(до пострижения Федор Георгиевич, в схиме Феодосий) — митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., умер 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Ф. был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. — в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. — ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию. Однако смирение, кротость и терпение его, а вместе с тем в высшей степени честное и ревностное исполнение своих обязанностей, строго-иноческая жизнь, прямота характера, искренняя доброжелательность и другие высокие достоинства были причиною того, что его скоро оценили и полюбили — и тогдашний преосвященный оренбургский Амвросий (Келембет), и граждане г. Уфы. Но в 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), который с самого начала своего управления епархиею стал притеснять Ф. Только величайшее терпение, глубокое смирение и уступчивость Ф. поддерживали его в несении бремени выпавшего на его долю послушания. Наконец, однако, настойчивым преследованием своего епископа он был доведен до необходимости просить Св. Синод об увольнении его от дел управления, с назначением в какой-либо монастырь. Св. Синод внял голосу несправедливо гонимого. Указом Св. Синодa от 18 окт. 1810 г., Ф. был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, с званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря и с тем, чтобы местный преосвященный чрез каждую треть года доносил о нем в С.-Петербург высшему духовному начальству, а вскоре за тем (с 16 дек. того же 1810 г.) и с назначением на должности ректора тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей. Постоянно лестные отзывы преосвященного тобольского Амвросия, который, зная хорошо Ф. по Уфе, при первом же своем обязательном донесении о нем писал митрополиту Амвросию: "ваше высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти", послужили к тому, что Ф. чрез три года вызвали на чреду священнослужения и проповеди в Петербург, с назначением в настоятели Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии. Назначение и вызов состоялись 2 дек. 1813 г.; 15 фев. 1814 г. архимандрит Ф. был назначен инспектором новопреобразованной С.-Петербургской духовной академии и 13 авг. того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение — в инспекторы предположенной к открытию осенью 1814 г. Московской духовной академии, а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии. В 1817 г., продолжая быть ректором, Ф. получил в управление ставропигиальный Воскресенский монастырь, именуемый "Новый Иерусалим". Ревизовавший Московскую духовную академию в 1815 и 1818 гг. ректор С.-Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит московский, так отзывался о соименном ему ректоре Московской академии: "благочестие и строгая жизнь дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих… Общий характер академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием его характера". 1-го июня 1819 г., на 41-м году жизни, Ф. был назначен епископом калужским. С этих пор начинается и в течение 38 лет продолжается его деятельность епархиальная и общецерковная, причем Ф. в 1825 г. из Калуги был переведен на старейшую, рязанскую, архиерейскую кафедру и здесь 22-го авг. 1826 г. возведен в сан архиепископа; в 1828 г. перемещен на кафедру казанскую; в 1836 г. переименован в архиепископы ростовско-ярославские и 18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита киевского и галицкого, с званием священно-архимандрита Киево-Печерской лавры. На киевской кафедре пробыл он до самой кончины своей, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во имя преподобного Феодосия Печерского). В 1826 и 1836 гг. Ф., в сане архиепископа, вызываем был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а с 1836 г. до конца жизни состоял его членом. Кроме того, в 1827 г. он назначен был членом комиссии духовных училищ и состоял в этом звании до закрытия самой комиссии в 1839 г. Продолжительная епархиальная и общецерковная деятельность Ф. была и разнообразна и многоплодна. Ревностная заботливость о построении и украшении храмов Божиих и обителей иноческих, попечение о духовном просвещении паствы и подъеме уровня образования в подведомом духовенстве, об обеспечении духовенства, вдов и сирот его, милосердие к бедным всякого звания, заботы по обращению в православие раскольников, а в Казанской епархии и язычников, коих обращено было Ф. более 5000 человек, проповедание слова Божия и другие виды архипастырской деятельности наполняли все его время; а когда Ф. сделался членом Св. Синода, то к епархиальным заботам присоединились и общецерковные, причем он большое участие принимал в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык, явившись в этом отношении, особенно за последние десятилетия своей жизни, решительным противником мысли о необходимости перевода и став таким образом в противоречие с многолетним другом своим Филаретом (Дроздовым), митрополитом московским, который всегда был ревностным защитником означенной мысли. Много потрудился он также в деле воссоединения униатов с православною церковью, совершившегося в 1839 году, в обсуждении различных вопросов об отношении русской церкви к церквам восточным, об устройстве этих церквей и т. д. И эти и иные заслуги Ф. указываемы были при награждении его орденами и другими знаками отличия, из коих последний — алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного — дан был ему, как значилось в Высочайшей грамоте от 26 авг. 1856 г., "во внимание к многолетнему служению, всегда отличавшемуся неуклонною приверженностью к древним уставам вселенской церкви, живым усердием к престолу и отечеству и назидательным примером христианского благочестия".
