, Франческо (Ferdinandi, Francesco), прозв. Империали (Imperiali) 1679, Милан — 1740, Рим. Итальянский живописец, мастер переходной эпохи от барокко к неоклассицизму. Входил в круг мастеров, относимых к т. н. протонеоклассицизму. С 1705 жил в Риме. До этого времени учился в Милане у К. Вимеркати. Путешествовал по Италии, посетил Палермо. В Риме ему оказывал покровительство кардинал Ренато Империали, чья фамилия укрепилась за художником. Писал сначала портреты в североитальянской традиции, напоминающие работы С. Скорца. Начал создавать групповые портреты в пейзаже и интерьере в духе сцен собеседования. В Риме испытал влияние К. Маратти, П. Л. Гецци, Л. Гарци, увлекался живописью Рафаэля и Пуссена. Влиянием Пуссена отмечены полотна Жертвоприношение Ноя; Ревекка, прячущая идолов от Лавана (обе — 1720-е, Стуркид, Велтшир, Нац. собрание), Казнь св. Евстахия (1720-е, Рим, Сан Эустахио). Римский аркадийский дух ощутим и в полотнах Товий перед отцом, Авраам и ангелы, Жертвоприношение весталки Тусции, Суд Индимиона (все — 1721—1722, Турин, Королевский дворец), алтарном образе Казнь св. Валентина и Хилари (Витербо, собор). В 1720-е Империали приобретает большую известность, имеет много заказов, в 1723 избирается членом Академии Св. Луки. По рекомендации кардинала Империали получает в 1723—1724 заказ на алтарную картину для церкви Св. Андреа в Ветрелла — Мадонна дель Розарио, св. Иероним, св. Доменико, св. Франческо, прославляющую историю монашеского ордена в этом старинном средневековом городе к северу от Рима. Престижным заказом явилось и полотно Смерть св. Ромуальдо (1733—1734) для алтаря римской церкви Сан Григорио аль Чельсо, персонажи которого своим натурализмом напоминают героев картин М. Бенефьяла. В 1737 Империали в числе других итальянских мастеров (П. Костанци, А. Мазуччи, Дж. Б. Питтони, Д. Крети, Ф. Тревизани, Ф. Солимена) был приглашен для исполнения полотен на сюжеты из древней истории, предназначавшихся для Тронного зала Нового дворца Ла Грания Филиппа V Испанского (восемь полотен находятся в Королевском колледже Альфонса XIII в Эскориале). Империали писал и небольшие полотна с мифологическими и библейскими персонажами в пейзаже (Эрминия вырезает имя своего возлюбленного, частное собрание; Ревекка и Элиазар у колодца, ок. 1725, частное собрание), придавая им некоторый привкус рококо, но сохраняя облагороженность образов в манере Пуссена. Империали был видным римским мастером 1-й пол. XVIII в., его влияние испытали П. Батони, К. Падерни, А. Ремзи, Дж. Рассел.
Лит.: Waterhause E. K. Francesco Ferdinandi, detto l’Imperiali // Arte Lombarda. 1958. Vol. 3. P. 101—106; Rangoni F. Ferdinandi Francesco, detto l’Imperiali // La Pittura. 1990. Vol. 2. P. 714—715; Prosperi Valenti Rodino. Imperiali // The Dictionary of Art / Ed. by I. Turner. Macmillan, 1996.
Е. Федотова
0.00 байт