ФИЛАРЕТ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«ФИЛАРЕТЫ»
любящий добродетель — тайная организация студентов Виленского университета в 1820—1823 гг. Филиал организации «филоматов».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ФИЛАРЕТ (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский)
1805-66), историк церкви, богослов. Архиепископ Черниговский (1859). Основатель ряда церковно-исторических издании, автор "Истории русской церкви" (1847, 6 изд. 1894), "Православного догматического богословия" (1864). Составитель фундаментального "Обзора русской духовной литературы" (3 изд., 1884).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Филарет (в миру Федор Райский)

Филарет (в миру Федор Райский, 1788 - 1825) - ректор семинарии и архимандрит тоболького Знаменского монастыря; образование получил в Московской духовной академии. Приобрел известность как проповедник. Речь его над гробом архиепископа тобольского Амвросия напечатана в "Страннике" (1869, X).

Источник: Биографический словарь. 2008

ФИЛАРЕТ
в миру Гумилевский Дмитрий Григорьевич) (1805-1866), архиепископ Черниговский, русский богослов и историк Церкви.
Во время службы в Московской Духовной академии Филарет основал журнал "Творения святых отцев в русском переводе". Основные труды: "История Русской Церкви", "Православное догматическое богословие", "Обзор русской духовной литературы".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Филарет (в миру Фортунат Иванович Петухов)

Филарет (в миру Фортунат Иванович Петухов, 1789 - 1872) - архимандрит енисейского Спасского монастыря; образование получил в тобольской духовной семинарии. В течение 20 лет был миссионером среди полудиких языческих племен монголо-бурят и других сибирских инородцев, коих обращено им в христианство 3764 человека. См. "Московские Епархиальные Ведомости", 1872, № 15.

Источник: Биографический словарь. 2008

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)
1783-1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, почетный член Петербургской АН (1827). Ректор Петербургской духовной академии (1812). Автор "Начертания церковной библейской истории" (1816), "Записок на книгу бытия" (1816), "Катехизиса" (1823), переводов библейских текстов. Составитель Манифеста 19.2.1861 об отмене крепостного права. Талантливый проповедник ("московский Златоуст"), сборник проповедей Ф. при его жизни переведен на французский и немецкий языки.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ФИЛАРЕТ (в миру Федор Никитич Романов)
ок. 1554/55-1633), патриарх Московский и всея Руси в 1608-10 и с 1619. Отец царя Михаила Федоровича. Боярин (1587), приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове с 1600 - в опале, пострижен в монахи. Возвращен в Москву Лжедмитрием I, митрополит Ростовский (1605). В 1608-10 в Тушинском лагере Лжедмитрием II возведен в патриархи. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III под Смоленск, до 1619 - в польском плену. По возвращении в Москву - фактический соправитель страны.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Филарет (Фома)

Филарет (до пострижения Фома, 1773 - 1841) - игумен и возобновитель Глинской Богородичной пустыни, где, как примерный уставщик, ввел стройность и благолепие. Составил, по правилам общежития Афонской горы, 4 устава для женских обителей курской, оренбургской и екатеринбургской епархий, а также "Пространное поучение к новопостриженному монаху", напечатанное в 1824 г. и разосланное по всем епархиям. См. "Житие блаженной памяти старца, возобновителя Глинской пустыни, игумена Ф." (Санкт-Петербург, 1860).

Источник: Биографический словарь. 2008

"ФИЛАРЕТЫ"
от греч. pilaretos - любящий добродетель) - тайная орг-ция студентов Виленского ун-та в 1820-23. Основана "филоматами" вместо распущенного по приказу ректора легального кружка. "Ф." были сравнительно широкой орг-цией, имевшей целью самосовершенствование и взаимную помощь. Идеологию "Ф." характеризовала отчетливая нац.-освободит. направленность. Президентом об-ва "Ф." был филомат Т. Зан. Орг-ция "Ф." была раскрыта царскими властями в 1823 и в ходе следствия заслонила собой центр. тайное об-во филоматов; в силу этого наименование "Ф." нередко распространялось на все движение в Виленском ун-те в нач. 20-х гг. 19 в.

Лит. см. при ст. "Филоматы".

