Феогнид
Феогнид
(примерно 2-я половина VI в. до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик. Сохранились две книги «Элегий» (почти 1400 стихов). В них он рассказывает своему другу о нравственных принципах аристократов. Эти советы перемежаются с пиршественными молитвами. Феогнид не понимал исторических перемен в развитии общества и оставался защитником идеалов аристократии, за что и был отправлен демократическими властями в ссылку.
ФЕОГНИД
2-я пол. 6 в. до н.э.) — греч. поэт из Мегары, выходец из старого аристократич. рода. Сохран. две книги «Элегий» (почти 1400 стихов) под его именем, хотя не все они принадлежат перу Ф. «Элегии» написаны дистихом и по своему содержанию не связаны строго между собой. Отчасти они относятся к гномич. поэзии. В «Элегиях» Ф. рассказывает своему юному другу Кирну о нравств. прин-ципах аристократов (это и явл. ядром всего собрания стихов). Подобные нравств. советы перемежаются с пиршеств. мотивами. Др. стихи явл. обвинением: поэт-аристократ критикует соц. перемены, в результате к-рых к власти пришло демократич. гражданство и появилась новая денежная знать. Ф. не понимал ист. перемен в развитии общества и продолжал оставаться защитником идеалов аристократии, за что, по всей видимости, и был отправлен демократич. властями в ссылку.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Феогнид
примерно 2-я пол. 6 в. до н. э., греч. поэт из Мегары, выходец из старого аристократич. рода. Сохранились две книги «Элегий» (почти 1400 стихов) под его именем, хотя не все они принадлежат перу Ф. «Элегии» написаны дистихом и по своему содержанию не связаны строго между собой. Отчасти они относятся к гномической поэзии. В «Элегиях» Ф. рассказывает своему юному другу Кирну о нравств. принципах арисгоратов (это и является ядром всего собрания стихов). Подобные нравств. советы перемежаются с пиршеств, мотивами. Другие стихи являются обвинением: поэт-аристократ критикует социальные перемены, в результате которых к власти пришло демократич. гражданство и появилась новая денежная знать. Ф. не понимал историч. перемен в развитии общества и продолжал оставаться защитником идеалов аристократии, за что, по всей видимости, и был отправлен демократич. властями в ссылку.
Источник: Словарь античности. 1989
ФЕОГНИД
• Theognis,
???????, элегический поэт, живший ок. 540-500 гг. до Р. X, был родом из аттической Мегары и принадлежал к богатой дорической знати этого города, которая около этого времени, при демократическом перевороте, утратила свое политическое влияние и богатство. Ф. гордый аристократ, также потерпел убытки от этой революции, чем и объясняются его горькие жалобы на испорченность и несправедливость противников. Ему приписывается дошедший до нас сборник двустиший, состоящий из 1389 стихов. Но между ними попадаются также стихи Солона, Тиртея, Мимнерма и др.; плохие же стихи эротического содержания, начиная с 1231 стиха, принадлежат, вероятно, позднейшему времени. Весь сборник состоит из отрывков без всякой внутренней связи, хотя кое-где встречаются краткие, полные элегии. Ф., как и другие элегики до него, в своих элегиях постоянно имел в виду действительную жизнь того времени, из многочисленных изречений в его стихотворениях уже рано стали составлять сборники для употребления в школах. Эти сборники, составленные, без сомнения в известном порядке, утрачены, дошедший же до нас сборник относится, вероятно, к позднейшему времени и составлен без всякого порядка, по цитатам, встречавшимся у других писателей. Большинство из стихотворений Ф. были увещевательные элегии к знатному мегарскому юноше по имени Кирну, сыну Полинаида; в существующем сборнике встречаются также отрывки из элегий другого рода, особенно из застольных элегий. Изд. Camerarius (1551), Sylburg (1591), Bekker (1815 и 1827), Welcker (1826, главное изд.), Orelli (1840), Bergk (в poet. lyr. Graec.), Ziegler (1868), (2-е изд., 1880) Sitzler (1880) Nietzsche, zur Geschichte der Theognischen Spruchsammlung, Rhein. Mus. Bd. 22, стр. 161 слл.
