Филарет Филаретов

Найдено 1 определение
Филарет Филаретов

(до пострижения Михаил Прокопиевич) — епископ рижский, род. в 1824 г., умер 23 февр. 1882 г. Сын диакона (впоследствии священника) села Боршова, Коротоякского уезда, Воронежской губернии, Филаретов, после домашнего воспитания и образования в духовном училище, лишь незадолго до окончания курса в воронежской духовной семинарии, куда переведен был из училища, начал обнаруживать свои замечательные умственные способности, а до того времени развивался очень туго. Заняв с философского класса в семинарии первое место в списках воспитанников, он удержал его за собою до конца курса и в 1847 г., как первый студент семинарии, был послан начальством в Киевскую духовную академию для довершения образования. В академии он также был постоянно одним из самых лучших студентов и в 1851 г. окончил курс первым магистром. Как самый лучший воспитанник, он был оставлен при академии в должности бакалавра по кафедре Св. Писания, а 18 ноября 1851 г., согласно заявленному раньше желанию своему, был пострижен в монашество с именем Филарета (в честь митрополита киевского Филарета), 20 ноября рукоположен в иеродиакона, а 21-го — в иеромонаха. Несмотря на то, что Св. Писание, как предмет науки, в академиях в то время считался одним из предметов второстепенных, иеромонах Ф. весь отдался изучению и наилучшей постановке его на кафедре, и его труды принесли пользу академии и были оценены по достоинству. Уже 25 сент. 1853 г. ему, вместе с бакалаврскою, поручена была и должность помощника инспектора академии, а 28 сент. он возведен в звание соборного иеромонаха. Затем, в 1856 г. (3 окт.), он был определен членом внутреннего правления академии, а 13 апр. 1857 г. возведен и в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря; 7 мая того же года Ф. утвержден в звании члена академической конференции и временно исправлял должность инспектора академии. Потом он на короткое время был оторван от Киева назначением на должность инспектора Казанской духовной академии (1858 г.), с занятием кафедры нравственного богословия. Прослужив немного менее двух лет в Казани, Ф. 4 декабря 1859 г. был перемещен снова в Киев на должность ректора тамошней семинарии, с занятием в ней кафедры богословских наук и с назначением в настоятели Пустынно-Николаевского монастыря. В 1860 г. (9 мая) он был утвержден действительным членом академической конференции и окружного академического правления и назначен (8 июля) членом киевской духовной консистории и местного духовно-цензурного комитета, а 6 октября переведен на должность ректора и профессора богословских наук в самую академию, его воспитавшую, с назначением в настоятели Киево-Братского монастыря. Должность ректора академии Ф. занимал с честью, сперва в сане архимандрита, а потом (с 26 марта 1874 г.) в сане викарного епископа уманьского. до назначения своего в Ригу, на самостоятельную кафедру, состоявшегося 31 декабря 1877 г. Продолжительное служение Ф. в одном из высших и старейших рассадников духовного образования было весьма плодотворно для Киевской академии в различных отношениях. Будучи поставлен на пост ректора еще при действии старого устава 1808—1814 гг., а затем (с 22 марта 1866 и по 6 февраля 1867 г.) состоя членом Высочайше утвержденного комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, он явился достойным вождем академии на пути преобразования по уставу 1869 года, которое знаменательно совпало с исполнившимся тогда (в 1869 г.) 50-летием академии со времени преобразования ее из старой Киевской академии по уставу 1808—1814 гг. В качестве главного представителя академии во время юбилея Ф. был вполне на высоте своего положения, и как изданные академиею юбилейные сборники, так и самая церемония юбилейного торжества были исполнены при его живейшем и деятельнейшем участии. Отказавшись, при