Феокрит
ФЕОКРИТ
Теокрит (3 в. до н.э.) — др.-греч. поэт. Принадлежал к т.н. александрийской школе. Жил на о-ве Кос и в Александрии при дворе царя Птолемея II Филадельфа. Ф. — создатель жанра буколики.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФЕОКРИТ
поэт, родом из Сиракуз, жил около 250 г. до н. э. Он посетил Александрию, где пользовался покровительством Птолемея Филадельфа. Вернувшись в Сиракузы, он написал свои знаменитые идиллии, или картинки из пастушеской жизни.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Феокрит
(лат. Pheocritus, конец IV – 1-я половина III вв. до н. э.) — древнегреческий поэт. Основал жанр идиллии, в которой предметом любования становится простота и естественность невзыскательного быта. Идиллии Феокрита положили начало европейской традиции «буколической» («пастушеской поэзии») литературы.
Феокрит
поэт, представитель древне-греческого романтизма, возникшего в эпоху между 315 - 300 г.г. до нашей эры, после завоевания Греции Римом. Настроения, которыми питалась эта поэзия, - грусть о потерянной свободе, любовь к прошлому, к простой, наивной старине и к патриархальному быту. Отсюда стремление опоэтизировать быт простого народа, главным образом, пастухов. Наиболее распространенной формой этой "пасторальной" (пастушеской) поэзии было соединение лирической песни с драматической сценкой, получившее название идиллии или буколики.
Феокрит
1-я пол. 3 в. до н. э., эллинистич. поэт из Сиракуз. Жил на о. Кос и в Александрии, где в лице Птолемея II Филадельфа нашел покровителя. Сохранились 30 стихов и одно фигурное стихотворение «Сиринга» («Sirinx»), подписанные его именем, однако не все являющиеся подлинными. Эти стихи, получившие назв. «Идиллии» («Eidyllia»), послужили основой для появления буколич. пастушеской поэзии. Ф. мастерски, иногда неск. идеализированно изображает жизнь крестьян и пастухов в ее простоте и естественности, не отказываясь при этом от некрой возвышенности, свойств, александрийской поэзии. Известно немало его стихов-мимов, в которых правдиво изображены черты простого народа («Волшебницы», «Женщины на адонии»). В эпиллиях «Гилас» и «Маленький Геракл» Ф. выступает сторонником Каллимаха, отрица гельно относившегося к большому эпосу. Существуют 24 эпиграммы, приписываемые Ф., подлинность некоторых из них вызывает сомнение. Чаще всего поэт писал гекзаметром на дорийском диалекте, пользуясь при случае эолийским и ионическим диалектами. Творчество Ф. стало примером для мн. поэтов последующих поколений, но у них особенно заметно стремление к идеализации действительности, что становится типичным для поэзии Европы начиная с эпохи Ренессанса. И. Г. Фосс первым вернулся к характерному для Ф. реализму в изображении действительности.
Источник: Словарь античности. 1989
ФЕОКРИТ
Theokritos) (ок. 300 до н. э., предположительно Сиракузы – ок. 240 до н. э., место смерти неизвестно), древнегреческий поэт, основоположник идиллической поэзии. Известны лишь два факта его биографии: он долго жил на о. Кос, где общался с другими поэтами, а потом в Александрии, где прославлял Птолемея II Филадельфа. В I в. до н. э. из его стихов, впервые названных идиллиями (т. е. картинками) был составлен сборник. До нас дошли 30 идиллий (подлинность 8 из них сомнительна) и 26 эпиграмм. Написанные гекзаметром, идиллии разнообразны по жанровой окраске: среди них есть эпиллии (малые эпические поэмы), два энкомия (хвалебные песни), мимы (драматические бытовые сценки) и буколики (пастушеские песни), которым впоследствии подражал Вергилий. Феокрит прежде всего стал известен как творец буколик – преимущественно диалогических стихотворений, в которых изображаются беседующие на лоне природы пастухи. Поэтизация простого сельского быта и беззаботной пастушеской жизни, наполненной музыкой и любовью, а также каталогизация пейзажных деталей – основные приметы поэтической манеры автора. Наиболее популярны идиллии 1-я (со вставной песней об умирающем от любви пастухе Дафнисе), 7-я (о сельском празднике), 11-я (о любви циклопа Полифема к нереиде Галатее), 15-я (о двух сиракузянках на празднике Адониса). Поэт также известен как один из первых европейских стихотворцев, обращавшихся к форме фигурного стиха.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ФЕОКРИТ
