Фила

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фила
у древних греков первоначально родо-племенное объединение, со времен Клисфена административно-территориальная единица полиса (Аттика была поделена на 10 фил).

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Фила
(греч. phylai) — в Древней Греции в доцивилизационный период — племя, состоявшее из трех фратрий, которые в свою очередь делились на отдельные роды; образовывала культовое сообщество со своими собственными жрецами; в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Позднее фила — территориальный округ.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ФИЛА
осн. подразделение гражд. коллектива в греч. полисе, по своему происхожд. восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в перио-ды войны представляла собой воин. подразделение. Число Ф. было различным: в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской обл. — три. Клисфен заимствовал это назв. для терр. деления Аттики и создал в 508 — 507 до н.э. десять новых Ф. как адм. единиц, причем старым Ф., в к-рых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религ. функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавш. ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Фила
греч. phyle - род, племя).
   1. Родоплеменное объединение в Греции. Ф. была средоточием политической, военной и религиозной стороны жизни греков в период родового строя. С отмиранием родовых отношений ф. утратила свое первоначальное значение: вместо родовых ф. были созданы территориальные. Периандр в Коринфе, напр., утвердил 8 таких ф., а Клисфен в Афинах - 10 (впоследствии их стало 12). В Спарте было 3 ф.: Гиллеи, Диманы и Памфилы.
   2. Отряд пехотинцев или всадников, выставлявшийся от каждой аттической территориальной ф.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Фила
(греч.), осн. подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Число Ф. было различным, в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской области — три. Клисфен заимствовал это назв. для территориального деления Аттики и создал в 508–507 до н. э. десять новых Ф. как административных единиц, причем старым Ф., в которых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религиозные функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавшихся ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.

Источник: Словарь античности. 1989

ФИЛА
   • ????,

         племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.

    I. Аттические Ф.

         Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада), имена, частью мифологические, частью же, как Актея, Паралия, Диакрида, указывающие на местные различия и имевшие впоследствии важное политическое значение. В историческое же время эти деления, равно как и деление Тесея (Тезея) на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий) исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое ко времени Иона ионийское деление на четыре племени гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадов (?????????, ´???????, ???????????? и ?????????), значение которых не выяснено с достаточною убедительностью. В каком отношении означенные 3 сословия Тесея находились к 3 фратриям, на которые в свою очередь распадалась каждая Ф., этого нельзя с точностью определить. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял ???????????? из евпатридов; последние были, следовательно, разделены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (????), а в каждом роду заключалось средним числом по 30 семей. Члены одного и того же рода отчасти соединены между собой кровным родством (????????????), и эти составляли, вероятно, дворянство, отчасти принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (??????????). Polib. 3, 52. Эта организация была, очевидно, очень тверда, пока ???? были отделены друг от друга и по местности. Sch?mann предполагает, что Ф. гоплитов жила преимущественно в Теграполе, Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона, Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса, Ф. гелеонтов главнейшим образом в Афинах и около Афин. С переменою места жительства это устройство сделалось само собою негодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкратий, созданных специально для административных целей (ср. ?????????, Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, отчасти сделавшись из собственников арендаторами (???????????, также ?????? и ???????, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, что отвергают Sch?mann и B?ckh, или же оставляли себе шестую часть), отчасти же попавши в рабство и крепостную зависимость. Plut. Sol. 13. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое действительно и совершил Солон. Сперва, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным восприять свободное государственное устройство, он принял приготовительные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (??????????, собственно снятие бремени, не есть эвфемизм для понятия «сложение долгов», ?????? ????????, но уменьшение тяжести долга посредством возвышения ценности прежних монет, таким образом, что 100 новых драхм = 73 старым; таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). Он сохранил, правда, ионийское деление народа, но отнял у него прежнее политическое значение введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, т. к. принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на 4 класса (????????, ????):

       1. ?????????????????? — которые получали со своих земель ежегодного дохода 500 или более медимнов хлеба или столько же метретов жидких продуктов,

       2. ?????? [Названы они так потому, что, кроме рабочих лошадей, они должны были содержать боевого коня. Зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань (???????, ?????????, ??????? [?????] ???????).] — которые получали от 500-300,

       3. ????????? — 3-150 и

       4. ?????? — менее 150 мер.

