Фигнер Медея Ивановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фигнер Медея Ивановна

Фигнер Медея Ивановна - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене в Петербурге с 1887 г. В 1895 г. получила звание солистки Его Величества. Красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех.

Источник: Биографический словарь. 2008

Фигнер, Медея Ивановна

(урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) [4. 4. 1859 (в нек-рых источ. 1858), Флоренция — 8. 7. 1952, Париж] — арт. оперы (меццо-сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Жена Н. Фигнера. Род. в семье бедного итал. ремесленника. С 14 лет обучалась пению во Флорентийской конc. у Ф. Бьянки, затем у Г. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки. Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Дж. Верди (1875, 1-е исп. во Флоренции). В том же году дебютировала в партии Азучены в Синалунге (близ Флоренции); позднее исп. партию Королевы ("Гамлет") во Флоренции (т-р "Пергола", партнер В. Морель). До 1877 выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноим. опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877—87 с большим успехом гастролировала в Испании (Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада; выступала с А. Мазини и М. Баттистини), с 1884 в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в "Фаворитке"), летом 1884 и 1886 в Южн. Америке (Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Паулу; здесь выступала с Ф. Таманьо). В этот период начала выступать в партиях драм. сопрано, из меццо-сопранового репертуара — в партиях Кармен и Амнерис. В 1887 по приглашению режиссера Т. Кондратьева дебютировала (в ансамбле с Фигнером) в "Гугенотах", на сцене петерб. Мариинского т-ра, где пела до 1912 (под фам. Мей; с 1889 — Фигнер). Гастролировала во многих городах — Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Н. Новгороде (1896), Туле, Кишиневе и за границей: в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1887), Южн. Америка (1903; здесь пела с Э. Карузо, п/у А. Тосканини), Японии, в Берлине (1908, т-р "Кролль"), В 1894 получила звание "Засл. артистка имп. театров". Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался легким звучанием), ярким драм. темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного рус. произношения. В работе над нек-рыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони. Два года пела на сцене Мариинского т-ра на итал. яз. (партии Валентины, Дездемоны — "Отелло" Дж. Верди, Джоконды; Маргариты — "Мефистофель"). Первой рус. партией в репертуаре певицы была Татьяна (1889; готовила под рук. Тосканини).


1-я исп. партий: Лизы ("Пиковая дама"), Иоланты ("Иоланта"; обе партии готовила под рук. П. Чайковского), Франчески ("Поэт"), Маши ("Дубровский"), Корделия ("Корделия", 2-я ред.), Франчески ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Мариинском т-ре — Недды ("Паяцы"), Мими ("Богема"), Джульетты и Антонии ("Сказки Гофмана"), Сантуццы ("Сельская честь"), Шарлотты ("Вертер"); на рус. сцене — Кармен ("Кармен"), Брунгильды ("Валькирия"), Тоски.


С 1900 выступала в вагнеровском репертуаре, для изучения к-рого ездила в Байройт, Дрезден и Мюнхен. Партии Мими ("Богема") и Тоски готовила под рук. Дж. Пуччини. Среди лучших партий: Татьяна, Иоанна д´Арк, Лиза ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Маргариты ("Мефистофель"), Кармен (в последний раз выступила в этой партии на оперной сцене в 1912). "Верхом совершенства в смысле пластической выразительности, наряду с выразительностью музыкальной, была ее Кармен, но совсем в другом стиле, нежели у Славиной. Ее Кармен была изящна, и в ней не чувствовалась та чисто животная сила страсти, которую подчеркивали сначала Славина, впоследствии Мария Гай" (Э. Старк)*.


Др. партии: Горислава, Поппея Сабина; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фаворитка"), Маргарита ("Фауст"). Адриенна Лекуврер, Аида, Валентина. Селика, Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Брунгильда ("Зигфрид" и "Гибель богов"). Партнеры: И. Ершов, А. М. Лабинский, А. Мазини, В. Мо-рель, К. Серебряков, М. Славина, Л. Скобинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Р. Дриго, Э. Направника, А. Тосканини. Э. Крушевского.


Выступала также в оперетте "Корневильские колокола" Р. Планкета (1904). Ф. была выдающейся камерной певицей. Она принимала участие в концертах Кружка друзей камерной музыки, выступала с сольными концертами и в дуэте с Фигнером в Петербурге, Москве, Одессе, Н. Новгороде (1896) и др. городах. С 1912 пела в концертах эпизодически. 15 ноября 1928 в зале Ленингр. филармонии состоялся последний концерт певицы. В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы П. Чайковского, А. Рубинштейна. Э. Направник посвятил арт. романс "Баркарола" (ор. 59, 1895; впервые исп. в 1896).


Талантом арт. восхищались П. Чайковский, А. Рубинштейн. А. Чехов, А. Бенуа.


В 1918—23 преподавала в 1-й петрогр. муз. школе при Пролеткульте, в 1925—26 — во 2-м Ленингр. муз. гос. техникуме, в 1926—30 — в Центр. гос. муз. техникуме. С 1931 жила в Париже, где продолжала пед. работу и эпизодически выступала в концертах с исп. романсов рус. композиторов.


Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901; "Колумбия", 1903: "Пате", 1903; РАОГ, 1911) и Москве ("Музтрест", 1930).


Имеется неск. портретов певицы худож. Н. Беккера (местонахождение портретов неизвестно), а также бюст Ф. скульптора Р. Романелли (1901).


Соч.: Мои воспоминания. — СПб., 1912.


Лит.: Мариинский театр. Новая Эльза // РМГ. 1901. № 49. С. 1253—1255; XV-летие (1887— 1902) артистической деятельности М. И. Фигнер и H. H. Фигнер на императорской сцене. — СПб.. 1902; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С 26—27: Коломийцев В. М. Фигнер //Театр. 1923. № 10. С. 15; Каратыгин В. Концерт Медеи Фигнер // Жизнь искусства. 1923. № 50. С 12—13; Бугославский С. Медея Фигнер // Зрелища. 1924. № 86. С. 6; Исламей. Кармен и Карменсита // Жизнь искусства. 1926. № 34. Прилож. С. 4—5; Старк Э.* (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890—1910. —Л.; М., 1940. С. 186—189; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 157—161; Левик С Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 162—164; H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 242—245; Гринев Н. Медея Мея-Фигнер. (К 125-летию со дня рождения)// Мелодия. 1984. № 2; Вайнштейн Л. "Россия — моя вторая родина" // Муз. жизнь. 1988. № 23. С. 22—23.






Фигнер, Медея Ивановна


Род. 1859, ум. 1952. Певица (драматическое сопрано). В 1887—1912 гг. пела на сцене Мариинского театра. Впервые исполнила партии Лизы ("Пиковая дама"), Иоланты ("Иоланта") и др. В 1930 г. покинула Россию.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008