И. С. Миллер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ФИЛАРЕТ
в миру Дроздов Василий Михайлович) (26.12.1783 - 19.11.1867), святитель, митрополит Московский и Коломенский. Один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов, он всю жизнь свою подчинил Воле Божией и трудился ради Славы Божией. За великую ревность о Господе и великие труды Бог дал свт. Филарету благодатные дары прозорливости и исцелений.
В 1858 по его настоянию был издан русский перевод Библии. Он же составлял манифест 19 февраля 1861 об освобождении крестьян. Основные труды: "Начертание церковной библейской истории", "Разговор между испытующим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви".
Память свт. Филарета празднуется 19 ноября/2 декабря.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Филарет (в миру Федор Захарович)

Филарет (в миру Федор Захарович) - игумен, известный борец с расколом; родился в Буковине, был архидиаконом при белокриницком лжемитрополите Кирилле; в 1865 г. присоединился к православной церкви на началах единоверия (см. Н. Субботин "Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов белокриницкой иерархии", Москва, 1890). Умер в 1901 г. Труды Ф.: "Был ли и остался ли предан так называемому старообрядчеству бывший босносараевский митрополит Амвросий" (Москва, 1881); "Об осьмом веке" (против учения беспоповцев о времени пришествия антихриста, Москва, 1880); "О клятвах собора 1667 г. и о полемических книгах" (Москва, 1885); "Старопечатный номоканон и его свидетельство о числе просфор на проскомидии" (Москва, 1876); "О просфорах на проскомидии" (Москва, 1875); "О брадобритии" (Москва, 1879); "Ответы на девятнадцать вопросов старообрядцев" (Москва, 1885) и многие другие.

Источник: Биографический словарь. 2008

ФИЛАРЕТ
(ок. 1554—1633) — крупный политический и церковный деятель, патриарх (1608—1610 и с 1619), отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии. В 1587 г. получил чин боярина. Приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове в 1600 г. попал в опалу и сослан в Антониево-Сийский монастырь в Поморье, где был пострижен в монахи. При Лжедмитрии I возвращен в Москву и назначен Ростовским митрополитом. Участвовал в свержении Лжедмитрия I. В 1608 г. в Ростове взят в плен сторонниками Лжедмитрия И, доставлен в Тушино, где провозглашен Московским патриархом. В 1610 г. перебрался в Москву, где участвовал в свержении Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава. В качестве представителя Семибоярщины ездил под Смоленск в стан польского короля Сигизмунда III заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Арестован польскими интервентами и в качестве военнопленного был с 1611 г. в Польше. В 1619 г. возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул «Великий государь»» и стал соправителем своего сына — царя Михаила Федоровича. Похоронен в Москве в кремлевском Успенском соборе.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ФИЛАРЕТ
Романов Федор Никитич) (ок. 1554 - 1.10.1633), политический и церковный деятель. Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем.
Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле, где был пострижен в монахи.
В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом. Он входил в состав правительства Лжедмитрия II. В 1610 Филарет перебрался в Москву, участвовал в низложении царя Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава, ездил в стан польского короля Сигизмунда III под Смоленск в качестве представителя "Семибоярщины" заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Был арестован польскими интервентами и в 1611 отправлен в Польшу в качестве военнопленного.
В 1619 Филарет возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул "Великого Государя" и стал соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.
О.М. Рапов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Филарет (в миру Михаил Прокофьевич Филаретов)

Филарет (в миру Михаил Прокофьевич Филаретов, 1824 - 1882) - епископ рижский, сын священника; образование получил в киевской духовной академии. Был инспектором Казанской духовной академии, ректором киевской духовной семинарии, затем ректором киевской духовной академии. В 1874 г. назначен епископом уманьским, вторым викарием киевской епархии; с 1877 г. - самостоятельный епископ в Риге, где произнес ряд общедоступных поучений о происхождении, природе и участи человеческой души. В печати появились его слово "О движении духа науки вместе с жизнью", сказанное в день 50-летнего юбилея академии (в "Трудах Киевской Духовной Академии", за 1869 г.), и речи при погребении митрополитов киевских Филарета (в "Воскресном Чтении" за 1857 - 58 года, часть XXI) и Арсения (в "Трудах Киевской Духовной Академии" 1876 г.). Много труда и времени полагал Ф. на редактирование повременных изданий, выходивших при тех учебных заведениях, в которых он начальствовал: в киевской духовной семинарии - журнала "Руководство для сельских пастырей", который им и был основан, в академии - "Воскресного Чтения" и "Трудов Киевской Духовной Академии". В академических изданиях Ф. напечатал: "Песни степеней" ("Воскресное Чтение" за 1856 - 57 г.; здесь раскрывается смысл псалмов 119 - 133, известных в Библии под именем "песней степеней" или "восхождения"); "Происхождение книги Иова" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1872, № 3, 5, 8 и 9 и отдельно Киев, 1872); "Происхождение книги Екклезиаст" ("Труды Киевской Академии", 1874, № 10; 1875, № 4 и 5; сочинение не оконченное; после его смерти оно вышло отдельным изданием, Киев, 1885). См. "Некролог преосвященного Ф., епископа рижского и митавского" (Рига, 1882); Иван Корольков "Преосвященный Ф., епископ рижский как ректор киевской духовной академии" (Киев, 1882); П. Знаменский "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования" (Казань, 1891, том I, стр. 183 - 190 и др.; том II, стр. 272 - 274 и др.; том III, стр. 207 - 210).

