Деян 17.1,11,13; 20.4; 27.2; Флп 4.16; 1Фес 1.1; 2Фес 1.1; 2Тим 4.10)-древний город в Македонии на берегу Термейского залива Эгейского моря, основанный в 315 г. до РХ и названный по имени сестры Александра Великого. Во времена римского владычества был резиденцией римского губернатора и являлся важным торговым центром. Нынешнее название города-Салоника.
Фессалоника
Фессалоника
ФЕССАЛОНИКА
• Tessalon?ca,
???????????, значительный македонский город в области мигдонийской, основанный Кассандром на месте города Фермы (Hdt. 8, 123), у Фермейского залива, получил свое название в честь жены основателя; был сильно укреплен. Liv. 44, 10. Значение его увеличилось во время римского владычества; вследствие распоряжения на via Egnatia он сделался столицей одной из 4 областей и местопребыванием претора и, имея отличную гавань, скоро получил важное торговое значение. Ф. была средоточием христианской общины, основанной апостолом Павлом, н. Saloniki, по-турецки — Selanik.
???????????, значительный македонский город в области мигдонийской, основанный Кассандром на месте города Фермы (Hdt. 8, 123), у Фермейского залива, получил свое название в честь жены основателя; был сильно укреплен. Liv. 44, 10. Значение его увеличилось во время римского владычества; вследствие распоряжения на via Egnatia он сделался столицей одной из 4 областей и местопребыванием претора и, имея отличную гавань, скоро получил важное торговое значение. Ф. была средоточием христианской общины, основанной апостолом Павлом, н. Saloniki, по-турецки — Selanik.
ФЕССАЛОНИКА
иначе Солунь; Деян 17:1,11,13, Фил 4:16, 1Сол 1:1, 2Тим 4:10) — столица одной из преториальных областей Македонии. В настоящее время она называется Салоника и находится в европейской Турции на северной оконечности Салоникийского залива (прежде Фермаикский) в 272 англ. милях от Константинополя. Считается вторым городом в коммерческом отношении после Константинополя. По прибытии из Филипп, ап. Павел проповедовал Евангелие в этом городе, но по злобе и преследованиям со стороны Иудеев должен был оставить его. Народонаселение Фессалоники считается в 70,000 человек. Некогда он составлял станцию на пути в Via Egnatia, и будучи торговым местом, привлекал множество Иудеев. Св. апостол Павел и его спутники, Тимофей и Сила, насадили здесь около 52 г. по Р.Х. церковь (1 Фее. 1:1); и в числе первых обращенных к вере были Аристарх и Секунд (Деян 20:4). Два из его посланий (первое и второе послание) к Фессалоникийцам написаны для жителей означенной области и города. см. Послания Павла.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Фессалоника
знаменитый торговый город в Македонии на северо-восточном конце Термейского залива; после покорения римлянами в 141 г. до Р.Хр. долгое время был местопребыванием римского губернатора. Около 54 г. по Р.Хр., благодаря проповеди Павла здесь возникла церковь из евреев и язычников. Для попечения о ней Павел, когда ему пришлось бежать от ярости евреев (Деян. 17:1 и дал.), послал из Афин своего ученика Тимофея, который затем дал апостолу утешительные сведения о ее состоянии (1 Фес. 3:26). Проповедническая деятельность Павла в Фессалонике имела важное значение, так как этот город был главным пунктом на большой римской дороге, называемой «Виа Эгиация», которая соединяла Рим со странами к северу от Эгейского моря. Поэтому Павел писал фессалоникийцам, что от них Слово Господне пронеслось по Македонии, Ахаии и еще далее (1 Фес. 1:18). Теперь Фессалоника называется Салониками. Город Салоники в средние века был оплотом восточной церкви, пока турки не взяли его в 1430 г. Он имеет больше церковных древностей, чем какой-либо другой город в Греции, хотя его собор переделан в мечеть. Удивительный пример того, как точен ев. Лука в своих сведениях и выражениях представляет его сообщение о случае в Фессалонике, причем он называет начальников этого города политархами (Деян. 17:6 и дал.). Этот титул не встречается ни у одного древнего писателя; но еще и теперь его можно ясно прочесть в Салониках на старинной арке, относящейся к первому периоду царей, т. наз. «Вардарские ворота , построенные на главной улице города.
ФЕССАЛОНИКА
Фессалоники, Солунь, совр. Салоники в Греции) – второй по значению византийский город после Константинополя, расположенный на сухопутной дороге, которая соединяла его с Салоникским заливом Адриатического моря. Город был основан в 315 г. до н.э. одним из диадохов Александра Македонского Кассандром и назван в честь его жены Фессалоники. Его главная улица – Игнатия Одос – восходит к римской эпохе, когда сильно укрепленный город стал резиденцией римского наместника (после 146 г.), а в начале IV в. – резиденцией римского императора Галерия (Гая Валерия Максимиана, 305 – 511). Он построил в Фессалонике триумфальную арку и дворец, отличительной особенностью которого была кладка из нескольких рядов камня, чередовавшихся с рядами кирпича. Предание гласит, что в византийскую эпоху в окрестностях Фессалоники, на горе Хортаит и плодородной равнине Каламарии, было основано более 24 монастырей, один из которых – монастырь св. Андрея на Перистерской горе – назывался «великой лаврой». Древнейшими церковными сооружениями города были церковь св. Георгия (500 г), переделанная из римской постройки конца IIIначала IV в., и церковь св. Параскевы (Ахиропойитос, V в., при турках – мечеть ЭскиДжума). В первой половине VII в. была построена базиликальная церковь св. Димитрия, в VIII в. – храм св. Софии, в XI в. – храм Панагии Халкеон и церковь Девы, покровительницы котельщиков. В XIII в. Фессалоника стала столицей Фессалониксого королевства Латинской империи и Эпирского государства Фессалоникской империи, впоследствии отвоеванной при Палеологах. В конце XIII в. был сооружен храм св. Екатерины, в XIV в., когда Фессалоника играла ведущую роль в культуре Македонии и Сербии, – церковь св. Апостолов (1312 – 2315). От ранневизантийской эпохи сохранились остатки городских стен, крепость и «замок с семью башнями», возвышающиеся над городом. До нашего времени дошли также некоторые памятники иконоборческой эпохи: остатки фресковой росписи IX в. в виде фризов, инкрустированных крестами и растительным орнаментом в арках храмов. Сохранилось мало мозаик и фресок Палеологовской эпохи. После завоевания Фессалоники турками (1458 г.) многие церкви были превращены в мечети.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012