• Theocr?tus,
?????????, буколический поэт, родом из Сиракуз, жил ок. 252 г. до Р. X. Обстоятельства его жизни малоизвестны; проживал то в Александрии, где за свою ученость и образованность пользовался покровительством Птолемея Филадельфа, то в Сиракузах во время Гиерона II. Ф. считается основателем буколического рода поэзии; он придал ей особую художественную форму, давшую ей право на отдельное место в литературе. С незапамятных времен сицилийские пастухи составляли безыскусственные буколические стихи для попеременного или состязательного пения. Судьба Дафна, идеала пастухов, его любовь и смерть служили главным содержанием таких стихов; поэтому этот пастушеский герой иногда называется изобретателем буколической поэзии. Ф., сохраняя некоторые особенности безыскусственной пастушеской песни, напр., симметрическую форму состязательного пения и интеркалярные стихи, описывал простую жизнь пастухов своей родины в стихотворениях, получивших название ????????? (картинки), потому что они в виде маленьких картинок представляли сцены из пастушеского быта. Но он не ограничивался исключительно пастушеской жизнью, а изображал также сцены и характеры из низших слоев народа, рыбаков, крестьян и простых горожан. Эти маленькие картинки полны драматического движения и жизни, личности нарисованы естественно, метко, типично — это люди, имеющие плоть и кровь, чувствующие, говорящие и действующие согласно степени их образования и правам того времени. Идиллии Ф. представляют простое, естественное и наглядное изображение яркими красками действительной жизни, отличаются поэтическим изложением, полны веселого юмора и иногда нарисованы крепкими штрихами, но без всякой грубости и пошлости. Поэт везде обнаруживает свойственное сицилийским грекам дарование тонкого наблюдателя и искусного подражателя, поэтический вкус и понимание красот природы. Язык его произведений выразителен, прост и ясен и представляет верное подражание народной речи. Диалект — смешанный; основанием его служит язык родины Ф., дорическое наречие в Сицилии, облагороженное употреблением форм из других диалектов. Недавно найденное последнее стихотворение из 33 стихов написано на эолическом наречии. Ф. приписываются, кроме 22 эпиграмм и отрывка ????????, еще 30 стихотворений различного содержания, известных под общим названием «Идиллий», подлинность которых, однако, некоторыми оспаривается. Ф. в буколической поэзии достиг высшего совершенства; он был не только основателем ее, но почти единственным представителем между греками. Предшественником его считался Стесихор, который, как говорят, сочинял ???? ?????????, в которых воспевал Дафна и его страдания, но более в эпическо-лирической форме. Учеником и подражателем Ф. был современник его Бион из Смирны, который последние годы своей жизни провел в Сиракузах. Из его сочинений сохранились: одна большая поэма ????????? ???????? и несколько мелких, отчасти отрывочных, стихотворений. Учеником Биона считается Мосх Сиракузский, современник Биона и Ф., но моложе их. Кроме небольших стихотворений его до нас дошли ????????? ?????? и две идиллии с эпическим характером. Но ни Бион, ни Мосх не были буколиками вроде Ф.; стихи их, представляя слабое подражание его произведениям с чисто внешней стороны, лишены драматизма, простоты и естественности. Они чувствительны, сентиментальны, изящны до излишества. Лучше всего им удаются небольшие вещицы эротического содержания. Изд. Reiske (1765 и сл.), Valckenaer (с Бионом и Мосхом, 1799 и 1810), Heindorf (вместе с Б. и М., 1810), Kiessling (1819), W?stemann (1830), I. A. Iacobs (1824), Meineke (вместе с Б. и М., 3-е изд., 1856), Ziegler (2-е изд., 1867), Ahrens (вместе с Б. и М., 1855-1859, критическое главное изд.; текст 2-го изд., 1856), Fritzsche (2-е изд., 1869; Крит. изд., 1870). Wordsworth (1777). Изд. Биона и Мосха: Hermann (1849), Ziegler (1868), Lexicon Theocriteum ed. Rumpel (1879).