вступлении в должность ректора академии, по многосложности административных обязанностей, от занятия какой бы то ни было кафедры, Ф. уставом 1869 г. был обязан избрать себе кафедру, и он избрал снова любимую свою науку — Св. Писание и преподавал этот предмет с полным знанием дела и с замечательным искусством до самого выхода своего из академии. Как профессор, он обладал таким широким и глубоким знанием предмета, что его слово с кафедры всегда было последним словом науки и в то же время представляло живой интерес для слушателей при его живой речи (он говорил, а не читал лекции). Как администратор и как человек вообще, Ф. был человеком инициативы; обладая тонким умом, он обладал и твердою волею, и несокрушимою энергией, а вместе с тем и замечательным тактом. Эти качества перенес он и в Ригу, где открылось для него особое, новое поприще деятельности. Приобретенное им в академии знание немецкого языка послужило для него хорошим подспорьем в видах многообразной деятельности среди населения с господствующим немецким языком. Трудами его предшественников по архиерейской кафедре рижской, открытой в 1836 г., ему в значительной мере расчищен был путь; однако и на его долю досталось много забот и скорбей, испытанных его предшественниками. Эти то скорби и были главною причиной его безвременной кончины, последовавшей от разрыва сердца, на 58 году жизни и по истечении четырех только лет управления Рижскою епархией. Впрочем, и в столь непродолжительное время Ф. успел принести много пользы своей пастве. Прежде всего он ревностно проповедовал слово Божие, а в 1881 г. специально произнес ряд общедоступных и вместе с тем глубокомысленных поучений о происхождении, природе и участи человеческой души. Затем с любовью и ревностью заботился об улучшении и полном благоустройстве рижской духовной семинарии, о возвышении уровня нравственного и материального положения духовенства епархии и особенно об устранении тех затруднений и стеснений, какие терпели православные в остзейских губерниях. Уже в проповедях Ф. выразилась его учено-литературная деятельность. Проповеди, хотя и реже, чем в Риге, он произносил и в Киеве, по особенным случаям. Так, например, в печати известны его слово "О движении духа науки вместе с жизнью", сказанное в день 50-летнего юбилея академии (в "Трудах Киев. дух. академии" за 1869 г.) и речи при погребении митрополитов киевских — Филарета (в "Воскресн. Чтении" за 1857—1858 г., ч. XXI) и Арсения (в "Трудах Киев. дух. акад." 1876 г.). Много труда и времени полагал Ф. и на редактирование повременных изданий, выходивших при тех учебных заведениях, в которых он начальствовал, а именно: в киевской духовной семинарии — журнала "Руководство для сельских пастырей", который им и был основан, и в академии — "Воскресного Чтения" и "Трудов Киевской духовной академии". Из них последнее издание, начавшееся с 1860 г., им преобразовано в ежемесячное и возведено на ту степень ученого и вместе с тем общеинтересного академического журнала, на которой оно стоит и доселе. В академических изданиях помещены и те немногие, но весьма серьезные учено-литературные работы Ф., которые стяжали ему славу истинной учености. Сюда принадлежат: статья под заглавием "Песни степеней", помещенная в "Воскресном Чтении" за 1856—1857 гг. и раскрывающая смысл 15-ти псалмов (119—133), известных в Библии под именем "Песней степеней" или "восхождения". "Происхождение книги Иова. Библиологическое исследование", в "Трудах Киевской дух. академии" за 1872 г., вышло и отдельною книгою, Киев, 1872. Это сочинение, составившее собой эпоху в истории работ отечественных ученых над книгою Иова, доставило автору его от Киевской академии степень доктора богословия. "Происхождение книги Екклезиаст", в "Трудах Киев. дух. академии ", 1874 и 1875 гг. Сочинение также весьма серьезное, хотя, к сожалению, не оконченное.


