ФИЛАРЕТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФИЛАРЕТ
в миру Гумилевский Дмитрий Григорьевич) (1805-1866), архиепископ Черниговский, русский богослов и историк Церкви.
Во время службы в Московской Духовной академии Филарет основал журнал "Творения святых отцев в русском переводе". Основные труды: "История Русской Церкви", "Православное догматическое богословие", "Обзор русской духовной литературы".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ФИЛАРЕТ
в миру Дроздов Василий Михайлович) (26.12.1783 - 19.11.1867), святитель, митрополит Московский и Коломенский. Один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов, он всю жизнь свою подчинил Воле Божией и трудился ради Славы Божией. За великую ревность о Господе и великие труды Бог дал свт. Филарету благодатные дары прозорливости и исцелений.
В 1858 по его настоянию был издан русский перевод Библии. Он же составлял манифест 19 февраля 1861 об освобождении крестьян. Основные труды: "Начертание церковной библейской истории", "Разговор между испытующим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви".
Память свт. Филарета празднуется 19 ноября/2 декабря.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ФИЛАРЕТ
(ок. 1554—1633) — крупный политический и церковный деятель, патриарх (1608—1610 и с 1619), отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии. В 1587 г. получил чин боярина. Приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове в 1600 г. попал в опалу и сослан в Антониево-Сийский монастырь в Поморье, где был пострижен в монахи. При Лжедмитрии I возвращен в Москву и назначен Ростовским митрополитом. Участвовал в свержении Лжедмитрия I. В 1608 г. в Ростове взят в плен сторонниками Лжедмитрия И, доставлен в Тушино, где провозглашен Московским патриархом. В 1610 г. перебрался в Москву, где участвовал в свержении Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава. В качестве представителя Семибоярщины ездил под Смоленск в стан польского короля Сигизмунда III заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Арестован польскими интервентами и в качестве военнопленного был с 1611 г. в Польше. В 1619 г. возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул «Великий государь»» и стал соправителем своего сына — царя Михаила Федоровича. Похоронен в Москве в кремлевском Успенском соборе.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ФИЛАРЕТ
Романов Федор Никитич) (ок. 1554 - 1.10.1633), политический и церковный деятель. Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем.
Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле, где был пострижен в монахи.
В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом. Он входил в состав правительства Лжедмитрия II. В 1610 Филарет перебрался в Москву, участвовал в низложении царя Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава, ездил в стан польского короля Сигизмунда III под Смоленск в качестве представителя "Семибоярщины" заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Был арестован польскими интервентами и в 1611 отправлен в Польшу в качестве военнопленного.
В 1619 Филарет возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул "Великого Государя" и стал соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.
О.М. Рапов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Филарет
(Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – знаменитый архиерей РПЦ, богослов, философ, историк Священного Писания, талантливый проповедник, первый в России доктор богословия (1814). Родился в семье диакона (впоследствии священника) из древнего подмосковного города Коломна. Первые детские годы провел на попечении дедушки (священника) и бабушки. Учился в Коломенской и Троицкой духовных семинариях. В 1808 принял монашество. В 1811 возведен в сан архимандрита, через год был назначен ректором С.Петербургской Духовной академии. В 1817 возведен в сан епископа, с 1821 – архиепископ, а затем митрополит Московский. Его деятельное пребывание на московской кафедре продолжалось почти полвека (с 1821 по 1867). Святитель Ф. написал ряд историкоцерковных и богословских произведений (в частности, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на книгу Бытия», «Изложение разностей между Восточной и Западной Церковью в учении веры», краткий и пространный катехизисы). Он явился также автором Манифеста 19 февраля 1861 об отмене крепостного права. Сочетание качеств мудрого епископа, благочестивого инока, ученого богослова, одаренного проповедника и государственного мыслителя обеспечило Ф. столь высокий авторитет, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, «природным патриархом» Русской Церкви.
Одной из главных задач своей жизни Ф. считал перевод Священного Писания со старославянского на русский язык. Он вполне признавал священное значение церковнославянской речи, не допускал мысли об использовании современного языка в литургической жизни и обосновывал необходимость перевода Библии на русский язык исключительно потребностями более ясного понимания смысла библейских текстов православными людьми в домашнем обиходе. В конечном счете дело Ф. увенчалось успехом. В 1862 был опубликован уточненный перевод Нового Завета (первый перевод был издан в 1822), а в 1876, уже после смерти святителя, появилась на свет и вся русская Библия.
Не менее значительной, чем просветительская, была церковногосударственная деятельность Ф. Архипастырь решительно напоминал о внутренней независимости Церкви в государственной жизни и об обязанности иерархов следовать во всех общественных делах не политической целесообразности, а духу православной традиции. Изза несогласия с синодальной системой Ф. с 1843 раз и навсегда отказался от участия в заседаниях синода. Однако ни один вопрос церковной жизни не решался без предварительного согласования со святителем. Строго руководствуясь православной традицией, он разработал концепцию, согласно которой церковное и государственное начала, духовно соединяясь в живом лице государя, не должны сливаться и подменять друг друга в работе церковных и государственных учреждений. Митрополит подчеркивал, что священным образом помазуется только государь, а не государство. Поэтому органы мирской власти не имеют права определять церковную жизнь. С другой стороны, и Церковь не может прямо предписывать государству евангельскую мораль, ибо Христос Спаситель созидал своим нравственным учением не государство, а Церковь. Государство, призванное силою внешнего закона охранять частную и общественную жизнь людей, не всегда может следовать высоким правилам христ. учения и становится через то недостойным христианства.
Митрополит Ф. был духовно одаренным иноком. Он отличался строгой монашеской жизнью, обладал глубоким религиозномистическим опытом, благоговейно почитая старца Серафима Саровского, наставления которого опубликовал, преодолев все препятствия, чинимые синодальными архиереями. Ф. и сам обладал даром целительства и пророчества. Православное предание хранит многие факты чудесной помощи, вразумления и исцеления, состоявшиеся по молитвам этого иерархаправедника. На Архиерейском соборе РПЦ в 1994 митрополит Ф. был причислен к лику святых. Мощи святителя находятся в ТроицеСергиевой лавре. День его памяти 2 декабря по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