?????????, буколический поэт, родом из Сиракуз, жил ок. 252 г. до Р. X. Обстоятельства его жизни малоизвестны; проживал то в Александрии, где за свою ученость и образованность пользовался покровительством Птолемея Филадельфа, то в Сиракузах во время Гиерона II. Ф. считается основателем буколического рода поэзии; он придал ей особую художественную форму, давшую ей право на отдельное место в литературе. С незапамятных времен сицилийские пастухи составляли безыскусственные буколические стихи для попеременного или состязательного пения. Судьба Дафна, идеала пастухов, его любовь и смерть служили главным содержанием таких стихов; поэтому этот пастушеский герой иногда называется изобретателем буколической поэзии. Ф., сохраняя некоторые особенности безыскусственной пастушеской песни, напр., симметрическую форму состязательного пения и интеркалярные стихи, описывал простую жизнь пастухов своей родины в стихотворениях, получивших название ????????? (картинки), потому что они в виде маленьких картинок представляли сцены из пастушеского быта. Но он не ограничивался исключительно пастушеской жизнью, а изображал также сцены и характеры из низших слоев народа, рыбаков, крестьян и простых горожан. Эти маленькие картинки полны драматического движения и жизни, личности нарисованы естественно, метко, типично — это люди, имеющие плоть и кровь, чувствующие, говорящие и действующие согласно степени их образования и правам того времени. Идиллии Ф. представляют простое, естественное и наглядное изображение яркими красками действительной жизни, отличаются поэтическим изложением, полны веселого юмора и иногда нарисованы крепкими штрихами, но без всякой грубости и пошлости. Поэт везде обнаруживает свойственное сицилийским грекам дарование тонкого наблюдателя и искусного подражателя, поэтический вкус и понимание красот природы. Язык его произведений выразителен, прост и ясен и представляет верное подражание народной речи. Диалект — смешанный; основанием его служит язык родины Ф., дорическое наречие в Сицилии, облагороженное употреблением форм из других диалектов. Недавно найденное последнее стихотворение из 33 стихов написано на эолическом наречии. Ф. приписываются, кроме 22 эпиграмм и отрывка ????????, еще 30 стихотворений различного содержания, известных под общим названием «Идиллий», подлинность которых, однако, некоторыми оспаривается. Ф. в буколической поэзии достиг высшего совершенства; он был не только основателем ее, но почти единственным представителем между греками. Предшественником его считался Стесихор, который, как говорят, сочинял ???? ?????????, в которых воспевал Дафна и его страдания, но более в эпическо-лирической форме. Учеником и подражателем Ф. был современник его Бион из Смирны, который последние годы своей жизни провел в Сиракузах. Из его сочинений сохранились: одна большая поэма ????????? ???????? и несколько мелких, отчасти отрывочных, стихотворений. Учеником Биона считается Мосх Сиракузский, современник Биона и Ф., но моложе их. Кроме небольших стихотворений его до нас дошли ????????? ?????? и две идиллии с эпическим характером. Но ни Бион, ни Мосх не были буколиками вроде Ф.; стихи их, представляя слабое подражание его произведениям с чисто внешней стороны, лишены драматизма, простоты и естественности. Они чувствительны, сентиментальны, изящны до излишества. Лучше всего им удаются небольшие вещицы эротического содержания. Изд. Reiske (1765 и сл.), Valckenaer (с Бионом и Мосхом, 1799 и 1810), Heindorf (вместе с Б. и М., 1810), Kiessling (1819), W?stemann (1830), I. A. Iacobs (1824), Meineke (вместе с Б. и М., 3-е изд., 1856), Ziegler (2-е изд., 1867), Ahrens (вместе с Б. и М., 1855-1859, критическое главное изд.; текст 2-го изд., 1856), Fritzsche (2-е изд., 1869; Крит. изд., 1870). Wordsworth (1777). Изд. Биона и Мосха: Hermann (1849), Ziegler (1868), Lexicon Theocriteum ed. Rumpel (1879).