Кроме более или менее кратких некрологов и биографических сообщений, помещенных в разных повременных изданиях за 1882 г., более подробные сведения о Ф. заключаются в некрологе, вышедшем в Риге, в 1882 г., отдельною брошюрою, и в статье под заглавием: "Поминки по преосвящ. Филарете, епископе Рижском, в Кишиневской духовной семинарии", напечатанной в "Кишиневских епарх. ведом." за 1882 г. и отдельною брошюрою, с портретом его (Кишинев, 1882). — "Исторический Вестник", 1883, кн. 2. — Актовая речь инспектора Киевской дух. академии И. Н. Королькова, произнесенная в 1882 г. и помещенная в "Трудах Киев. дух. академии" за 1882 г., № 12; вышла и отдельною книгою, с портретом Ф., Киев, 1882 г. — П. В. Знаменский: "История Казанской дух. академии", Казань, 1891, т. I, стр 183—190 и др.; т. II, стр. 272—274 и др., т. III, стр. 207—210. — "Чтения в Общ. люб. дух. просвещения", 1873 г., кн. 3. — "Православн. Собеседник", 1875 г., май — июнь и др.


И. Корсунский.


{Половцов}





Филарет Филаретов


(в миру Михаил Прокофьевич, 1824—1882) — епископ рижский, сын священника; образование получил в Киевской дух. академии. Был инспектором Казанской духовной академии, ректором Киевской духовной семинарии, затем ректором Киевской духовной академии. В 1874 г. назначен епископом уманьским, вторым викарием Киевской епархии; с 1877 г. — самостоятельный епископ в Риге, где произнес ряд общедоступных поучений о происхождении, природе и участи человеческой души. В печати появились его слово "О движении духа науки вместе с жизнью", сказанное в день 50-летнего юбилея академии (в "Трудах Киевской дух. акад." за 1869 г.), и речи при погребении митрополитов киевских Филарета (в "Воскресном чтении" за 1857—58 гг., ч. XXI) и Арсения (в "Трудах Киевской дух. академии" 1876 г.). Много труда и времени полагал Ф. на редактирование повременных изданий, выходивших при тех учебных заведениях, в которых он начальствовал: в Киевской духовной семинарии — журнала "Руководство для сельских пастырей", который им и был основан, в академии — "Воскресного чтения" и "Трудов Киевской дух. акад.". В академических изданиях Ф. напечатал: "Песни степеней" ("Воскресное чтение" за 1856—57 г.; здесь раскрывается смысл псалмов 119—133, известных в Библии под именем "песней степеней" или "восхождения"); "Происхождение книги Иова" ("Труды Киевской дух. акад.", 1872, №№ 3, 5, 8 и 9 и отд. Киев, 1872); "Происхождение книги Екклезиаст" ("Труды Киевской академии", 1874, № 10; 1875, №№ 4 и 5; сочинение неоконченное; после его смерти оно вышло отдельным изданием, Киев, 1885). См. "Некролог преосв. Ф., епископа рижского и митавского" (Рига, 1882); Ив. Корольков, "Преосвященный Ф., епископ рижский, как ректор Киевской духовной академии" (Киев, 1882); П. Знаменский, "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования" (Казань, 1891, т. I. стр. 183—190 и др.; т. II, стр. 272—274 и др.; т. III, стр. 207—210).


{Брокгауз}





Филарет Филаретов


(Михаил) — епископ Рижский и Митавский.


Родился в 1824 году в селе Боршове Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона (впоследствии священника). После домашнего воспитания и образования в духовном училище поступил в Воронежскую духовную семинарию. Незадолго до окончания семинарии стали проявляться его удивительные умственные способности, а до того времени он был отстающим учеником. В 1847 году, как первый воспитанник семинарии, он был послан в Киевскую духовную академию для завершения образования.


29 сентября 1851 года окончил курс Киевской академии и оставлен при ней учителем.


13 ноября того же года пострижен в монашество; 20 ноября рукоположен во иеродиакона; 21 ноября — во иеромонаха.


7 сентября 1852 года удостоен степени магистра и назначен бакалавром академии.


25 сентября 1853 года ему поручена должность инспектора академии, а 28 сентября возведен в звание соборного иеромонаха.


3 октября 1856 года определен членом внутреннего правления академии.


13 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита; 7 мая того же года утвержден в звании члена академической конференции и временно исполнял должность инспектора академии.


27 января 1858 года назначен инспектором Казанской академии с занятием кафедры нравственного богословия.


4 декабря 1859 года снова переведен в Киев и назначен ректором Киевской семинарии, настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря.


9 мая 1860 года утвержден действительным членом академической конференции и окружного академического правления; 8 июля назначен членом Киевской духовной консистории и местного духовного цензурного комитета.


6 октября того же года назначен ректором и профессором богословских наук Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря.


28 июля 1874 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.


С 31 декабря 1877 года — епископ Рижский и Митавский.