         По этим классам он распределил права и обязанности граждан. Каким образом определялось количество прямых податей, изложено подробно в статье о государственном хозяйстве, см. ????????, Доходы государства, ?, 11. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Exercitus, Войско, 4). Сообразно с этим и права были различны. Доступ к должностям (которые были тогда занимаемы по выбору в народном собрании посредством поднятия руки, см. ??????????, Хиротония), вероятно до должности булевтов включительно, имели только первые три класса, архонтом же мог быть только пентакосиомедимн; феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было еще так велико, как впоследствии, т. к. архонты, несомненно, еще имели во многих случаях самостоятельную судебную власть. (ср. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона также еще ????? и ´?????? ?????, 2, доступ к которому имели тоже только пентакосиомедимны; см. также ´??????, Эфеты) Фратрии и родa сохраняли все еще политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения, как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа, всякий родившийся ребенок — в списки фратрии рода своего отца (???? ???????? или ???? ????? ???????? ?????????, ?????????? ???? ?? ?????? или ?????????? ??????????o?). Полному изменению в демократическом смысле подверглись учреждения Солона после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он совершенно уничтожил ионийский Ф., а фратрии и родa оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: ????????, ???????, ?????????, ???????, ?????????, ???????, ????????, ??????????, ????????, ????????. Соответственно числу Ф. и число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., ср. ?????, Буле. Во главе Ф. стояли ???????????? ???? ??????. ?. были разделены на демы (??????), число которых со временем возросло до 174. Большие подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Exeritus, Войско, 4., а об их отношении к родам см. ??????, Демос. Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. ????????, Экклесия, 8) и тем, что большая часть государственных должностей была занимаема по жребию (???????), а не по выборам, как прежде; наконец Аристид (в 479 г.) довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения. В 307 г. из лести Деметрию Полиоркету число Ф. было увеличено еще на две, ????????? и ?????????, которые, после его падения получили названия ????????? и ???????.

    II. Дорийские Ф.

         Происхождение дорийских племен сказание соединяет с именем дорийского царя Эгимия. Он уступил Гераклу третью часть своей земли в благодарность за помощь, оказанную ему против лапифов. Сын Геракла, Гилл, и сыновья Эгимия, Диман и Памфил, дали, по преданию, племенам дорян (Гомер уже, Ноm. Od. 19, 177, называл их ?????????, разделенные на три части) свои имена: Гиллеи, Диманы, Памфилы (???????, ????????, ????????). Везде, где есть доряне, находятся и эти племена, которые состоят исключительно из дорян, так что там, где в делах правления принимали участие в более или менее значительном количестве колена недорийского происхождения, они рядом с дорийскими образовали свою собственную Ф., как, напр., в Аргосе и Эпидавре гирнефия, в Сикионе эгиалейская Ф. В Спарте, где дорийское племя было исключительно господствующим и составляло собственно государство, мы видим поэтому только три дорийские Ф., разделенные каждая на 10 об, ?????, известные тоже под именем ????????, из которых 2 обы гиллеев были царскими обами. Находились ли 30 геронтов в связи с 30 обами (из каждой обы по одному геронту), нельзя положительно утверждать, но это, во всяком случае, весьма вероятно. Пять округов (??????), на которые делилась Спарта или ее ближайшие окрестности, именно ??????, ??????, ?????? и ????????? (имя пятого округа неизвестно; он, может быть, назывался ´?????? или ????), неверно называются также Ф. Что Ф. и обы по месту были различны, можно принять с достаточною вероятностью, хотя отношение их к 5 комам неизвестно.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.72 мб

Выбор вех: идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра i и святитель Фила

Яковлев Александр Иванович
Свт. Филарет вступил на поприще своего служения в то время, когда духовные искания русского общества создали особую атмосферу поиска отказа от старых и обретения новых вех развития.
Читать PDF
1.55 мб

«Воспитание юношества, Церкви посвященного» : духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. И святитель фила

Сухова Наталья Юрьевна
Автор продолжает исследование проблем формирования русской духовной школы в период Александровского царствования и показывает влияние идейной борьбы эпохи на этот процесс.