Феокрит
греч. Theokritos)
(конец IV в. - 1-я пол. III в. до н.э.)
греческий поэт, выходец из Сиракуз, один из наиболее видных представителей александрийской поэзии; известен как автор идиллий, сценок из жизни пастухов и земледельцев. Вместе с тем Ф. показывает в своих произведениях и реалии городской жизни, создает галерею образов представителей самых различных профессий и социальных слоев - врачей, воинов, купцов, атлетов, гадалок, молодых бездельников, флейтисток и т.д.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 300 - ок. 260 до н. э.)
Греческий пасторальный поэт из Сиракуз, жил главным образом на острове Кос и в Александрии. Его "Идиллии" включают в себя дидактические эпиграммы, поэмы, прославляющие Птолемея, а также стихи-мимы, в которых правдиво изображена жизнь простого народа, например празднества, посвященные Адонису. Высшим достоинством Феокрита было создание жанра пасторальной поэзии, которая оказала значительное влияние на Вергилия и всю последующую буколику (см. Аркадия). Хотя он писал на дорийском диалекте для изысканной аудитории, его искренняя поэзия получила признание у сельских жителей Сицилии и Южной Италии.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(1-я пол. IV в. до н. э.)
др.-гр. поэт. Род. в Сиракузах, был близок ко двору мест, правителя Гиерона И; затем жил на о-ве Кос и в Александрии. Под именем Ф. известно 30 небол. поэм (подлинность нек-рых из них сомнительна) и 26 эпиграмм, собр. воедино только в Риме во 2-й пол. I в. до н. э. В совр. литературовед, поэмы Ф. принято называть идиллиями, хотя в действительности его твор-во значительно шире, чем предполагает традиц. представление об этом жанре. В наследии Ф. м. б. выделены, не считая эпиграмм, буколики, мимы, эпиллии и энкомии. Идиллии Ф. в больш-ве своем написаны неск. модифицированным гексаметром на лит. дорийском диалекте, что явл. смелым худож. экспериментом, т. к. гексаметр издавна служил размером эпоса и соединялся с ионийским диалектом. Наибол. худож. интерес в твор-ве Ф. представляют его буколики и мимы. В осн. буколик лежит фольклорный жанр поэтич. состязаний сицилийских пастухов, имевший за собой длительную традицию (простейший образец такого обмена песенными двустишиями - идилл. V). Исполнителями чередующихся песен и у Ф. выступают пастухи, прошедшие, однако, более серьезную лит. подготовку, чем их реальные прототипы. Наряду с диалогическим построением в идиллиях Ф. представлены примеры вложенной в уста пастуха сольной песни - с трагич. содержанием (рассказ о смерти Дафниса в идилл. I), но чаще - с иронич. оттенком (жалобы отвергнутых влюбленных в идилл. III и XI). Масками пастухов Ф. пользуется в идилл. VII («Праздник жатвы»), где под видом селян выводит себя среди совр. поэтов и излагает свою лит. программу, отдавая предпочтение «малым жанрам» перед попытками возрождения героич. эпоса. Среди мимов Ф. наиб, яркими образцами явл. идилл. II («Колдуньи»), замечательная изображением любовного чувства, и XV («Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса»), живо рисующая обстановку празднества в Александрии и характеры двух его участниц - рядовых жительниц египет. столицы, происходящих из Сиракуз. Творч. манеру Ф. отличает умение неск. выразительными деталями создать как запоминающийся пейзаж, так и живые образы персонажей. Он хорошо знает мир деревьев и растений, животных и птиц, так что его картины спокойной природы, радующей глаз и слух, приобретают точность и конкретность. Также с помощью ярких штрихов и коротких реплик создает Ф. контрастные образы пастухов (старшего Комата и младшего Лакона - идилл. V), жнецов (грубоватого Милона и чувствительного Букая - идилл. X) или неудачливых воздыхателей (в т. ч. и миф. Киклопа - идилл. XI). Преим. языковыми средствами обрисованы обе горожанки в идилл. XV, причем и здесь заметна разница между экспансивной Праксиноей и более сдержанной Горго. Показательно описание брошенной Симефы (идилл. II), где Ф. примыкает к тем способам изображения любовного чувства, к-рые восходят к ранней лирике и трагедии V в. (внеш. симптоматика, уподобление любви неизлечимой болезни).