Как человек, митрополит Ф. представляется в чертах весьма возвышенных и симпатичных. Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни, высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только тогда, когда от направления мысли или деятельности того или другого лица можно было ожидать существенного вреда для других. Его нищелюбие вошло в пословицу, и его называли не иначе как "Филаретом милостивым". Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того, — благоговение.
Ф. был более практик, нежели теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории русской церкви, за что, так же как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных ученых обществ и учреждений. Ф. состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий Киевской, С.-Петербургской и Московской и Императ. университетов Киевского и Казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Св. Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространных мнений по вопросам церковным, писем и т. п., не предназначавшихся к печати, от Ф. осталось немало и печатных трудов. Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: "Слово в день Вознесения Господня ", произнесенное в 1814 г.; "в Великий Пяток", говоренное в 1815 г.; другое "слово в Великий Пяток", говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; "Слово при отпевании московского архиепископа Августина" (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; "Слово на новый 1822 год" и др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях. Затем следуют: "Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея", вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. — 4-м; "Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея", Киев, 1842; "Беседы на Евангелие Иоанна", т. I., Киев, 1847; "Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича", Киев, 1850; "Слова и речи, говоренные в разные времена", т. 1—3, Киев, 1857; новое издание — там же, 1883; "Евгений, митроп. Киевский и Галицкий", сообщение, напечатанное в XIX книге "Временника Московского общества истории и древностей" 1857 года. Личные черты характера Ф., выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания.
О митроп. Ф. писано было довольно много. Кроме более или менее кратких некрологов и других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: "Высокопреосв. Ф., митроп. Киевский", некролог в "Воскресн. чтении" за 1857—1858 гг., часть XXI, № 42; к этой статье в последующих номерах того же журнала присоединены слова и речи, сказанные при погребении и поминовении его разными лицами; далее в №№ 50 и 52: "Последние дни жизни почившего в Бозе высокопреосв. Филарета, митроп. Киевского" (эти сведения выпущены в свет и отдельною брошюрою, Киев, 1858). Наконец, в № 45: "Завещание в Бозе почившего высокопреосв. митроп. Киевского Ф.". Из "Воскресного чтения" эти сведения были перепечатаны в "Северн. Пчеле" за 1858 г., № 71, в "Киевск. губ. ведом.", №№ 6—10 и в "Духовной Беседе", 1858 г., т. II, № 16. — Сверх того см. "Отчеты Имп. Акад. наук по отдел. русск. яз. и слов. за 1852—1865 гг.", — "Владимирские епарх. ведом.", 1865 г., №№ 18 и 24, — "Душепол. Чтение", 1865 г., кн. 10, — "Древн. и Нов. Россия", 1876 г., т. II, — "Православный Собеседн.", 1879 г., кн. 2 (отдельно, Казань, 1879), — "Киевлянин", 1884 г., № 185, и "Русск. Стар.", 1884 г., т. XLII. — Более пространные биографические сведения заключаются в статье: "Высокопреосв. Ф., митроп. Киевский", в "Калужских епарх. ведом.", 1884 г., 6—11, 14 и 17—19; а самое полное и обстоятельное жизнеописание представляет собою труд архим. Сергия (Василевского): "Высокопреосв. Ф., в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митроп. Киевский и Галицкий, и его время". С портретом и текстом факсимиле, в 3 томах, Казань, 1838.
И. Корсунский.
{Половцов}
Филарет Амфитеатров
(Федор Георгиевич; в схиме Феодосий) — святитель, митрополит Киевский и Галицкий.
† 1857; в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.
Родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Амфитеатрова.
Детей в семье отца Георгия было восемь. Федор во младенчестве был слабеньким, что сильно огорчало родителей. Дед Никита, который также был священником в этом селе, сам нянчился с Федором и выходил его.
Первоначальную грамотность Федор получил дома. В детские годы, читая жития святых, Федор особенно восхищался житием праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря), душевные свойства которого — кротость, довольство малым для себя и безграничную щедрость для других — имел и сам Федор. Эти свойства он сохранил с детства до конца дней своих. Отец говорил о Феде: "Добрый он, мой сыночек, Феденька-то! Вот уж добрый-то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной". А сам Филарет впоследствии говорил: "Успехам моим в науках в училище и в семинарии я обязан был именно тому, что сбережен был дома родителями моими с детства от неблагоприятных для нравственности и успехов сообществ".
