религиозное поклонение материальным предметам, которым приписывается сверхъестественная сила, исходящая на них от доброго или злого духа.
ФЕТИШИЗМ
ФЕТИШИЗМ
Фетишизм
фр. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Фетишизм
(fetico – амулет, талисман) – вера в сверхестественные свойства неодушевленных предметов, например, определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее специально изготовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоящий в наделении некоторых предметов ближайшего окружения, наряду с обычными, а также чудодейственными свойствами, мог быть начальной формой религии. Так, фетишом могло стать особо добычливое копье или плодоносящее дерево, насытившее людей после многих дней голодовки. См. Религия.
ФЕТИШИЗМ
идол, талисман — культ поклонения неодушевленным предметам, фетишам. Распространен у всех первобытных народов. Объектами поклонения могут быть камни, палки, деревья, любые предметы, в том числе созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с цепью причинить духу боль и тем самым вернее заставить его исполнить просьбу. Широко распространен и в современных религиях, например поклонение «черному камню» в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме, чудотворным иконам и мощам в христианстве и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФЕТИШИЗМ
франц. f?tiche - фетиш, идол, от португ. feiti?o - колдовство, амулет) - поклонение неодушевленным материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и пр., а также изделие человеческих рук, изображение человека или животного ("идол") и т. п. Почитание фетишей отмечено было в 15 в. португальцами на побережье Зап. Африки, в нач. 18 в. впервые упомянуто в лит-ре ("Описание Гвинеи" В. Босмана). В 1760 франц. ученый Ш. де Брос опубликовал книгу "О культе богов фетишей", где сопоставил Ф. народов Африки с религ. верованиями др. народов. О. Конт (1830-е гг.) обозначил словом "Ф." раннюю стадию развития религии вообще (2-я стадия - "политеизм", 3-я - "монотеизм"). Дж. Леббок (1860-е гг.) также считал Ф. первой стадией развития религии (на этой стадии, как полагал Леббок, человек еще пытается принудительно воздействовать на божество). Действительно, известны факты, когда суеверный почитатель фетиша, прося его о помощи, относится к нему, однако, без особого уважения, при неудаче наказывает или выбрасывает фетиш; известен и обычай "истязания" фетишей (Зап. Африка): в них вбивают железные гвозди, чтобы этим заставить их лучше выполнить желания человека. В дальнейшем было обнаружено, что явления Ф. есть в любой религии. Проявления Ф. весьма разнообразны, поэтому и термин "Ф." стали понимать по-разному: одни исследователи видели в Ф. форму анимистич. верований (фетиш - вместилище духа), другие отделяли Ф. от анимизма. Неопределенность значения слова "Ф." побудила нек-рых этнографов (Робертсон Смит, Ф. Джевонс, В. Н. Харузина) отказаться от пользования им. Нек-рые историки религии продолжают считать Ф. начальной или одной из первых стадий развития религии вообще, большинство сов. ученых считает Ф. составным элементом всякой религии. Так, в развитых религиях антич. мира сохранялся культ священных камней, священного копья, изображений животных и пр. Почитание чудотворных икон и мощей в христианстве тоже по существу неотличимо от Ф. Слово "Ф." часто употребляется и в переносном значении, не связанном с религией, напр. понятие о товарном фетишизме, сущность к-рого была впервые вскрыта К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80-93). От Ф. надо отличать употребление амулетов и талисманов, к-рым суеверные люди также приписывают сверхъестеств. свойства, но не поклоняются им. Лит.: Францев Ю., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; его же, Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: Фетишизм, "Этнографич. обозрение", 1908, No 1-2; Brosses Ch. de, Du culte des dieux f?tiches, P., 1760; Schulze Fr., Der Fitischismus, Lpz., 1871. С. А. Токарев. Москва.