Бол. достижением Ф. (гл. обр. в буколиках и миме) явл. легкость стиха, отличающегося непринужденностью и живостью интонаций разг. речи.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(конец IV в. - 1-я пол. III в. до н.э.)
греческий поэт, выходец из Сиракуз, один из наиболее видных представителей александрийской поэзии; известен как автор идиллий, сценок из жизни пастухов и земледельцев. Вместе с тем Ф. показывает в своих произведениях и реалии городской жизни, создает галерею образов представителей самых различных профессий и социальных слоев - врачей, воинов, купцов, атлетов, гадалок, молодых бездельников, флейтисток и т.д.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 300 - ок. 260 до н. э.)
Греческий пасторальный поэт из Сиракуз, жил главным образом на острове Кос и в Александрии. Его "Идиллии" включают в себя дидактические эпиграммы, поэмы, прославляющие Птолемея, а также стихи-мимы, в которых правдиво изображена жизнь простого народа, например празднества, посвященные Адонису. Высшим достоинством Феокрита было создание жанра пасторальной поэзии, которая оказала значительное влияние на Вергилия и всю последующую буколику (см. Аркадия). Хотя он писал на дорийском диалекте для изысканной аудитории, его искренняя поэзия получила признание у сельских жителей Сицилии и Южной Италии.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(1-я пол. IV в. до н. э.)
др.-гр. поэт. Род. в Сиракузах, был близок ко двору мест, правителя Гиерона И; затем жил на о-ве Кос и в Александрии. Под именем Ф. известно 30 небол. поэм (подлинность нек-рых из них сомнительна) и 26 эпиграмм, собр. воедино только в Риме во 2-й пол. I в. до н. э. В совр. литературовед, поэмы Ф. принято называть идиллиями, хотя в действительности его твор-во значительно шире, чем предполагает традиц. представление об этом жанре. В наследии Ф. м. б. выделены, не считая эпиграмм, буколики, мимы, эпиллии и энкомии. Идиллии Ф. в больш-ве своем написаны неск. модифицированным гексаметром на лит. дорийском диалекте, что явл. смелым худож. экспериментом, т. к. гексаметр издавна служил размером эпоса и соединялся с ионийским диалектом. Наибол. худож. интерес в твор-ве Ф. представляют его буколики и мимы. В осн. буколик лежит фольклорный жанр поэтич. состязаний сицилийских пастухов, имевший за собой длительную традицию (простейший образец такого обмена песенными двустишиями - идилл. V). Исполнителями чередующихся песен и у Ф. выступают пастухи, прошедшие, однако, более серьезную лит. подготовку, чем их реальные прототипы. Наряду с диалогическим построением в идиллиях Ф. представлены примеры вложенной в уста пастуха сольной песни - с трагич. содержанием (рассказ о смерти Дафниса в идилл. I), но чаще - с иронич. оттенком (жалобы отвергнутых влюбленных в идилл. III и XI). Масками пастухов Ф. пользуется в идилл. VII («Праздник жатвы»), где под видом селян выводит себя среди совр. поэтов и излагает свою лит. программу, отдавая предпочтение «малым жанрам» перед попытками возрождения героич. эпоса. Среди мимов Ф. наиб, яркими образцами явл. идилл. II («Колдуньи»), замечательная изображением любовного чувства, и XV («Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса»), живо рисующая обстановку празднества в Александрии и характеры двух его участниц - рядовых жительниц египет. столицы, происходящих из Сиракуз. Творч. манеру Ф. отличает умение неск. выразительными деталями создать как запоминающийся пейзаж, так и живые образы персонажей. Он хорошо знает мир деревьев и растений, животных и птиц, так что его картины спокойной природы, радующей глаз и слух, приобретают точность и конкретность. Также с помощью ярких штрихов и коротких реплик создает Ф. контрастные образы пастухов (старшего Комата и младшего Лакона - идилл. V), жнецов (грубоватого Милона и чувствительного Букая - идилл. X) или неудачливых воздыхателей (в т. ч. и миф. Киклопа - идилл. XI). Преим. языковыми средствами обрисованы обе горожанки в идилл. XV, причем и здесь заметна разница между экспансивной Праксиноей и более сдержанной Горго. Показательно описание брошенной Симефы (идилл. II), где Ф. примыкает к тем способам изображения любовного чувства, к-рые восходят к ранней лирике и трагедии V в. (внеш. симптоматика, уподобление любви неизлечимой болезни).