В 1789 году Федор был принят сразу во второй класс Орловского духовного училища. В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской духовной семинарии. Во время обучения в училище и семинарии Федор испытывал крайнюю бедность, он до самого философского класса ходил в лаптях, а иногда и босиком. В 1797 году Федор блестяще окончил курС.
Овдовевший в это время отец Георгий хотел было сдать своему сыну место и даже возил его на показ к разным невестам. Но сын хитрил и расстраивал смотрины. Сердце юного Федора, горя любовью к Богу, стремилось не к брачной семейной жизни, а к девственной иноческой, и он упросил доброго родителя не неволить его к браку.
В 1798 году Федор Георгиевич Амфитеаторов был определен учителем поэзии и греческого языка в Севскую духовную семинарию. В том же году он принял монашество с именем любимого им святого Филарета Милостивого и был посвящен в иеромонахи, а через два года определен в собор. Вскоре молодой соборный иеромонах был назначен ректором родной семинарии и настоятелем Свенского монастыря, с возведением в сан игумена, а еще через два года (в25лет) он стал уже архимандритом.
Обе должности отнимали у отца Филарета очень много времени. Как преподаватель богословия, он чувствовал необходимость своего усовершенствования в богословских науках. В то же время его весьма беспокоило то обстоятельство, что Севская духовная семинария находилась в нездоровой местности, где свирепствовали болезни, уносившие немало детей в могилу. Молодой ректор решил хлопотать о переводе семинарии в Орел и рискнул разрешить этот вопрос в высших духовных инстанциях, минуя правящего архиерея, епископа Орловского Досифея (Ильина; † 1827). Епископ Досифей так был оскорблен поступком Филарета, что велел запереть его в одну из башен архиерейского дома и в 1804 году добился перевода его в Уфу с назначением настоятелем беднейшего Успенского монастыря.
Печальный вид представляла в то время эта епархия.
Архимандрит Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии, которая только что была основана.
Тяжелые испытания и скорби постигли в Уфе архимандрита Филарета.
Первые полтора года, когда во главе епархии стоял епископ Амвросий (Келембет; 11825), с которым у Филарета сложились добрые отношения, все было хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвященного Августина (Сахарова; 11842), которому архимандрит Филарет был охарактеризован Орловским епископом Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. Епископ Августин невзлюбил молодого ректора. По малейшему поводу он преследовал архимандрита Филарета, писал на него жалобы в Святейший Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архимандрита Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить все, удалиться в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слезной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: "Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!" С этого времени его жизнь совершенно изменилась. По ходатайству церковного композитора, протоиерея Петра Турчанинова († 1856), пользовавшегося любовью митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова; 11818), архимандрит Филарет по Указу Святейшего Синода от 10 ноября 1810 года был переведен ректором семинарии в Тобольск. Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в первом же своем донесении митрополиту Амвросию писал: "Вы, Ваше Высокопреосвященство, прислали мне на испытание не человека, а ангела во плоти".
В Тобольске архимандрит Филарет пробыл три года.
Благодаря положительным отзывам, 2 декабря 1813 года архимандрит Филарет был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. Этот вызов в Санкт-Петербург означал признание заслуг и достоинств его. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Филарета (Дроздова; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), впоследствии известного митрополита Московского, архимандрит Филарет 15 февраля 1814 года был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Служение архимандрита Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение. В 1814 году он был удостоен степени доктора богословия. В этом же году архимандрит Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по указанию ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова).
Прибывший на новое место назначения архимандрит Филарет занялся благоустройством открывавшейся академии. 1 октября 1814 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Московской духовной академии.
В 1816 году архимандрит Филарет был назначен ректором Московской духовной академии. Он был и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Его лекции по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях они слышали не только материал научных знаний, а что-то вроде благовествования, потому и слушали его не только со вниманием, но и с благоговением.
Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архимандрита Филарета.
Отношения ректора со студентами были дружески-братские. Он имел подход к каждому, воспитывал своих питомцев не наказаниями, а внушением и примером личного поведения. Его воспитанники так впоследствии отзывались о своем ректоре: "Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные".
В период ректорства архимандрита Филарета дважды проводились ревизии Московской духовной академии ректором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Филаретом (Дроздовым). Результаты этих ревизий наглядно выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 году ректор Санкт-Петербургской духовной академии Филарет, тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг. О высокой оценке ректорской деятельности архимандрита Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он шесть раз был удостоен различных наград и поощрений.