Скончался 23 февраля 1882 года. Тяжелая жизнь преосвященного Филарета закончилась преждевременной кончиной от разрыва сердца, на 58— м году жизни.


Личность преосвященного Филарета незаурядна. Его продолжительное служение в одном из высших и старейших рассадников духовного образования было весьма плодотворно для Киевской академии. Будучи поставлен на пост ректора еще при действии старого устава (1808—1814), он явился достойным вождем академии на пути преобразования по уставу 1869 года.


Избрав для преподавания свою любимую науку — Священное Писание, он преподавал этот предмет с полным знанием дела и с замечательным искусством до самого выхода своего из академии. Как профессор он обладал таким широким и глубоким знанием предмета, что его слово с кафедры всегда было последним словом науки и при его живой речи (он говорил, а не читал лекции) представляло большой интерес для слушателей.


Как администратор он был человеком инициативным, отличался гибким умом, обладал твердой волей и несокрушимой энергией, а вместе с тем и замечательным тактом. Протоиерей Феодор Титов писал: "Если есть нечто в стенах нашей Академии, что своим немым присутствием постоянно напоминает и будет напоминать нам о виновнике своего существования, преосвященном Филарете, — это церковно-археологический музей и картинная галерея Конгрегационного зала. Почти из ничего, единственно благодаря своей энергии и любви к науке, преосвященный Филарет создал то учебно-воспитательное учреждение, которое существует и поныне и приносит весьма большую пользу церковно-археологической науке. Преосвященный Филарет сам сделал весьма ценный вклад в музей — знаменитую Сорокинскую коллекцию древних икон, приобретенную им за 12 000 рублей.


Научно-литературные работы Филарета стяжали ему славу истинного ученого. Преосвященный Филарет известен как автор статьи "Песни степеней" и исследования "О происхождении книги Иова" и "О книге Экклезиаст". Кроме того, преосвященный Филарет известен как переводчик с немецкого обширного курса нравственного богословия Де-Ветте, сохранившегося в рукописи, и как редактор двух периодических изданий — "Воскресного чтения" и "Трудов Киевской Духовной Академии".


С возведением в архиерейский сан началась для Филарета тяжелая пора, особенно во время служения на Рижской кафедре. Большими трудностями сопровождалось служение архиерея в латышском крае. Однако Филарет активно участвовал в жизни своей паствы, и его участие имело важное значение в движении латышей к Православию. При деятельном участии преосвященного Филарета в Риге строился Рождественский собор, но владыка не дожил до его завершения.


Одно из писем епископа Филарета, напечатанное в "Трудах Киевской духовной академии", рисует жуткую картину жизни русского архиерея в Латвии. Жить и властвовать в крае, наводненном нахальными инородцами и иноверцами, было истинным наказанием. Филарет сравнивал немцев, населявших край, по их подлости и наглости наступления на русскую культуру, с грибком, называемым губкой. "Построилось новое здание, на следующий год ест его губка, на третий здание никуда не гоже. Против этого врага средств нет, как и против немцев". Однако тормозили деятельность русского архиерея не только немцы, но и крайняя русская партия. Превратно истолковывая действия епископа, они даже командировали специальную депутацию к обер-прокурору К. П. Победоносцеву. Мало этого, они пошли к графу Н. П. Игнатьеву с жалобой, что архиерей держит сторону немцев. "Да что же, преосвященного Бисмарк подкупил, что ли?" — нашелся только спросить граф Игнатьев.


В результате всего этого жизнь была так "сладка" Филарету, что он писал: "На архиерейство в Ригу можно посылать только в наказание. Пусть меня в Сибирь сошлют или в захолустный монастырь на покой, лишь бы взяли отсюда..."


Несмотря на все эти трудности, Филарет производил на всех приятное впечатление, вел себя очень просто, отличался большим умом и глубоким познанием человеческого сердца.


Однажды преосвященный Филарет высказал свое мнение об аскетизме: "Аскетичество есть духовное воспитание себя. Вот почему аскеты так снисходительны на исповеди к грехам других, — потому что они знают, что значит воспитать себя".


