ФЕРАМЕН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ферамен
(Phaeramenus, ок. 455 – 404 гг. до н. э.) — член олигархического правительства «четырехсот» в Афинах в 411 г. до н. э. (возглавлял умеренных олигархов). В 404 г. до н. э. — в составе «тридцати тиранов». За выступление против террористической политики Крития был им казнен.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Ферамен
афинский политик, глава умеренной олигархии, совершившей в 411 до н. э. антидемократич. переворот и захватившей в 404 власть. Ф. — один из Тридцати тиранов. Как представитель среднего зажиточного сословия был готов идти на всякие компромиссы, за что имел прозвище Kothornos (обувь, которую можно надевать на любую ногу). Ф. выступал против крайней олигархии, возглавляемой Критием, за что по распоряжению последнего был казнен.

Источник: Словарь античности. 1989

ФЕРАМЕН
ок. 455 — 404 до н.э.) — афинский политич. деятель. Был одним из организаторов переворота 411, ниспровергшего рабовлад. демократию в Афинах и установивш. власть олигархич. пр-ва, или «Совета 400». Возгл. в нем группировку умеренных олигархов, Ф. выступил против крайних олигархов, стремивш. к прекращению Пелопоннесской войны 431 — 404 до н.э. и заключению мира со Спартой любой ценой, и добился перевеса над ними. По его предложению нар. собрание приняло решение о ликвидации «Совета 400» и передаче власти нар. собранию граждан Афин, число к-рых на основе имуществ. ценза было ограничено до 5 тыс. чел. Это решение, проведенное в жизнь, получило положит. оценку в антич. историографии: у Фукидида, Ксенофонта и Аристотеля. После восстановл. демократии в 410 Ф. оставался влият. лицом в госуд. В кач-ве стратега участвовал в Аргинусском бою 406 до н.э. После пораж. в 404 Афин в Пелопоннесской войне Ф. был отправлен в Спарту для ведения переговоров о мире, но так затянул их, что осажден. с моря и суши афиняне были вынужд. капитулировать. Ф. был одним из инициаторов создания правит-ва «Тридцати тиранов» и вошел в его состав, но, выступив против террористич. политики Крития, был казнен.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ФЕРАМЕН
Tnramenns) (ок. 455-404 до н. э.) - афинский политич. деятель (Др. Греция). Был одним из организаторов переворота 411, ниспровергшего рабовладельч. демократию в Афинах и установившего власть олигархич. пр-ва, или "Совета 400". Возглавляя в нем группировку умеренных олигархов, Ф. выступил против крайних олигархов, стремившихся к прекращению Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. и заключению мира со Спартой любой ценой, и добился перевеса над ними. По его предложению нар. собрание приняло решение о ликвидации "Совета 400" и передаче власти нар. собранию граждан Афин, число к-рых на основе имуществ. ценза было ограничено до 5 тыс. чел. Это решение, проведенное в жизнь, получило положительную оценку в антич. историографии: у Фукидида (История, VIII, 97), Ксенофонта (Греч. история, II) и Аристотеля (Афинская полития, 33). После восстановления демократии в 410 Ф. оставался влиятельным лицом в гос-ве. В качестве стратега участвовал в Аргинусском бою 406 до н. э. После поражения в 404 Афин в Пелопоннесской войне Ф. был отправлен в Спарту для ведения переговоров о мире, но так затянул их, что осажденные с моря и суши афиняне были вынуждены капитулировать. Ф. был одним из инициаторов создания правительства "Тридцати тиранов" и вошел в его состав, но, выступив против террористич. политики Крития, был казнен.

Д. П. Каллистов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ФЕРАМЕН
   • Theram?nes,
         ?????????, приемный сын Гагнона Стинрийского, родом из Кеоса, получил образование под руководством философов, особенно Продика, и выдавался политическим умом и красноречием (Thuc. 8, 68), но, не обладая сильным характером и не отличаясь твердостью убеждений, он в погоне за властью и влиянием приставал к разным партиям, не примыкая прочно ни к одной из них. Непостоянный и бесхарактерный, он всегда готов был бросать друзей и присоединяться к противникам, так что уже современники прозвали его ???????? (род сапога, который можно было надевать на какую угодно ногу). Хеn. Hell. 2, 3 слл. Arist. Nub. 361. В первый раз он участвовал в общественных делах в 111 г. при свержении демократии, но скоро перессорился с другими членами новоизбранной олигархии, примкнул к народной партии и даже выступил обвинителем против олигархов. Принадлежа к умеренной народной партии, он некоторое время был самым влиятельным лицом в Афинах, занимал высокие должности и в сражении при Аргинусах был в числе стратегов, но когда настроение народа обратилось против последних за то, что они не спасли погибавших в сражении, Ф. выступил обвинителем против своих товарищей и был виновником смертного приговора и казни их. Хеn. Hell. 1, 6. 7. Когда после сражения при Эгоспотаме Лисандр осадил Афины, Ф. вызвался выхлопотать у него выгодные условия мира и был послан уполномоченным к Лисандру для переговоров. Но он не сдержал своего обещания и, умышленно затягивая переговоры, до того усилил бедственное положение осажденных, что они должны были принять всякие условия мира. Затем вместе с Лисандром он устроил внутренние дела города и сделался одним из тридцати тиранов, но вскоре должен был уступить свое первенствующее влияние людям более энергичным. Хеn. Hell. 2, 2. 3. Не будучи жестокого характера, он скоро стал громко и упорно порицать насилия и казни, но ему не удалось побороть непреклонного и решительного Крития, который, напрасно стараясь привлечь Ф. на свою сторону, объявил его в собрании опаснейшим врагом существующего порядка вещей и предложил казнить его. Ф. защищался очень красноречиво, софистически, прикрашивая свои дела; сенат высказался в его пользу, но Критий велел вооруженной молодежи стащить его с находившегося в собрании (?????) жертвенника, у которого Ф. искал спасения, бросить его в темницу и там казнить. Веселость и бодрость, с которыми Ф. выпил чашу с ядом, не могут примирить с его жизнью, но сделали то, что в последующие века многие вопреки мнению его современников превозносили его как хорошего гражданина и истинного мудреца. ср. Хеn. Hell. 2, 3, 11 слл. Cic. tusс. 1, 40. 42.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884