28 июля 1817 года архимандрит Филарет был назначен настоятелем первоклассного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию совершали митрополит Московский Серафим (Глаголевский; † 1843) с преосвященными: архиепископом Телавским Досифеем (Пицхелаури; 11830), епископом Тамбовским Ионой (Василевским; 11849) и епископом Дмитровским Лаврентием (Бакшевским; † 1837).
В течение шести лет преосвященный Филарет управлял Калужской епархией. Не было дня, когда он не присутствовал бы за богослужением, — так любил он службу церковную. Его воскресные беседы отличались ясностью и простотой изложения и служили образцом духовного красноречия. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельным изданием.
Калужский архипастырь уделял внимание и строительству, обновлению и благоустройству церквей, причем требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей.
Не забывал он и о духовенстве своей епархии, стараясь принимать все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств. Особым вниманием преосвященного Филарета пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случае виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен.
Его любовь к иноческому житию и инокам проявлялась в неустанной заботе о монастырях вверенной ему епархии. Все настоятели монастырей находились с ним в деятельном и постоянном общении. Он интересовался состоянием обителей и всеми доступными ему способами поддерживал в монашествующих молитвенный дух, благочестие и добрые деяния. При нем был вновь создан монастырь под названием "Добрый", а в Оптиной пустыне был устроен в 1820 году Иоанно-Предтеченский скит, в котором епископ Филарет имел свою келью и часто посещал его. Не забывал владыка Филарет и об улучшении материального положения существовавших в епархии монастырей.
Ревнуя о духовном просвещении своей паствы, преосвященный Филарет открыл в Калуге отделение Библейского общества для распространения в народе книг Священного Писания и особенно Евангелия, которое советовал иметь как настольную книгу. Предметом постоянных забот епископа Филарета была Калужская духовная семинария. Много забот прилагал преосвященный Филарет для образования пастырей, стараясь развивать в семинаристах молитвенный дух, любовь и навык к церковному богослужению. "Пусть семинаристы будут иметь недостатки в познании, только бы были истинные христиане", — поучал он.
Отношение его к вверенному ему духовенству было настолько внимательным, что всяческие нравственные недостатки священнослужителей он принимал близко к сердцу и старался приводить виновных к раскаянию и исправлению более сокрушением сердца о их вине, нежели страхом наказания, а если дело и доходило до наказания, то убеждал приближенных, чтобы "строгость" его наказания не перешла в "жестокость".
В краткой архивной записи приводится следующая характеристика калужского периода жизни преосвященного Филарета: "...по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенным для Калужской епархии святитель".
12 января 1825 года владыка Филарет был переведен в Рязань. Калужане устроили любимому архипастырю торжественные проводы. В прощальном слове преосвященный Филарет говорил: "Вы, служители алтаря Господня, воссылайте день и ночь теплые молитвы к Отцу милосердия и щедрот, с ревностью поучайте стадо Христово разумению слова Божия, утверждайте слабых, с кротостью и долготерпением обличайте противящихся истине, будьте примером для всех в благочестивой и добродетельной жизни. Судии людей, — храните правосудие, которое есть твердая основа тишины и благоденствия народа. Мужие и жены, — сохраняйте в чистоте и святыне честное и великое таинство брака, да рождаете чад света, сынов Царствия Божия. Все православные чада Христовой Церкви! Сохраните таинство веры в чистоте совести вашей!" Впоследствии владыка Филарет дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным было для калужан его посещение в 1842 году, когда по его молитвам во время литургии и молебна на землю пролился обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.
В Рязань преосвященный Филарет прибыл 1 марта 1825 года. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным — всего три года, причем из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, заботился о благолепии храмов, был милостив к вдовам и сиротам. Но и за этот короткий период рязанская паства успела полюбить своего архипастыря.
22 августа 1826 года епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. В дни своей молодости Филарет полностью одобрял принципы реформы духовного просвещения 1808— 1814 годов, но спустя десятилетие относился к ним скептически. Политика обер-прокурора графа Н. А. Протасова резко обострила недовольство состоянием духовного просвещения и системой воспитания в духовных учебных заведениях. "На духовные училища смотрю я как на прекрасное растение, которое, благодатию Божиею и милостию монаршею, было согреваемо и поливаемо, начинало только расцветать и обещало обильный плод, но вдруг— засуха. Бог весть, откуда повеял засушительный ветр, и когда он перестанет, и что будет с сим растением", — писал он с грустью митрополиту Филарету (Дроздову). Около двадцати пяти лет это "прекрасное растение", насажденное и опекавшееся Комиссией духовных училищ, медленно умирая, сопротивлялось этому "засушительному ветру".