???????, элегический поэт, живший ок. 540-500 гг. до Р. X, был родом из аттической Мегары и принадлежал к богатой дорической знати этого города, которая около этого времени, при демократическом перевороте, утратила свое политическое влияние и богатство. Ф. гордый аристократ, также потерпел убытки от этой революции, чем и объясняются его горькие жалобы на испорченность и несправедливость противников. Ему приписывается дошедший до нас сборник двустиший, состоящий из 1389 стихов. Но между ними попадаются также стихи Солона, Тиртея, Мимнерма и др.; плохие же стихи эротического содержания, начиная с 1231 стиха, принадлежат, вероятно, позднейшему времени. Весь сборник состоит из отрывков без всякой внутренней связи, хотя кое-где встречаются краткие, полные элегии. Ф., как и другие элегики до него, в своих элегиях постоянно имел в виду действительную жизнь того времени, из многочисленных изречений в его стихотворениях уже рано стали составлять сборники для употребления в школах. Эти сборники, составленные, без сомнения в известном порядке, утрачены, дошедший же до нас сборник относится, вероятно, к позднейшему времени и составлен без всякого порядка, по цитатам, встречавшимся у других писателей. Большинство из стихотворений Ф. были увещевательные элегии к знатному мегарскому юноше по имени Кирну, сыну Полинаида; в существующем сборнике встречаются также отрывки из элегий другого рода, особенно из застольных элегий. Изд. Camerarius (1551), Sylburg (1591), Bekker (1815 и 1827), Welcker (1826, главное изд.), Orelli (1840), Bergk (в poet. lyr. Graec.), Ziegler (1868), (2-е изд., 1880) Sitzler (1880) Nietzsche, zur Geschichte der Theognischen Spruchsammlung, Rhein. Mus. Bd. 22, стр. 161 слл.
Феогнид
из Мегары, VI в. до н. э., греческий поэт. Подименем Ф. сохранился сборник элегий, насчитывающий примерно 1400 стихов. Довольно трудно установить, какие из них и вправду являются произведением Ф., а какие написаны другими поэтами (Мимнермом, Солоном, Тиртеем). Достаточно часто встречаются повторения, а иногда и противоречия. О жизни самого Ф. нам известно немногое. Аристократ по происхождению и убеждениям, он жил в период крупных общественных перемен и долгой борьбы за власть, которая уже бесповоротно ускользала из рук старой родовой аристократии. Заклятый ваг демократии, Ф. вынужден был покинуть Мегару и удалиться в изгнание. Сборник, сохранившийся под именем Ф., открывают три обращения: к Аполлону, Артемиде, Музам и Харитам — богиням красоты. До сих пор не удалось ни выявить композиционные принципы сборника, ни разделить его на отдельные элегии. Предположительно, это конгломерат различных сентенций и произведений. Тематически в нем можно выделить три основные группы мотивов. Наиболее отчетливо прослеживается цикл элегий, адресованных молодому аристократу Кирну. Ф. излагает ему унаследованный от предков моральный кодекс аристократа, верного идеалам своего класса. В основе кодекса лежит деление всех людей согласно их происхождению на «хороших, благородных», то есть аристократов, и «злых, подлых», к которым относятся все остальные. Здесь еще нет представления о надклассовой этике. В соответствии с этой терминологией, все пороки и недостатки Ф. механически приписывает «злым», а всю полноту достоинств и добродетелей — «добрым». Первая заповедь аристократа — держаться вдали от «подлых» и общаться исключительно с аристократами. Нужно переждать злые времена демократического правления до того часа, когда придет избавитель и вернет старый порядок. В одной из элегий к Кирну Ф. вписал собственное имя, то есть отметил ее «личной печатью» (sphragis), которая должна была сохранить для потомства имя автора элегий и предотвратить изменение их содержания. К этой группе мотивов тесно примыкает следующая, прозванная «жалобами аристократа». Она состоит из разбросанных по всему сборнику сетований на трудное материальное положение, просьб к Зевсу о помощи, жалоб на новых правителей государства, аллегорически представленного в образе ладьи , управляемой нерадивыми моряками, которую носит по морю. Спасти государство Ф. призывает не только аристократов, но и «разумных подлых». И наконец, третью группу составляют застольные мотивы: дружба, правила употребления вина, любовь, молитвы перед пиром и во время него, а также застольные политические беседы, в том числе угроза набега мидян. Отдельные элегии сборника, сохранившегося под именем Ф., пели в Аттике во время пира на протяжении многих десятилетий VI и V вв. до н. э. как сколии. Многие античные писатели цитировали Ф. как моралиста, среди них Платон, Ксенофонт, Аристотель.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999