Источник: Биографический словарь. 2008

Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров)

Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров, 1779 - 1857) - митрополит киевский и галицкий, сын священника Орловской губернии; окончил курс в севской семинарии и принял монашество. Был ректором семинарий севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. вызван в Санкт-Петербург, с назначением настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря; был инспектором санкт-петербургской, потом Московской духовной академии и получил степень доктора богословия. В 1816 г. определен ректором Московской духовной академии. Рукоположенный в 1819 г. в епископа калужского, Ф. занимал кафедры рязанскую (здесь возведен в сан архиепископа), казанскую, ярославскую; в 1837 г. назначен митрополитом киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму в именем Феодосия. В Казани Ф. обратил в православил более 5000 язычников. Ф. принимал большое участие в обсуждении вопроса о переводе Святого Писания на русский язык; он был решительным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с московским митрополитом Ф. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Главные его труды: "Беседы на пятую, шестую и седьмую главы святого евангелиста Матфея" (4 издание, Москва, 1837); "Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, X и XI главы святого евангелиста Матфея" (Киев, 1842); "Беседы на евангелие Иоанна" (т. I, Киев, 1847); "Слова и речи, говоренные в разные времена" (т. 1 - 3, Киев, 1857; новое издание, ib., 1883); "Евгений, митрополит киевский и галицкий" (в XIX книге "Временника московского общества истории и древностей", 1857). См. "Высокопреосвященный Ф., митрополит киевский", некролог в "Воскресном Чтении" за 1857 - 58 годы, часть XXI, № 42; там же в № 50 и 52 "Последние дни жизни почившего в Бозе высокопреосвященного Ф., митрополита киевского" (отд., Киев, 1858); "Заметки о жизни высокопреосвященного Ф., митрополита киевского" ("Православный Собеседник", 1879, часть I); "Высокопреосвященный Ф., митрополит киевский" ("Калужские Епарх. Ведомости", 1884, № 6 - 11, 14, и 17 - 19); самое полное и обстоятельное жизнеописание - архим. Сергия (Василевского), "Высокопреосвященный Ф., митрополит киевский и галицкий, и его время" (Казань, 1888); Георгий Орлов "Ф. Амфитеатров, митрополит киевский, как проповедник" (Москва, 1898).