25 февраля 1828 года архиепископ Филарет был назначен в Казань. Из Санкт-Петербурга он вынужден был срочно выехать на новое место назначения. В Казанской епархии было много иноверцев.
Приведение их к вере Христовой составляло главную заботу нового архиепископа. Этим апостольским делом он занимался особенно ревностно, совершая ежегодные поездки по селениям, беседуя с народом по целым дням под открытым небом, во множестве обращая ко Христу язычников и созидая для них храмы. Для миссионеров своей епархии владыка Филарет написал "Правила для вразумления и укрепления новокрещенов в вере", где подчеркивал, что не так важно количество крещеных, как их основательная подготовка к крещению. Он рекомендовал исходить из богослужения и, опираясь на него, объяснять догматы. Однако главное, по его словам, это постоянное окормление крещеных. Массовое отпадение старо- и новокрещеных инородцев от христианства и указ императора 1827 года побудили Святейший Синод 24 декабря 1828 года потребовать от архиепископа Филарета и Тобольского епископа Евгения (Казанцева; † 1871) проектов специальных учреждений для подготовки миссионеров. После получения отчетов от этих архиереев Святейший Синод решил создавать особые миссии для отдельных иноязычных народов. Упомянутый отчет владыки Филарета был представлен Святейшим Синодом императору. Высокопреосвященный ; Филарет предлагал прежде всего перевести краткий катехизис и богослужебные тексты на все местные языки и заняться основательной языковой подготовкой духовенства, причем татарский, чувашский и черемисский языки были поставлены на первый план. Император утвердил план владыки Филарета, и затем Святейший Синод сделал эти языки учебными предметами в семинариях, послав к инородцам Казанской епархии хорошо образованных миссионеров. Однако от учреждения специальной миссионерской школы из-за недостатка средств отказались, а систематическую переводческую работу так и не наладили. Во время предстоятельства архиепископа Филарета были крещены 4348 чувашей, 235 татар и лишь 8 вотяков (удмуртов). Миссионеров среди чувашей было много, они знали их язык и использовали в работе хорошие переводы богослужебных книг и молитвенников, а вот для татар имелся только крайне неудачный перевод катехизиса 1832 года. В разгар своей деятельности в 1836 году владыка Филарет был перемещен Святейшим Синодом в другую епархию.
Во время голода, охватившего Казанскую область в 1830 году, архиепископ Филарет собственноручно раздавал подаяния, особенно детям и старикам. Раздав весь свой запас денег, Филарет взял вперед свое жалованье; потратив и это, он приказал собрать все скопленное при архиерейском доме его предшественниками серебро и заложить его, с тем чтобы раздобыть денег для прокормления голодающих. Среди национальностей владыка Филарет не делал различий, он видел в них единую семью.
Известный русский писатель Н.С. Лесков писал, что "добротолюбие" Филарета входило "органически" во все его деяния. Он родился со своею добротою, "как фиалка со своим запахом, и она была его природою".
Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так, во время страшного бедствия, холеры, архиепископ Филарет ежедневно сам совершал Божественную литургию в течение сорока дней и составил в этот период специальное молебное пение.
В деле воспитания паствы в духе благочестия основным мероприятием святитель считал строительство храмов и чтение проповедей. При обзорах епархии сам архиепископ почти везде говорил проповеди, причем проповедовал без всякой подготовки. Признавая важность проповеди в деле духовного воспитания паствы, архиепископ Филарет сам лично, с особым вниманием, рассматривал проповеди воспитанников семинарии.
С отеческой заботой и вниманием следил святитель за состоянием духовных учебных заведений епархии. За время его пребывания на Казанской кафедре в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Владыка сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, архиепископ Филарет открыл уездные и приходские училища в городах Чистополе и Свияжске в 1829 году и в 1833 году — в Сызрани и Самаре. В учебные заведения он старался подбирать преподавательский состав достойного поведения, знающий свое дело.
В 1836 году архиепископ Филарет был вызван в Санкт-Петербург и назначен членом Святейшего Синода.
Будучи членом Святейшего Синода, митрополит Филарет выезжал в столицу каждый раз, когда созывался Синод. Здесь он принимал живое участие в обсуждении всех вопросов, в том числе и волновавшего тогда не только духовный, но и светский мир, вопроса о переводе Библии на русский язык. Митрополит Филарет был решительным противником перевода и считал это делом вредным. Своему мнению он оставался верен до конца своих дней.
Со 2 ноября 1836 года архиепископ Филарет был включен в состав особого Секретного комитета по униатским делам. По указанию Святейшего Синода, он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 году по случаю воссоединения униатов.
