ФЕОПОМП
ФЕОПОМП
Теопомп (ок. 377 — 300 до н.э.) — др.-греч. историк. Родом с о. Хиос. Ученик Исократа. Противник демократии. Странствующий софист. Ф. — автор дошедших до нас лишь в отрывках «Греческой истории» (в 12 кн.) и «Истории Филиппа Македонского» (в 58 кн.). Первое из этих соч. по замыслу Ф. должно было явиться продолжением ист. труда Фукидида (изложение охватывало период с 411 по 394), во втором прославлялся Филипп II (хотя содержание этого соч. шире и фактич. касалось истории Греции этого времени).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Феопомп
377/76 - после 320)
др.-гр. историк и оратор. Род. на о-ве Хиос. Вел жизнь странствующего оратора, к-рая позволила ему познакомиться со мн. выдающимися деятелями и собрать материал для ист. трудов. Ф. был противником афинской демократии и сторонником аристократ. Спарты. Гл. соч. Ф. - «История Филиппа Македонского» (в 58 кн.), в к-ром он уделял бол. внимание человеческой личности, представив ист. деятелей преим. с высоты их нравственности, чем внес в историю элементы психологии. Значит, место он отводил описанию культуры и быта. Соч. Ф. дошло до нас в большом кол-ве фр-тов.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
др.-гр. историк и оратор. Род. на о-ве Хиос. Вел жизнь странствующего оратора, к-рая позволила ему познакомиться со мн. выдающимися деятелями и собрать материал для ист. трудов. Ф. был противником афинской демократии и сторонником аристократ. Спарты. Гл. соч. Ф. - «История Филиппа Македонского» (в 58 кн.), в к-ром он уделял бол. внимание человеческой личности, представив ист. деятелей преим. с высоты их нравственности, чем внес в историю элементы психологии. Значит, место он отводил описанию культуры и быта. Соч. Ф. дошло до нас в большом кол-ве фр-тов.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ФЕОПОМП
Теопомп (Teopompos) (ок. 377- 300 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом с о. Хиос. Ученик Исократа. Противник демократии. Странствующий софист. Ф. - автор дошедших до нас лишь в отрывках "Греческой истории" (в 12 кн.) и "Истории Филиппа Македонского" (в 58 кн.). Первое из этих соч. по замыслу Ф. должно было явиться продолжением ист. труда Фукидида (изложение охватывало период с 411 по 394), во втором прославлялся Филипп II (хотя содержание этого соч. шире и фактически касалось истории Греции этого времени). Ф. писал темпераментно, давал яркие характеристики политич. деятелям, преувеличивая их роль в ист. событиях. От соч. Ф. сохранились фрагменты, опубликованные в изд.: Jacoby F., Dei Fragmente der griechischen Historiker, Tl 2, В., Leiden, 1962.
Феопомп
или Теопомп из Хиоса (377 — после 320 до н. э.), ритор и историк, ученик Исократа, в 352 до н. э. был награжден призом на конкурсе надгробных речей в честь царя Мавсола, представитель риторич. и психологизированной историографии. Ф. — последователь Фукидида, написал 12 книг «Hellenika» (события 410–394 до н. э., кон. периода могущества антидемократич. Спарты) и 58 книг «Philippika», освещающих др.-греч. историю периода правления Филиппа II Македонского (360/359–336) и прославляющих его дела. Из всех книг сохранились лишь неск. отрывков. В своих произведениях, в которых много отступлений, касающихся ранней истории и истории других народов, Ф. уделяет особое внимание нравств. проблемам. Он стремился показать своим современникам признаки морального разложения общества, гл. виновниками которого он считал политич. деятелей. Найденный в Оксиринхе (Ср. Египет) папирус с описанием событий 396–394 до н. э. без указания имени автора может иметь непосредств. отношение к Ф.
Источник: Словарь античности. 1989
Феопомп
греческий историк и ритор IV в. до Р.Х., родом с острова Хиос. Родился в 377 г., умер после 320 г. до Р.Х. Долгое время жил в Афинах. Феопомп обучался искусству риторики у знаменитого Исократа, и в 352 г. был награжден призом на конкурсе надгробных речей в честь царя Мавзола. Как историк Феопомп был последователем Фукидида; он создал два исторических труда: «Греческую историю» («Эллениака») и «Историю Филиппа» («Филиппика»). «Греческая история» Феопомпа состояла из 12 книг и охватывала события 410 – 394 гг. до Р.Х. – конец периода гегемонии Спарты в мире эллинов. «История Филиппа» в 58 книгах освещала период правления македонского царя Филиппа II (360 – 336 гг. до Р.Х.) и прославляла его дела. В своих произведениях, в которых было много отступлений, касающихся ранней греческой истории и истории других народов, Феопомп особое внимание уделял нравственным проблемам. Он стремился показать своим современникам признаки морального разложения общества, главными виновниками которого он считал политических деятелей. Из всех этих книг сохранилось лишь несколько отрывков, процитированных позднейшими историками.
Источник: Словарь античных историков. 2011
ФЕОПОМП
Легендарный спартанский царь из рода Эврипонтидов, правивший в VIII в. до Р.Х. Сын Никандра.
Феопомп сделал важное и последнее дополнение к государственному устройству Ликурга - ввел коллегию эфоров. Говорят, жена Феопомпа упрекала его за то, что он передаст своим детям меньшую власть, чем получил сам. "Да, меньшую, - отвечал царь, - зато более прочную". Действительно, потеряв то, что для них было лишним, спартанские цари избежали зависти, грозившей им опасностью; им не пришлось испытать того, что пришлось испытать царям мессенским и аргосским со стороны их подданных, когда они не пожелали поступаться чем-либо из своих прав в пользу демократии. Действительно, мессенцам и аргоссцам достались сначала по жребию даже лучшие земли в сравнении со спартанцами; но счастье их продолжалось недолго. Своевластие царей и неповиновение народа положили конец существовавшему порядку вещей (Плутарх: "Ликург"; 7).
