его супруга были купцами?" Свою жену Феодору он осыпал всевозможными оскорблениями и даже пригрозил лишить ее жизни, если только уличит в чем-то подобном.
Не меньше, чем о законности, пекся Феофил о делах религии. По словам своего жизнеописателя, он любил церковное пение так, как только отец может любить детей своих, а по светлым праздникам не отказывался и сам управлять хором в храме святой Софии. Он сочинял гимны, клал на музыку стихиры, поправлял старинные оды и писал духовные стихи, которые и после его смерти исполнялись в церквах во время праздников. Однако в вопросах веры он придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому гнал как только мог почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, а многие монастыри и обители превращены в мирские пристанища. Всем богомазам он велел отречься от своего ремесла, и те, кто хотел сохранить свободу, должны были плевать на иконы и топтать их ногами.
В войнах Феофилу не было успеха. Едва приняв власть, он должен был начать борьбу с арабами, которая тянулась с перерывами до самой его смерти. В октябре 829 г. в сражении у острова Фасос полностью погиб ромейский флот. В последующие годы арабы не переставали грабить Кикладские острова. Еще хуже складывалось положение в Сицилии. В 831 г. мусульмане захватили Мессину и Палермо. Под властью ромеев осталась лишь небольшая часть острова с блокированными Сиракузами. В Азии дела шли с попеременным успехом. В 831 г. Фео-фил рассеял большое арабское войско, пленив 25 000 врагов. Весной 837 г. ромеи взяли и разграбили Запетру, родной город халифа Му-тасима. Но уже летом 838 г. арабы вторглись в пределы империи и на Дазимонской равнине произошло жестокое сражение. Сначала успех был на стороне ромеев, и они обратили арабов в бегство. Но потом мусульмане вновь построились в боевые ряды и повернули ход битвы. Ромеи, не выдержав их натиска, бежали. Сам Феофил едва не попал в плен - враги уже окружили его со всех сторон, но царские отряды совместно с персами (они сражались на стороне Феофила) обступили его и под покровом ночи сумели провести к своим. После этой победы арабы взяли Амо-рий - родной город императора, и устроили там страшную резню. В 840 г. они достигли Южной Италии, захватили Тарент и осадили Бари. Ромеи с большим трудом сдерживали их наступление. Сам Феофил вскоре после гибели родного города занемог тяжелой желудочной болезнью и скончался в 842 г., будучи еще совсем молодым (Продолжатель Феофана: 3; 1-4, 8-10, 13, 16, 29, 31, 34, 34, 40).

Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Воевода Саратова Григорий Иванович Феофилатьев (1634-1637)

Рабинович Яков Николаевич
В статье рассмотрены неизвестные страницы истории левобережного Саратова, связанные с пребыванием в этом городе воеводы Григория Ивановича Феофилатьева.
Читать PDF
0.00 байт

Неизвестный славянский перевод фрагмента “Послания трех патриархов императору Феофилу” в сборнике ру

Мария Владимировна Корогодина
В рукописи второй половины XV в. сохранился фрагмент славянского перевода “Послания трех восточных патриархов императору Феофилу”.

Похожие термины: