ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)
1783-1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, почетный член Петербургской АН (1827). Ректор Петербургской духовной академии (1812). Автор "Начертания церковной библейской истории" (1816), "Записок на книгу бытия" (1816), "Катехизиса" (1823), переводов библейских текстов. Составитель Манифеста 19.2.1861 об отмене крепостного права. Талантливый проповедник ("московский Златоуст"), сборник проповедей Ф. при его жизни переведен на французский и немецкий языки.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)

Филарет - митрополит московский (в миру Василий Михайлович Дроздов). Родился 26 декабря 1783 г. в городе Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество, с именем Ф. В том же году его переводят в Петербург инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит санкт-петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Святейшего Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без "слова" Ф. 8 июля 1811 г. Ф. был возведен сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Ф. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Ф. сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в "Обществе любителей русского слова". В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова . Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападает на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г., в видах борьбы с иезуитами, он написал "разговоры между испытующим и уверенным в православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Игнатом Фесслером , профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом рязанским Феофилактом, имевшими большие связи; но Амвросий поддержал Ф. В Библейском обществе Ф. был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, притом "библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств". В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа ревельского, викария петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом тверским и членом Святейшего Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. Ф. был переведен в Ярославль, в 1821 г. - в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 г. он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на библейское общество и на Ф., как члена этого общества. "Думаю, писал Ф. в 1857 г., что в 1824 г. восстание против министра духовных дел (князя Голицына , покровителя Ф.) и против библейского общества и перевода священных книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собой других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумывали, и клеветали". Главным врагом библейского общества явился Аракчеев , который соединился с Шишковым , архимандритом Фотием , Магницким , чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николаю I , Ф. удачным словом успокоил народ, что, в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. "Наконец с меня сняли тяжелый крест", сказал он, чувствуя, что опала миновала. В 1827 г. был снова издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синод, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова , оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей, под заглавием "Слова и речи Синодального члена Ф., митрополита московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось, по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора графа Толстого , распоряжение о переводе книг Святого Писания на русский язык, законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Ф., при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ Ф. на стихотворение Пушкина : "Дар случайный, дар напрасный". Литература о Ф. очень обширна; для нее составили даже особый термин "Filaretica" - но она слишком одностороння. "Собрание сочинений Ф.", "Собрание писем Филарета" и "Собрание резолюций Ф." - главный материал для его характеристики; затем идут исследования Сушкова "Записки о жизни и времени Ф." и др.; И.Н. Корсунского "Святитель Ф., митрополит московский" (Харьков, 1894) и 15 других работ (см. "Душеполезное Чтение" за 1890 г.: "Памяти И.Н. Корсунского"); исследования и собрания материалов архиепископа Саввы ; Пономарев "Митрополит Ф., материалы для его биографии". Много воспоминаний, отдельных фактов, мнений Ф. разбросано в "Душеполезном Чтении" и др. духовных журналах. Явились и ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Ф.: А. Городков "Догматическое богословие по сочинениям Ф., митрополита московского" (Казань, 1887); Д. Наумов "Ф., митрополит московский, как канонист" (Москва, 1893); В. Беликов "Деятельность московского митрополита Ф. по отношению к расколу" (Казань, 1896) и др. См. еще протоирей А. Смирнов "Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Ф., 1782 - 1808" (Москва, 1893); его же "Петербургский период жизни митрополита Ф., 1808 - 1819" (Москва, 1894); его же "Ф., архиепископ тверской, ярославский и московский, 1819 - 1826" (Москва, 1896); В. Назаревский "Государственное учение Ф., митрополита московского" (Москва, 1883); М. Чепик "Митрополит московский Ф. как гомилет" (Тверь, 1892), Яков Зарницкий "Ф., митрополит московский как проповедник" (Санкт-Петербург, 1898). Проповеди Ф., прозванного "московским Златоустом", отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Ф. избегал иностранных слов (телескоп, например, называл "дально-зрительным стеклом"), употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближениям. По содержанию своему, проповеди Ф. не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Ф. был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например, в противодействии стремлениям Гааза (VII, 743). Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Священное Писание). Об отношениях его к Павскому - см. XXII, 576.

Источник: Биографический словарь. 2008