ФИЛАРЕТ
1. (до монашества - Дроздов Василий Михайлович) (26.XII.1782 - 19.XI.1867) - архиепископ и митрополит московский (1821-67). Род. в Коломне в семье дьякона. Окончил Троицкую семинарию. Постригся в монахи в 1808. В 1809-21 - инспектор, затем ректор Петерб. духовной академии, проф. философии, член Библейского общества. В 1812-25 был близок к обер-прокурору синода А. Н. Голицыну. В 1819-49 Ф. - член Синода, в 20 - нач. 40-х гг. - наиболее влиятельный. Ни одно из важных церк.-адм. дел, ни один из сложных догматич. и канонич. вопросов не решались без участия Ф. Он имел также большое влияние на обществ.-политич. и гос. дела (составитель акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февр. 1861 и др. гос. мат-лов). Лит.: Сушков Н. В., Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского, М., 1868; Мельгунов С. П., Митрополит Филарет - деятель крестьянской реформы, в кн.: Великая реформа, т. 5, (М., 1911).

С. С. Дмитриев. Москва. 2. (до монашества - Романов Федор Никитич) (ок. 1554-55 - 1.X.1633) - рус. политич. деятель, патриарх (с 1619). Сын Никиты Романовича Захарьина (см. Захарьины); отец первого царя из династии Романовых - Михаила; двоюродный брат (по материнской линии) царя Федора Ивановича, при к-ром занимал высокое положение. В разрядах впервые упомянут под 1585, боярин с 1587. Участник выборного Земского собора 1598. В кон. 1600 - нач. 1601 Ф. подвергся опале, арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи (под именем Филарета). При Лжедмитрии I, в 1605, возвращен из ссылки и получил сан Ростовского митрополита. В мае 1606 принял участие в свержении самозванца. 11 окт. 1608 захвачен при взятии Ростова Тушинскими отрядами и отправлен в Тушинский лагерь, где "наречен" патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 вернулся в Москву и принял участие в свержении В. Шуйского (июль 1610). Ф. был сторонником избрания на рус. престол представителя иностр. династии. Участвовал в выработке политики "Семибоярщины" и в заключении 17 авг. 1610 договора с польским гетманом С. Жолкевским о признании рус. царем сына польск. короля Сигизмунда III Владислава. В сент. 1610 возглавил "великое посольство" под осажденный Смоленск, к-рое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Ф. отказался санкционировать условия договора, в результате чего он был арестован и отправлен в апр. 1611 в Польшу, где пробыл в плену до сер. 1619. В июле 1619 Ф. вернулся в Москву и был поставлен патриархом.

