Испанский гитарист, композитор и педагог. Родился в Торроэлье–де–Монгри, провинция Херона, 13 мая 1835 г.
Первые музыкальные занятия начал со своим отцом, хорошим адвокатом и композитором, от которого остались сочиненные им грегорианские песни, ценные для истории гитары и документы из архива этой семьи, предоставленные нам сыном Хосе.
Хосе переехал в Барселону в 1860 г., где стал заниматься гитарой у Хосе Брока. Это подтверждает посвящение названному маэстро в его сочинении «Воспоминание о Монгри», опус 1, опубликованном 30.11.73 г. в Барселоне. В нем говорится: «Сеньору О. Хосе Брока. С удовольствием посвящаю Вам настоящее оригинальное произведение, плод моих досугов, с уверенностью, что Вам доставит удовольствие этот дар как выражение моих искренних дружеских чувств. Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам свою благодарность с мыслью о том, что большей частью своих успехов я обязан Вам, чье искусство и хороший вкус столько раз очаровывали меня».
До отъезда в Барселону страсть и желание заниматься гитарой поддержали у Феррера два великих гитариста из того же города – Хосе Угао и адвокат Хосе Коста–и–Угас /см./. Таким образом, гитара обязана Торроэлье–де–Монгри многими значительными именами, причем необходимо упомянуть и о Фрае Ансельмо Виоле, преподавателе музыки, открывшего гениального Фернандо Сора.
Сальдони в своем Словаре /том IV, стр. 101/ говорит о том, что Феррер Эстеве дал концерт в Барселонском Атенее в феврале 1878 г. После смерти своего учителя Брока в 1882 г. он переехал в Париж в поисках среды, отвечающей его идеалам и артистическим вкусам, где прожил 16 лет с периодическими выездами в Барселону к своему задушевному другу Доминго Бенету. В Париже – храме искусств – он очень интенсивно работал как педагог и исполнитель, занимал первые должности в Институте Руди и «Международной музыкальной Академии». Обладая значительными материальными средствами, он имел бесчисленные знакомства среди артистов и аристократов. В 1898 г. Феррер Эстеве находился в Барселоне, в течение 3–х лет занимал должность преподавателя гитары в консерватории Лицея, когда автор этих строк мог укрепить дружеские отношения с ним. Он возвращается в Париж с основной целью завершить Руководство, чтобы затем полностью отойти от преподавательской и исполнительской деятельности. В Париже он проводил праздную жизнь в соответствии со своими средствами и связями, время от времени выступая на частных концертах в узком кругу, семейных встречах и концертах в католических церквях, так как он был очень верующим человеком.
По какой–то причине Феррер Эстеве не напечатал свое Руководство в Париже, и в 1905 г. он возвращается в Барселону, где окончательно поселяется, чтобы жить в покое, время от времени нарушаемом сочинениями или написаниями статей по своей специальности для газет.
По нашим данным, Феррер Эстеве опубликовал 40 сочинений в барселонском издательстве «Видаль» и в парижских – «Дюпен» и «Пиза». Как композитор, он не достиг значительных высот, посвятив себя романтической гитаре с сочинениями, которые мы называем салонными. Мы не советуем включать их в программу концертов, за исключением некоторых миниатюр, где он ограничивается развитием заранее заданной фразы, без претензий воспарить на крыльях духа.
Достойны упоминания четыре «дуэта». «Мысли вечеров» были исполнены впервые автором в церкви Флери в Орлеане 15 августа 1902 г. Многие его сочинения имеют посвящения и по ним можно составить представление о связях и музыкальном вкусе Феррера. Имеются сочинения, посвященные каталонскому художнику и писателю Апелесу Местресу, доктору Франсиско де Пасу, заказавшему Торресу гитару, которая в наши дни стоит 125000 песет, а также Франсиско Тарреге, братьям Коттен, выдающемуся музыканту Франсиско Санчесу Габачнаку, Федерико Кано и т.д.
Феррер специализировался на распространении знаний о гитаре. Можно назвать его статью «Исторический очерк о гитаре», опубликованную в мадридской «Мундо графико». Он написал Руководство игры на гитаре, хранящееся в настоящее время в моем личном архиве. Оно включает 180 стр. /27 х 20/, тщательно написанных. Автор начинает со вступления – истории гитары и вводных данных на 16 страницах; здесь начинается 1 часть с текстом и упражнениями. Он очень умело располагает и объясняет различные темы без излишеств, присущих другим авторам, и вместе с тем дает обширные тексты по большинству упражнений.
Это творение, судя по времени, которое на него затратил автор, включает в себя весь опыт игры на гитаре и большую любовь человека, полностью посвятившего себя служению гитаре, при этом жертвуя для нее благами, которые давало его положение. Этот образованный гитарист умер в преклонном возрасте в Барселоне не на руках родственников, которых у него не было, а на руках своего большого друга Доминго Бенета 7 марта 1916 г.
ФЕРРЕР Эстеве–де–Пухадас Хосе
ФЕРРЕР Эстеве–де–Пухадас Хосе
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998