Труды:


Слово "О движении духа науки вместе с жизнью" // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1869.


Речь при погребении Киевского митрополита Филарета // Воскресное чтение. — 1857—1858, ч. 21.


Речь при погребении Киевского митрополита Арсения // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1876. Песни степеней // Воскресное чтение. — 1856— 57. — № 41, 52.


О происхождение книги Иова. — Киев, 1872, а также // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917,1872, № 3, 5, 8, 9.


О книге Екклезиаст // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1874, № 10; 1875, № 4, 5.


Литература:


Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842—1870): в 3 т. — Казань, 1891—1892. — Т. 1, с. 183—190; т. 2, с. 272—274; т. 3, с. 207—210. Корольков И. Н. Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной академии. — Киев, 1882.


Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1882, с. 457.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1410.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 300. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 432. Памяти преосвященного епископа Филарета Филаретова, бывшего ректора Киевской духовной академии. — Киев, 1912. Поминки по преосвященном Филарете, епископе Рижском, в Кишиневской духовной семинарии // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1882.


Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1875. — Кн. 3.


Православный собеседник. — Казань, 1875, май-июль.


— 1900, ноябрь, с. 480. Исторический вестник. — СПб., 1884, февраль, с. 344.


— 1886, апрель, с. 160. — 1887, декабрь, с. 7. — 1915, август, с. 631. Христианское чтение. — СПб., 1874, июль-сентябрь, с. 887—890.


Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1870, август, с. 30, 32; сентябрь, с. 20, 24, 30, 42; октябрь, с. 39, 43; декабрь, с. 20, 25.


— 1872, сентябрь, с. 12; октябрь, с. 66; ноябрь, с. 4—5,16, 22; декабрь, с. 11. — 1873, февраль, с. 47, 50, 53, 76, 98, 112,138; март, с. 148,172—187, 206—208; апрель, с. 226—228, 235—236; май, с. 238; июль, с. 292, 324; август, с. 350.


— 1874, январь, с. 1—2,13—14, 34—35; февраль, с. 61—62, 74; март, с. 99—100, 108,129,132—134,167—169; апрель, с. 188—189, 195, 228; июнь, с. 240, 258, 269, 284; июль, с. 305—306; август, с. 178—179; сентябрь, с. 518—521.


— 1875, май, с. 163; июнь, с. 196—197.


— 1876, август, с. 238—240, 243, 251, 259—260, 271—273, 326—327. — 1877, март, с. 634, 640—641, 653; июль, с. 154; август, с. 214, 226, 230—231, 237—238, 253; сентябрь, с. 257, 262—265,269, 285, 310—315.


— 1878, апрель. — с. 65—66; май. — с. 110; июнь, с. 154—155,160. — 1879, февраль, с. 255—256, 276. — 1881, июнь, с. 252. — 1882, май. — с. 58—73; июнь. — с. 208—209; декабрь, с. 1—96. — 1885, июнь, с. 435—459. Русская старина. — СПб., 1910, август. — с. 290—340.


Православное обозрение. — М., 1864, май, с. 20—21.


— 1876. — Т. 2, май-август, с. 382—383. — 1878. — Т. 3, сентябрь-декабрь, с. 409.


— 1882, март, с. 606—608. — 1886. — Т. 2, май-август, с. 417—475. Известия по Казанской епархии. — 1878, № 3, с. 57.


—1884, №4.-с. 125. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 1, № 4, с. 424, 429, кн. 2, № 5, с. 61. Казем-Бек А. Рижский кафедральный собор // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959, № 11, с. 43.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 77.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 621—622.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1955, 2233—2234.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 35 (кн. 70), с. 740.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 104—105.


Титов Ф., протоиерей. Императорская Киевская духовная академия 1615—1915. — Киев, 2003, с. 517—518.





Филарет Филаретов


еписк. рижский; р. 1824, † 1881 г. 23 февр.



Дополнение: Филарет (Михаил Прокопьевич Филаретов), р. 1824, † 1882 г. 23 февр. в Риге, епископ уманский (1874—77 г.) и епископ рижский и митавский. Им основан при киевской семинарии журнал "Руководство для сельских пастырей ".


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008