Со времени возвращения в Россию и до смерти Ф. был фактич. правителем страны. В области внутр. политики Ф. провел ряд мероприятий: новое валовое описание и дозор опустевших районов; сыск закладчиков - посадских людей и меры против закладничества; улучшение центр. органов судопроизводства и т. д. Ряд изменений был внесен в податную систему, самым крупным из них было постепенное введение "живущей (или дворовой) четверти" как единицы обложения (с нач. 20-х гг.). Ф. осуществил пересмотр жалованных грамот монастырям и урезал их финанс. привилегии. Вместе с тем в его правление возобновился рост зем. собственности духовенства (особенно патриаршей кафедры и крупнейших монастырей). При Ф. усилилась христианизация и русификация народов Поволжья и Сибири. Правление Ф. сопровождалось резким усилением самодержавного характера царской власти и значит. ослаблением роли Земских соборов. Во внеш. политике осн. целью Ф. была ликвидация Деулинского перемирия 1618. Россия активно помогала странам антигабсбургской коалиции в период Тридцатилетней войны 1618-48. Ф. активно добивался создания антипольской коалиции в составе России, Швеции, Турции и Трансильвании.

Лит.: Смирнов A., Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России, "ЧОИДР", М., 1874; Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Сташевский Б. Д., Очерки по истории царствования Михаила Федоровича, ч. 1, К., 1913; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

В. Д. Наваров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Филарет

— патриарх российский, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича (см. Романовы). Предполагают, что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1660 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феод. Ник. и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом (см. Борис Годунов), Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Ф. была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Ф., запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Ф. назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Ф. Только по разбитии этого отряда русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф. по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращения Ф. из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июня Ф. был посвящен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие (см.): царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр, для дипломатических бумаг. О других правительственных мероприятиях эпохи двоевластия см. Михаил Федорович. Патриаршая деятельность Ф. состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина (см.), в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Ф. за отсутствием богословского образования переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделял много внимания. В самом начале своего правления Ф. по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Ф., Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Ф. выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Ф. привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям". Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Ф. в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1) судный, или разряд — для судебных дел, 2) приказ церковных дел — до делам церковного благочиния, 3) казенный — ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф. не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 г. открыта новая Тобольская епархия. При Ф. состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончался 1 окт. 1633 г., имея около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов, святейший патриарх всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873—74 гг.).


А. Кизеветтер.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
217.41 кб

Филарет Никитич Романов: аспекты исторической био- графии

Исаев Дмитрий Петрович
Изучаются некоторые аспекты исторической биографии русского политического деятеля XVII в. Ф.Н. Романова. Делается вывод, что современный этап подобных исследований можно охарактеризовать как кризис интерпретаций.
Читать PDF
767.63 кб

Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава гефсиманский

Яковлев Александр Иванович
Предлагаемые вниманию читателя газетные материалы о старце Варнаве Гефсиманском (Василий Ильич Меркулов, 1831–1906) позволяют расширить рамки наших филаретовских изысканий.
Читать PDF
310.49 кб

Филарет Варажнуни и характер его отношений с национальной Армянской Церковью (1071-1086 гг. )

Казарян Ованнес Артемович
В работе рассматривается церковно-политическая программа одной из самых замечательных фигур второй половины XI в.
Читать PDF
1.43 мб

Святитель филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I

Бежанидзе Георгий Вениаминович
В настоящей статье автор рассматривает духовное значение деятельности молодого архимандрита Филарета по преодолению таких сложных явлений Александровской эпохи, как внецерковный мистицизм и движение «ревнителей старины».
Читать PDF
397.59 кб

Новая книга о митрополите Филарете (Дроздове) Сегень А. Ю. Филарет Московский. М. : Молодая гвардия,

Бежанидзе Георгий Вениаминович
Читать PDF
880.16 кб

Святитель Филарет в годы Крымской войны (по неизданным материалам архива Аксаковых-Карташевских)

Дмитриев Андрей Петрович
Читать PDF
209.12 кб

Митрополит Филарет и посольство к Сигизмунду: проблемы индивидуального поведения и рамки социального

Исаев Дмитрий Петрович
Автор изучает роль митрополита Филарета в различных политических событиях Смутного времени.
Читать PDF
123.79 кб

Святитель Филарет и манифест от 19 февраля 1861 года

Лебедев Андрей
Публикуемый текст является частью диссертации французского исследователя Андрея Лебедева «Слово святителя в России XIX в.». Автор рассматривает деятельность свт.
Читать PDF
533.35 кб

Святитель Филарет Московский и В. Д. Олсуфьев: взаимоотношения и переписка

Петров Алексей Анатольевич
Эпистолярное наследие святителя Филарета огромно. Только одно перечисление публикаций его переписки занимает в недавно вышедшем биобиблиографическом указателе, подготовленном в ПСТГУ, почти 20 страниц убористого текста.
Читать PDF
56.93 кб

Наш современник святитель Филарет (Дроздов)

Яковлев Александр Иванович
Читать PDF
389.09 кб

История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году

Дмитриев Андрей Петрович
Читать PDF
333.38 кб

Святитель Филарет, митрополит московский, и основание Гефсиманского скита

Николс Роберт Л.
Читать PDF
6.43 мб

Митрополит Филарет и начало восстановления палат бояр Романовых в Московском Знаменском монастыре

А. А. Петров
Читать PDF
66.90 кб

Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы

Фирсов А. Г.
А.Г. Фирсов в своей статье освещает богослужебную практику святителя Филарета.
Читать PDF
260.37 кб

Святитель Филарет (Дроздов) и духовно-академическое богословие XIX века: новации и традиция

Сухова Наталия Юрьевна
Святитель Филарет (Дроздов) выдающийся иерарх, богослов, церковный деятель имеет уникальное значение для истории российской духовной школы и научного богословия. Чем определена и в чем заключается эта уникальность?