По пути в Санкт-Петербург архиепископ Филарет посетил Воронеж и содействовал архиепископу Антонию (Смирницкому, † 1846; причислен к лику местночтимых святых 23 мая 2003 года) в устройстве мужского монастыря при Благовещенском соборе в связи с открытием мощей святителя Митрофана Воронежского († 1703; память 7/20 августа). Архиепископ Антоний предсказал владыке Филарету скорое назначение в Киев.
19 сентября 1836 года архиепископ Филарет, согласно указу Святейшего Синода, был определен на Ярославскую кафедру, но еще до выезда в Ярославль он получил новое назначение.
18 апреля 1837 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. Киевская паства с необычайной радостью встретила владыку Филарета, о котором еще прежде слышала и пастырские подвиги которого были известны всей России.
Двадцать лет продолжалось служение митрополита Филарета на Киевской кафедре. За этот период времени с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам, и особенно усердного молитвенника за всех.
В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Не желавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению Православия и различными ложными слухами стремились посеять среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митрополит Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков, священнослужителей достойных и опытных. Он выступил в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митрополит Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищал положение 1842 года, по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.
Значительное место, как и прежде, в деятельности митрополита Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.
По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжение которого высокопреосвященный Филарет передал трехэтажный митрополичий дом и на свои средства содержал сорок учеников этого училища из ста десяти принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников: учебно-воспитательной, материальной, бытовой и культурной. Так, он требовал еженедельных рапортов о всех нуждах Киево-Софийского училища и каждый раз спрашивал: "Сыты ли дети, обуты ли, одеты ли, бывает ли для них баня?" и прочее. И при недостатках того или другого тут же давал распоряжение немедленно удовлетворить все нужды. Эта истинно отеческая забота, особенно ярко проявившаяся о Киево-Софийском училище, составляла вообще отличительную черту характера владыки Филарета по отношению ко всем учебным заведениям, не только духовным, но и светским, и в прежних местах его служения. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую духовную семинарию, где они показали себя лучшими среди других учащихся.
По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митрополита Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства — 887.
Под непосредственным руководством митрополита Филарета инспектором Киевской духовной семинарии архимандритом Антонием (Амфитеатровым, 11879; племянником высокопреосвященного Филарета, будущим архиепископом Казанским) было написано и вышло в свет в 1848 году учебное пособие по догматическому богословию. Этот труд получил всеобщую положительную оценку.
"Имя Филарета не славилось известностью как мужа особенно ученого, как труженика и жреца науки, несмотря на то, что он был доктором богословия",— писал его биограф архимандрит Сергий (Василевский). Далее он пишет, что время двадцатилетнего протекторства Филарета над Киевской духовной академией "займет одно из самых видных мест как период особенного процветания ее и в делах науки, и в деле духовно-нравственного преуспеяния". Историк М. П. Погодин в своем приветствии Киевской духовной академии отмечал, что академия успешно утверждала "окончательно русское начало во всех здешних и соседних странах", и в этом имеется немалая заслуга Филарета (слава Киевской академии простиралась до Франции, Германии, Сербии, Молдавии).
Особенное внимание митрополит Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателей он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.
Высокопреосвященный Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Многие учебные заведения России считали для себя большой честью находиться под его покровительством. Высокопреосвященный Филарет был почетным членом Российской Академии Наук, Московского общества истории и древностей российских, почетным членом Киевской, Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, а также Киевского, Московского и Казанского университетов. Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.
Придавая большое значение учебному материалу, митрополит Филарет находил время и силы для участия в издательских делах. Многие издания академии выходили под его руководством. Он очень хотел, чтобы в стенах семинарии, училища или академии ученики вырастали до подлинных носителей христианства, ревностных проповедников слова Божия. Владыка Филарет говорил: "Плох и ненадежен тот улей пчел, в котором роятся пчелы, но не выводятся из них свои родные матки".
Не менее важным предметом забот митрополита Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. При лавре он устроил прекрасную гостиницу, странноприимницу и при ней лечебницу. Вокруг лавры была сооружена каменная стена. Поселившись в лавре, митрополит Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями лавры— преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием монашества, интересовался и материальным обеспечением братии, постоянно наставлял братию своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовию. Современники говорили о нем: "Мы знали его как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников".
Пример, достойный подражания, представляла личная подвижническая жизнь митрополита Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший 13 августа 1841 года иноческую схиму с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. Совмещение схимы с архипастырской деятельностью — явление "если не беспримерное, то одно из самых редчайших в истории церковной", — писал архимандрит Сергий (Василевский). При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвященный Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, летом он большую часть времени проводил в Свято-Покровской Голосеевской пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя как самый простой инок. На средства владыки Филарета в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митрополита Филарета было глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым, и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел, раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он, получив назначение на епархию, не мог выехать из-за отсутствия средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыне нищим и помощи всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита.
По-прежнему большое внимание уделял митрополит Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов.
В 1842 году из-за расхождений с обер-прокурором графом Н.А.Протасовым он покинул Святейший Синод и удалился в свою епархию. Прошение митрополита Филарета от 25 марта 1842 года было самовольно, без ведома императора, удовлетворено графом Протасовым. Такого рода увольнения из-за разногласий с обер-прокурором происходили впоследствии не раз. Это же случилось и с митрополитом Филаретом (Дроздовым), который 8 мая 1842 года покинул Святейший Синод, чтобы никогда более туда не возвращаться.
Киевский митрополит Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским.
До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни, и переносил эти труды и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.
С 1855 года после перенесенной тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием, радуясь приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: "Я вижу, Господь скоро позовет меня к Себе". Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь временами отпускала его, но ненадолго. "Храмина тела моего разрушается", — говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 года. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную литургию в домовой церкви и причащался Святых Христовых Тайн. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.
21 декабря 1857 года в девятом часу вечера высокопреосвященный митрополит Филарет скончался.
Митрополита Филарета похоронили в полном архиерейском облачении с возложением поверх малого омофора схимнической мантии. По его завещанию он был погребен в надпещерной Крестовоздвиженской церкви, против входа в Ближние пещеры, 29 декабря 1857 года.
Все свое скромное наследство митрополит Филарет завещал Церкви и академии, а немногочисленные сбережения просил раздать бедным. Пастырям и священнослужителям Церкви Христовой он завещал "проповедовать ревностно слово Божие", а всем верующим — "первее всего и паче всего хранить твердо и непоколебимо святую Православную веру, яко камень краеугольный, на котором зиждется благоденствие и вечное спасение наше, яко неоцененное наследие отцов наших и священный залог наследия Царствия Небесного".
В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества, творец Иисусовой молитвы, постник в строжайшем смысле, обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы, удостоился многих благодатных откровений и видений.
Его нищелюбие вошло в пословицу, и его называли не иначе, как "Филаретом Милостивым".
Труды:
Слова, беседы и речи. — Киев, 1883.
Литература:
Сергий (Василевский), архимандрит. Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время: в 3 т. — Казань, 1888. Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876, с. 196, 203. Благовещенский И. А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк): в 2 ч. — М., 1875, с. 50—51. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. — М., 1889, с. 16 и 17 и прим.
Геронтий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. — СПб., 1903.- с. 115.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 100,106,112,118,194, 210, 287.
Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 483, 484, 516—517. Орлов г. Филарет Амфитеатров, митрополит Киевский, как проповедник. — М., 1918. Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем: Исследование Николая Чернавского: в 2 т. — Оренбург, 1900—1903 // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. — Оренбург, 1903, вып. 10, с. 133—135. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века: Историко-биографические очерки Е. Поселянина. — 3-е изд. доп. — СПб., 1910, с. 207, 208, 226; СПб., 1900.
Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. — СПб., 1916, с. 470.
Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. — СПб., 1913, с. 202. Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 3; 1902, т. 4; 1906, т. 6; 1911, т. 9. Родосский. А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 20.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 135.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 578.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 233. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1403,1411,1418.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 292, 307, 474, 633. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 233. Записки Трубецкого С. П. — СПб., 1906, с. 210 и прим. 97,101.
Житие Филарета, митрополита Киевского. — Киев, 1858.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. VII, 1, 4, 5, 233—251, 527, 606, 607, 696.
Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, с. 15—18,132, прим. 3; ч. 2, с. 57, прим. 1. Юбилейный сборник: Речи, слова и беседы Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого. — СПб., 1899.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 827.
Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. — Ярославль, 1881, с. 82. Калужские епархиальные ведомости. — 1884, № 6—11,14,17—19.
Владимирские епархиальные ведомости. — 1865, № 18 и 24.
Древняя и Новая Россия. — СПб., 1876. — Т. 2. Киевлянин. — 1884, № 185. Духовная беседа. — СПб., 1858. — Т. 2, № 16. Северная пчела. — СПб., 1858, № 71. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1907, № 50, с. 2215—2221. Душеполезные размышления. — М., 1878—1887; 1884, с. 366—367. — 1885, с. 321. — 1898, с. 304.
Воскресное чтение. — 1857—1858. — Ч. 21, 42, 45, 50, 52.
