шариатское заключение и постановление, которое выносится главой мусульманской общины муфтием по различным религиозно-правовым и социально-политическим вопросам.
ФЕТВА
Фетва
Источник: Кабус-наме: исторический глоссарий (проект Vostlit)
ФЕТВА
мнение, решение — у мусульман: письменное заключение, мнение религиозного авторитета, обычно муфтия по богословско-юридическим вопросам. Основывается на Коране, хадисвх, шариате и сборниках, ранее данных Ф. Она не носит обязательного характера для всех верующих.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФЕТВА
араб. - мнение, решение) - письменное, обязательное для мусульман заключение (обычно в форме вопросов и ответов) высшего религ. авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии или несоответствии нормам ислама правовых, политических и др. постановлений светских властей, а также относительно обстоятельств обществ. жизни. В ср. века и новое время получение Ф. было обязательно по каждому важному вопросу (в т. ч. объявление войны, заключение мира и пр.). Во 2-й пол. 20 в. область действия Ф. в большинстве стран распространения ислама ограничена вопросами семейных и личных отношений (брак, наследство и т. п.).
Фетва
в исламском праве разъяснение какой–либо проблемы религиозноправового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек. Во множественном числе "фатава". Ученый, который дает ответы на вопросы религиозноправового характера называется муфтием. Сделанное же им заключение называется фетвой. Ответ на поставленный вопрос называется ифта, а обращенный к муфтию вопрос называется истифта. В Коране говорится: «…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете…» (16: 43). Фетвы выдавались еще в самой ранней истории Ислама. Сподвижники по всем вопросам обращались к пророку Мухаммаду. В то же время, он дал разрешение на выдачу фетв некоторым своим сподвижникам. Одним из них был Муаз ибн Джабал, которого пророк послал наместником в Йемен. Муфтиями могут быть и женщины. Примером этого является жена пророка Мухаммада Аиша, которая была знатоком хадисов и давала фетвы. После пророка наиболее образованные из его сподвижников выдавали фетвы по различным вопросам религиозного характера. Праведные халифы, а также омейядский халиф Омар ибн Абд аль–Азиз были одновременно руководителями государства и муфтиями. Однако в последующие годы эти функции были разделены. Фундаментальные мусульманские правовые системы были введены муджтахидами, которые не занимались государственными делами. В правовых школах все фетвы стали записываться в специаль–ные правовые сборники. Это делалось в целях удобства для того, чтобы не возвращаться всякий раз к решению уже решенных правовых вопросов. Позднее эти сборники были систематизированы и были изданы в виде книг. Муфтии стали решать различные проблемы правового характера и издавать фетвы на основании этих книг. Примером такого фундаментального сборника фетв является многотомное издание «Фатава аль–Хиндия», в котором собраны основные фетвы ханафитского мазхаба. Этот сборник был составлен индийскими улемами по приказу султана Мухаммада Аурангзеба (ум. в 1118/1706 году)