Похожие термины:

  • Филарет, 1607—12 г

    ? - 1937 или 1938, Уфа). Член Сионистской социалистической партии и Сионистского социалистического молодежного союза. Арестован в декабре 1925 в Киеве. 3.1.1926 доставлен в Верхнеуральский политизолятор, зат
  • Филарет, 1396 г

    русский, сын землед., каменщик; род. в 1888 г. в Перемышльск. уезде, Калужск. губ.; учился в церк.-прих. шк. В 1906 г. распростр. вЕкатеринославелитерат.Партии соц.-революционеров; в том же году переехал в Бак
  • Филарет, 1710—14 г

    (р. 15.12.1957) Руководитель администрации Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина с 10.03.1997 г. по 07.12.1998 г. Семь месяцев В. В. Путин был его заместителем. Родился в г. Перми. Образование получил н
  • Филарет, 1494—1501 г

    р. 1884) - реакционный политический деятель и дипломат Греции, лидер монархической "народной" партии (популистов). В 1916-17 Ц. был префектом в Патрасе и на о. Корфу, в 1920-22 - министром королевского правител
  • Филарет, 1703—15 г

    военная, политическая, историческая, нравственная, мировоззренческая категория, отражающая значимость войны, ее достоинства и ценности для народов и государств, (коалиций), которые ее вели, а такж
  • Филарет, 1509 г

    лат. cessio) - передача территории одного государства другому по соглашению между ними.
  • Филарет, 1543—1544 г

    игум. Михайловского Златоверхова мон., в Киеве. {Половцов}
  • Филарет, 1656 г

    unanimous resolution) - решение, принятое всеми участниками, всеми голосами (на собрании, конференции, съезде и т.п.).
  • Филарет, 1658 г

    Достигающий определенного аффекта, нужного результата, действенный (напр., Э. меры).
  • Филарет, 1565 г

    между СССР и США подписан в Вашингтоне 8.12.1987, бессрочный. Неотъемлемые части Договора: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором; Протокол о процедурах, регул
  • Филарет, 1586 г

    конституционный акт Советского государства; принята 12 (25) января 1918 года Третьим Всероссийским съездом Советов, провозгласила Россию Республикой Советов. Проект Декларации был написан В.И. Ленины
  • Филарет, 1622 г

    (8 ноября 1892, Пенза, – 13 февраля 1942, Ташкент). Из семьи чернорабочего. Ученик граверной мастерской, затем рабочий на заводах в Пензе. Член РСДРП с 1910, большевик. С 1913 секретарь профсоюзов деревообдело
  • Филарет, 1624—1629 г

    1865-1937) Историк Японии и Китая. Род. в г. Орел, в семье священника. Ок. Орловскую ДС и КиевДА (1889), кит.-монг.-маньчж. разр. ФВЯ СПбУ (1903). Продолжал образование за границей (Лондон, Париж, Берлин, 1893-94). С 1894 п
  • Филарет, 1624 г

    1890–1939) — публицист, поэт, литературный критик, левый евразиец, сторонник национал-большевизма. Вернулся в Советскую Россию из эмиграции. Погиб на Колыме.
  • Филарет, 1669 г

    проявление политических ориентаций и предпочтений граждан во время выборов.
  • Филарет, 1672—1673 г

    переселение из одной страны в другую по политическим, религиозным или иным мотивам.
  • Филарет, 1679 г

    Связанный с принадлежностью к какому-либо народу, народности. Э. состав населения - состав населения по народностям.
  • Филарет, 1643 г

    уровень боевого потенциала ВС мирного времени, соответствующий существу и принципам оборонной достаточности. Определяется минимально необходимым составом сухопутных войск, ВВС и ВМФ, достаточн
  • Филарет, 1646 г

    несуществующая категория международной политики. По инерции безуспешно используется наряду с другими советскими понятиями «интернациональный долг», «братская помощь» в стратегии «бомжей», хар
  • Филарет, 1647 г

    ? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Твери на Козьмодемьянской ул., 15. Местными чекистами характеризовался как «член Бюро губ. организации» и «активный» партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна