ФИХТЕ
ФИХТЕ
Fichte), Иоганн Готлиб (19.V.1762 - 29.I.1814) - нем. философ и обществ. деятель, один из представителей нем. классич. философии. Род. в крестьянско-ремесл. семье. В 1794-99 - проф. Иенского ун-та (уволен в отставку по обвинению в "атеизме", а фактически за революц.-демократич. убеждения). С 1800 жил в основном в Берлине. С 1810 - проф. Берлинского ун-та (в 1810-12 его первый ректор). Обществ.-политич. и филос. воззрения Ф. сложились под непосредств. влиянием Вел. франц. революции, к-рую он принял с энтузиазмом и в защиту к-рой выступал. Ф. - убежденный сторонник уничтожения сословных привилегий, он обличает сословное и имуществ. неравенство, обосновывает право народа на революцию. Положив в основу своего учения об обществе и гос-ве идею свободы, Ф. ее предпосылкой считал право каждого человека на существование посредством труда (право, к-рое, согласно Ф., обязано обеспечить каждому гражданину гос-во); он полагал, что только труд, являющийся обязанностью каждого ("кто не работает, тот не ест"), - законный источник собственности. Глубокая вера в неисчерпаемые возможности человеческой деятельности, разума, в прогресс науки, техники, культуры, в победу в будущем творческих сил человека над силами природы, убеждение, что на земле может быть достигнут вечный мир (но только при условии радикального преобразования обществ.- экономич. отношений), отличают социально-политич. взгляды Ф. В трактате "Замкнутое торговое государство" (T?bingen, 1800, рус. пер., М., 1923) Ф. создал свой утопич. проект истинного "гос-ва разума". В филос.-историческом соч. "Осн. черты совр. эпохи" (В., 1806, рус. пер., СПБ, 1906) Ф. умозрительно конструирует "пять эпох" всемирно-ист. развития (от ступени господства слепого инстинкта до ступени разумного иск-ва), считая содержанием ист. процесса осуществление принципа свободы. "Практич. философии" Ф. придавал осн. значение. Со стремлением к теоретич. обоснованию практич. деятельности человека, способной, согласно Ф., изменять обществ. отношения и полностью подчинять себе силы природы, связано и создание Ф. его филос. системы - "наукоучения" ("Wissenschaftslehre"). В его основу он положил идею о творческой деятельности абсолютного субъекта (абсолютное "Я"), развивающего из самого себя все многообразие внеш. мира - свой объект ("не-Я"). Т. о., дуализм философии И. Канта, своего учителя, Ф. попытался преодолеть с позиций крайнего субъективного идеализма. Однако философия Ф. содержала плодотворные идеи, прежде всего догадку о диалектич. характере взаимодействия между субъектом и объектом, между теорией и практикой. В период наполеоновских войн Ф. завоевал особую популярность пламенными призывами к освобождению герм. земель от наполеоновских войск. Его "Речи к немецкой нации" (1807-08) будили нац. самосознание (но они содержали также элементы националистич. предубеждений). Ф. выступал за демократич. воспитание народа, к-рое считал решающим в деле нац. возрождения. Идеи Ф. сыграли большую роль в политич. развитии передовых элементов нем. буржуазии. Во время войны 1813-14 с наполеоновской Францией Ф. вступил в ополчение; умер от тифа. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1-8, В., 1845-46 (нов. изд. - В., 1965-); Gesamtausgabe, hrsg. Von R.Lauth und H. Jacob, Bd 1-10, Stuttg., 1962-72 (продолжается); в рус. пер. (кроме указ. в тексте) - Избр. соч., т. 1, (М.), 1916; Назначение человека, СПБ, 1906; О назначении ученого, М., 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии, М., 1937. Лит.: Ойзерман Т. И., Философия Фихте, М., 1962; Бур М., Фихте, пер. с нем., М., 1965; Деборин А. М., Очерки социально-политической мысли в Германии. Конец XVII - нач. XIX в., М., 1967 (Социально-политич. учения, т. 2).