Душеполезное чтение. — М., 1863. — Кн. 10. — 1895,ч. 3, с. 518. Душеполезный собеседник. — М., 1898. — Вып. 10, с. 304.
Исторический вестник. — СПб., 1883, сентябрь, с. 542, 544, 547, 552, 554—555. — 1892, сентябрь, с. 654. — 1895, февраль, с. 639. — 1896, апрель, с. 182. — 1900, сентябрь, с. 365—368. — 1906, январь, с. 326; апрель, с. 265.
Православный собеседник. — Казань, 1867, январь, с. 64.
— 1876, июль, с. 1—24. — 1879, февраль, с. 83—110. — 1897, декабрь, с. 118. — 1899, июнь, с. 354. — 1907, сентябрь, с. 40, прил. — 1908, май, с. 622.
— 1909, март. — 1915, октябрь.
Известия по Казанской епархии. — 1876, № 11, с. 342—344. —1878,№8.-с. 198. — 1879, № 20, с. 588. — 1883, № 6, с. 188. — 1885, № 22, с. 822—823. — 1888, № 23, с. 536. — 1897, №1, с. 32. — 1907, № 44. — с. 1366; № 47. — с. 1482—1492.
— 1908, № 6, с. 186—189, 216—223. Православное обозрение. — М., 1868, декабрь, с. 371.
Русский инок. — 1912, вып. 59, с. 37—38. Русская старина. — СПб., 1873, январь, с. 111. — 1876, май, с. 157—158. — 1880, май, с. 117; июль, с. 609. — 1880, ноябрь, с. 581. — 1882, август. — с. 295; февраль. — с. 336.
— 1885, октябрь, с. 159. — 1886, июнь, с. 710. — 1904, февраль — с. 276; сентябрь, с. 661.
Христианское чтение. — СПб., 1872, май, с. 71—150; июнь, с. 183—229; ноябрь, с. 377—419.
Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1884, май, с. 69—102. — 1885, июль, с. 439. — 1890, август, с. 610, 615. — 1901, № 12, с. 418—419. — 1908, № 21, с. 866. Вестник Европы. — СПб., 1873. — Т. 6, с. 252. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 2, с. 485. К истории православия в Прибалтийском крае // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 3, с. 288. Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 149. Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 1, с. 304. Дневник М. С. Ребелинского // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 58. Памятные записки игуменьи Евгении Озеровой // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 85. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 2, № 6, с. 142; № 7, с. 277—278. — 1899. — Кн. 1, № 3, с. 417; № 4, с. 669; кн. 2, № 6, с. 204—208, 212, 215. — 1900. — Кн. 3, № 10, с. 26, 236. — 1903. — Кн. 1, № 3, с. 378. — 1904. — Кн. 1, № 4, с. 648—649. — 1910. — Кн. 3, № 12, с. 589.
Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 12, с. 44—45.
Иванов А., доцент Московской духовной академии. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея // Журнал Московской Патриархии. — 1954, № 4, с. 47. Попов Н., кандидат богословия. Высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский: К 100—летию со дня кончины // Журнал Московской Патриархии. — 1958, № 2, с. 52—56. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 1, с. 212; т. 2, с. 149, 221, 223, 229—231; доп. том 2, с. 370—387; т. 4, с. 296; т. 7, с. 37—46, 51; т. 11, с. 97—110, 509; доп. 1, с. 596—600; т. 12, с. 519—520, 576—822; доп. 2, с. 551—553. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 716—717; т. 8, с. 3; т. 10, с. 608—609. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 35, с. 737—738.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 77—79.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16, 24, 36, 50, 69.
Минея май. — М., 1987.- Ч. 3, с. 360. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 1, с. 133, 163, 220—222, 224, 310, 423, 433, 450, 452, 562, 591; ч. 2, с. 10,12, 41, 202, 205, 231—233, 338, 340, 343, 382, 392, 450.
Филарет Амфитеатров
с 1837 г. митрополит киевский; р. 1769, † 1857 г. 21 дек.; 1799—1804 г. ректор орловской семинарии; 1804—10 г. ректор уфимской семинарии и с 1810—14 г. тамбовской; 1814—16 г. инспектор СПб. дух. ак.; 1816—19 г. ректор Москов. дух. ак.; 1 июня 1819 г. епископ калужский; рязанск. 1825—28 г. епископ и архиепископ (с 1826 г.) (с 1828 г.) — казанский; 1836 г. — ярославский. Настоятель монастырей, архимандрит: Уфимск. Успенского, Знаменского Тобольск., Иосифова Волоколамск. и Воскресен. Нового Иерусалима.
{Половцов}