Бол. достижением Ф. (гл. обр. в буколиках и миме) явл. легкость стиха, отличающегося непринужденностью и живостью интонаций разг. речи.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Феокрит
из Сиракуз, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. Родился на Сицилии в Сиракузах или поблизости от них, вероятно, в последние годы IV в. до н. э. Его родители, Праксагор и Филина, происходили с Коса. Хронология жизни и творчества Ф. несяна. В юности он оставил родной город, уехал на Кос и там примкнул к кружку поэтов, собравшихся вокруг Филота. Возможно, на Косе было написано его первое произведение, идиллия XVI, Хариты, или Гиерон (Charites e Hieron), в котором Ф. просит правителя Сиракуз Гиерона II о принятии его ко двору и материальной помощи. Наиболее вероятная дата создания этого произведения — 275/274 гг. до н. э. Гиерон не удостоил поэта ответом, вследствие чего Ф. обратился к царю Египта Птолемею II. Тот пригласил Ф. в Александрию, где, по-видимому, ок. 270 г., была создана идиллия XVII Похвала Птолемею (Enkomion eis Ptolemaion), хвалебный гимн в честь владыки, вопреки традиции, гекзаметром. Ф. прожил в Александрии несколько лет (некоторые произведения отчетливо указывают на пребывание в этом городе), после чего, возможно, возвратился на Кос. Несомненно, он путешествовал и по другим городам и островам Эгейского моря, вероятно, побывал в Милете у своего друга, врача Никия. В Александрии он встретился с местными поэтами, прежде всего с Каллимахом. Он принял литературную программу последнего, но соблюдал умеренность в отношении характерной для этой программы учености. Ф., в отличие почти от всех александрийских поэтов этого периода, не занимался филологическими исследованиями. Он был очень талантливым поэтом. Под именем Ф. сохранился сборник из 30 крупных произведений, называемых идиллиями (гр. eidylion — «картинка»). Только одна треть произведений в действительности является буколиками, то есть сельскими элегиями. Значительная часть сборника (приблизительно 1/4) — это произведения позднейших подражателей. Кроме того, нам известно 25 эпиграмм Ф. Вне сомнения, это не все творчество Ф. Книга Суда называет еще произведения иного типа, которых нет в сохранившемся сборнике. Упомянутые выше идиллии XVI и XVII — это панегирики в честь правителей. Произведения XXII Гимн Диоскурам (Dioskuroi) и XXVI Вакханки (Lenai e Bakchai) — гимны богам, значительно отличающиеся по форме от традиционных гимнов. Произведениями на случай являются XVIII Эпиталама Елены (Helenes epithalamios), написанная по поводу какой-то действительной свадьбы, и XXVIII Веретено (Alakata) — стихотворение в память Теугении, жены друга Ф., врача Никия. Три произведения, XIII, XXIV, XXV, в том числе одно не аутентичное (XXV) — Гилас, Малый Геракл и Геракл, убивающий льва являются настоящими александрийскими эпилионами. Все три связаны с образом дорийского героя Геракла. Произведения XII, а также XXIX, XXX — любовные песни к юношам. Ф. известен прежде всего как создатель нового литературного жанра — буколики, пастушеской песни. В этой области он не имел литературных предшественников. Образцом Ф. послужили подлинные народные песни, которые пели сицилийские пастухи. Литературная традиция могла предоставить только двух мифических героев сельской элегии, пастуха Дафниса и Полифема, влюбленного в морскую нимфу Галатею циклопа. Обязательными для буколики элементами являются любовь и песни, а формально — пастушеский сюжет. Мотивом, заимствованный из фольклора — состязание певцов, соперничество в пении двух пастухов с наградой за победу. Однако не в каждой буколике Ф. мы находим все эти элементы. К этому важнейшему в творчестве Ф. направлению принадлежит 12 произведений (в том числе 4 не аутентичных): I Тирсис (Thyrsis e ode) — программное