Со времен Феопомпа царская власть в Лакедемонском государственном устройстве, по-видимому, основывалась преимущественно на законе, но она не являлась верховной властью в полном смысле: царь был верховным вождем военных сил лишь в том случае, когда он выходил за пределы страны. Сверх того, царям предоставлялось ведать религиозными культами. Таким образом, царская власть являлась как бы некой неограниченной и несменяемой стратегией, но право казнить цари имели исключительно только во время похода (Аристотель: "Политика"; 3; 9; 2).
На царствование Феопомпа пришлась также и Первая Мессен-ская война (743-724 гг. до Р.Х.). Она окончилась падением Итомы и покорением Мессении. В последние годы царствования Феопомпа у лакедемонян начался спор с аргосцами из-за Фиреатидской равнины. Феопомп не принимал участия в этом деле вследствие горя, так как в то время как раз умер его сын Архидам. После Феопомпа царствовал его внук Зав-ксидам (Павсаний: 3; 7).
Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999
ФЕОПОМП
• Theopompus,
?????????,
1. царь спартанский, при котором началась 1-я Мессенская война (743-724 гг. до Р. X.), им же оконченная. Paus. 3, 3, 2. Ему приписывают учреждение должности эфоров. Aristot. polit. 5, 9. Cic. legg. 3, 7, 16;
2. историк, сын Дамасистрата Хиосского, родился ок. 380 г. до Р. X., мальчиком прибыл в Эфес и оттуда в Афины, где под руководством Исократа изучал ораторское искусство. Во многих городах он с успехом выступал в суде в качестве защитника, но особенно отличился на устроенном Артемисией ораторском состязании в честь супруга своего Мавсола, где одержал победу над Феодектом Фаселидским и др. Gell. 10, 18. 6. Впоследствии он посвятил себя истории и истратил большую часть своего имущества на исторические исследования. Некоторое время он жил опять в Хиосе, но вследствие своего аристократического образа мыслей и резких выходок против своих противников снова должен был удалиться, он отправился в Египет к Птолемею, но был принят им не очень благосклонно. О дальнейшей судьбе Ф. в точности ничего не известно. Как историка его упрекали главным образом в склонности к порицанию, мешавшей ему видеть истину, в стремлении смешивать исторические факты с мифами и в частом отступлении от главного предмета повествования. (Nep. Alcib. 11. Plut. Lys. 30). Слог его, по мнению некоторых критиков древности, маловыразителен и не соответствует важности предмета, по мнению же других, напротив, — ясен, выразителен и возвышен. Из исторических сочинений ?????????? ????????? или ????????, ?????????, охватывавших не только историю Филиппа, но и историю всей Греции времен Филиппа, и из многочисленных речей остались только отрывки. Диодор Сицилийский и Трог Помпей часто пользовались его сочинениями (Моногр. напр., Pflugk, 1827. Собр. отрывков Wichers, 1829 и M?ller, fragm hist. Graec., т. I);
3. поэт аттической комедии, современник Аристофана. Из 24 драм его сохранились только 20 заглавий и несколько отрывков (Meineke, com. Graec. II, 2, 792 слл. и Kock. com. Att. fragm., 1, p. 733 слл.).
?????????,
1. царь спартанский, при котором началась 1-я Мессенская война (743-724 гг. до Р. X.), им же оконченная. Paus. 3, 3, 2. Ему приписывают учреждение должности эфоров. Aristot. polit. 5, 9. Cic. legg. 3, 7, 16;
2. историк, сын Дамасистрата Хиосского, родился ок. 380 г. до Р. X., мальчиком прибыл в Эфес и оттуда в Афины, где под руководством Исократа изучал ораторское искусство. Во многих городах он с успехом выступал в суде в качестве защитника, но особенно отличился на устроенном Артемисией ораторском состязании в честь супруга своего Мавсола, где одержал победу над Феодектом Фаселидским и др. Gell. 10, 18. 6. Впоследствии он посвятил себя истории и истратил большую часть своего имущества на исторические исследования. Некоторое время он жил опять в Хиосе, но вследствие своего аристократического образа мыслей и резких выходок против своих противников снова должен был удалиться, он отправился в Египет к Птолемею, но был принят им не очень благосклонно. О дальнейшей судьбе Ф. в точности ничего не известно. Как историка его упрекали главным образом в склонности к порицанию, мешавшей ему видеть истину, в стремлении смешивать исторические факты с мифами и в частом отступлении от главного предмета повествования. (Nep. Alcib. 11. Plut. Lys. 30). Слог его, по мнению некоторых критиков древности, маловыразителен и не соответствует важности предмета, по мнению же других, напротив, — ясен, выразителен и возвышен. Из исторических сочинений ?????????? ????????? или ????????, ?????????, охватывавших не только историю Филиппа, но и историю всей Греции времен Филиппа, и из многочисленных речей остались только отрывки. Диодор Сицилийский и Трог Помпей часто пользовались его сочинениями (Моногр. напр., Pflugk, 1827. Собр. отрывков Wichers, 1829 и M?ller, fragm hist. Graec., т. I);
3. поэт аттической комедии, современник Аристофана. Из 24 драм его сохранились только 20 заглавий и несколько отрывков (Meineke, com. Graec. II, 2, 792 слл. и Kock. com. Att. fragm., 1, p. 733 слл.).