произведение, посвященное смерти Дафниса, мифического сицилийского пастуха, история которого была темой одного из не сохранившихся произведений Стесихора; III Песня пастуха (Komos) — монолог влюбленного пастуха с песенными вставками; IV Пастухи (Nomeis) — разговор двух пастухов, легкий и не лишенный юмора; V Пастух коз (Aipolikon kai poimenikon) — произведение, имеющее более всего народных черт, о ссоре двух пастухов-рабов, переходящая в певческий агон; VI Пастушеские песни (Bukoliastai) — состязание в пении двух друзей; VIII и IX с тем же названием и похожего характера являются позднейшими подражаниями; X Жнецы (Ergatinai e theristai) — настоящий сельский мим, героями которого являются землепашцы, которых во время жатвы развлекают разговоры о любви одного из них и пение; XI Циклоп — шутливый рецепт вызывания любви, посвященный врачу Никию, представляет собой повесть о любви циклопа Полифема к Галатее, сюжет, обыгранный впоследствии множество раз, но не выдуманный Ф., который сам заимствовал его из не сохранившегося дифирамба Филоксена из Киферы); XX Молодой погонщик (Bukoliskos) — не аутентичен, это шуточная жалоба пастуха, влюбленного в городскую девушку, на ее бесчувственность; XXVII Соблазненная (Oaristys), не аутентичный диалог пастуха и пастушки, единственное произведение, где говорит девушка. Произведение VII Праздник урожая (Thalysia) — аллегорическая буколика — предоставила ученым простор для домыслов. Здесь Ф. рассказывает о своем посвящении в поэты. Персонажи произведения — поэты под личиной пастухов. Действие происходит на Косе, ландшафт соответствует реальной топографии острова. Идиллии II, XIV и XV являются городскими мимами. II Колдовство (Pharmakeutriai), это прекраснейшее произведение александрийской эпохи, ориентированное в первой части на Софрона, как утверждают схолии, доносит до нас лирический монолог девушки, пытающейся при помощи волшебства приворожить возлюбленного. Во второй части девушка рассказывает богине Луны историю своей любви. XV Сиракузянки (Syrakosiai e Adoniazusai), другой женский мим, представляет собой сценку в духе мимиямбов Геронда. Две александрийские мещанки, по происхождению из Сиракуз, выбираются в город, чтобы посмотреть на праздник в честь Адониса. После разговора между двумя подругами, в котором они обсуждают своих мужей, поэт выводит нас на улицы Александрии и ведет к царскому дворцу, где в ходе праздника, учрежденного царицей Арсиноей II, певица с Аргоса исполняет гимн в честь Адониса. Идиллия XIV Любовь Киниски (Aischinas kai Thyonischos), это мужской мим, в котором один из героев рассказывает другому об измене возлюбленной. Друг советует ему вступить в армию Птолемея II и славит благосклонность египетского царя. Эпиграммы Ф. различаются по содержанию. Первые 6 приближаются к буколикам, остальные представляют собой надгробные эпиграммы и воззвания. Эпиграммы на поэтов (например, на Архилоха, Анакреонта, Гиппонакса) написаны их собственными метрами, остальные — элегическим дистихом. Почти все идиллии написаны гекзаметром. Использование этого метра в драматических произведениях (как буколики и мимы) — одно из нововведений, которые любили александрийские поэты. Диалект преимущественно дорийский, и лишь в эпилионах — ионийский, а в лирических произведениях — эолийский. Поэзия Ф. довольно простая, доступная даже для не очень образованного читателя, хотя и ученый нашел бы там немало эрудиции и множество аллюзий на известных авторов. Однако все это не затрудняет чтения. Жанр, созданный Ф., был популярен долгое время. В нем творили Мосх и Бион. Величайшим наследником Ф. в Риме был Вергилий, а в период упадка Империи — Кальпурний и Немезиан. В эпоху Ренессанса буколика пользовалась огромной популярностью на Западе Европы.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999