Источник: Биографический словарь. 2008

Филарет
(Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – знаменитый архиерей РПЦ, богослов, философ, историк Священного Писания, талантливый проповедник, первый в России доктор богословия (1814). Родился в семье диакона (впоследствии священника) из древнего подмосковного города Коломна. Первые детские годы провел на попечении дедушки (священника) и бабушки. Учился в Коломенской и Троицкой духовных семинариях. В 1808 принял монашество. В 1811 возведен в сан архимандрита, через год был назначен ректором С.Петербургской Духовной академии. В 1817 возведен в сан епископа, с 1821 – архиепископ, а затем митрополит Московский. Его деятельное пребывание на московской кафедре продолжалось почти полвека (с 1821 по 1867). Святитель Ф. написал ряд историкоцерковных и богословских произведений (в частности, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на книгу Бытия», «Изложение разностей между Восточной и Западной Церковью в учении веры», краткий и пространный катехизисы). Он явился также автором Манифеста 19 февраля 1861 об отмене крепостного права. Сочетание качеств мудрого епископа, благочестивого инока, ученого богослова, одаренного проповедника и государственного мыслителя обеспечило Ф. столь высокий авторитет, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, «природным патриархом» Русской Церкви.
Одной из главных задач своей жизни Ф. считал перевод Священного Писания со старославянского на русский язык. Он вполне признавал священное значение церковнославянской речи, не допускал мысли об использовании современного языка в литургической жизни и обосновывал необходимость перевода Библии на русский язык исключительно потребностями более ясного понимания смысла библейских текстов православными людьми в домашнем обиходе. В конечном счете дело Ф. увенчалось успехом. В 1862 был опубликован уточненный перевод Нового Завета (первый перевод был издан в 1822), а в 1876, уже после смерти святителя, появилась на свет и вся русская Библия.
Не менее значительной, чем просветительская, была церковногосударственная деятельность Ф. Архипастырь решительно напоминал о внутренней независимости Церкви в государственной жизни и об обязанности иерархов следовать во всех общественных делах не политической целесообразности, а духу православной традиции. Изза несогласия с синодальной системой Ф. с 1843 раз и навсегда отказался от участия в заседаниях синода. Однако ни один вопрос церковной жизни не решался без предварительного согласования со святителем. Строго руководствуясь православной традицией, он разработал концепцию, согласно которой церковное и государственное начала, духовно соединяясь в живом лице государя, не должны сливаться и подменять друг друга в работе церковных и государственных учреждений. Митрополит подчеркивал, что священным образом помазуется только государь, а не государство. Поэтому органы мирской власти не имеют права определять церковную жизнь. С другой стороны, и Церковь не может прямо предписывать государству евангельскую мораль, ибо Христос Спаситель созидал своим нравственным учением не государство, а Церковь. Государство, призванное силою внешнего закона охранять частную и общественную жизнь людей, не всегда может следовать высоким правилам христ. учения и становится через то недостойным христианства.
Митрополит Ф. был духовно одаренным иноком. Он отличался строгой монашеской жизнью, обладал глубоким религиозномистическим опытом, благоговейно почитая старца Серафима Саровского, наставления которого опубликовал, преодолев все препятствия, чинимые синодальными архиереями. Ф. и сам обладал даром целительства и пророчества. Православное предание хранит многие факты чудесной помощи, вразумления и исцеления, состоявшиеся по молитвам этого иерархаправедника. На Архиерейском соборе РПЦ в 1994 митрополит Ф. был причислен к лику святых. Мощи святителя находятся в ТроицеСергиевой лавре. День его памяти 2 декабря по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

ФИЛАРЕТ
1. (до монашества - Дроздов Василий Михайлович) (26.XII.1782 - 19.XI.1867) - архиепископ и митрополит московский (1821-67). Род. в Коломне в семье дьякона. Окончил Троицкую семинарию. Постригся в монахи в 1808. В 1809-21 - инспектор, затем ректор Петерб. духовной академии, проф. философии, член Библейского общества. В 1812-25 был близок к обер-прокурору синода А. Н. Голицыну. В 1819-49 Ф. - член Синода, в 20 - нач. 40-х гг. - наиболее влиятельный. Ни одно из важных церк.-адм. дел, ни один из сложных догматич. и канонич. вопросов не решались без участия Ф. Он имел также большое влияние на обществ.-политич. и гос. дела (составитель акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февр. 1861 и др. гос. мат-лов). Лит.: Сушков Н. В., Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского, М., 1868; Мельгунов С. П., Митрополит Филарет - деятель крестьянской реформы, в кн.: Великая реформа, т. 5, (М., 1911).

С. С. Дмитриев. Москва. 2. (до монашества - Романов Федор Никитич) (ок. 1554-55 - 1.X.1633) - рус. политич. деятель, патриарх (с 1619). Сын Никиты Романовича Захарьина (см. Захарьины); отец первого царя из династии Романовых - Михаила; двоюродный брат (по материнской линии) царя Федора Ивановича, при к-ром занимал высокое положение. В разрядах впервые упомянут под 1585, боярин с 1587. Участник выборного Земского собора 1598. В кон. 1600 - нач. 1601 Ф. подвергся опале, арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи (под именем Филарета). При Лжедмитрии I, в 1605, возвращен из ссылки и получил сан Ростовского митрополита. В мае 1606 принял участие в свержении самозванца. 11 окт. 1608 захвачен при взятии Ростова Тушинскими отрядами и отправлен в Тушинский лагерь, где "наречен" патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 вернулся в Москву и принял участие в свержении В. Шуйского (июль 1610). Ф. был сторонником избрания на рус. престол представителя иностр. династии. Участвовал в выработке политики "Семибоярщины" и в заключении 17 авг. 1610 договора с польским гетманом С. Жолкевским о признании рус. царем сына польск. короля Сигизмунда III Владислава. В сент. 1610 возглавил "великое посольство" под осажденный Смоленск, к-рое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Ф. отказался санкционировать условия договора, в результате чего он был арестован и отправлен в апр. 1611 в Польшу, где пробыл в плену до сер. 1619. В июле 1619 Ф. вернулся в Москву и был поставлен патриархом.

Со времени возвращения в Россию и до смерти Ф. был фактич. правителем страны. В области внутр. политики Ф. провел ряд мероприятий: новое валовое описание и дозор опустевших районов; сыск закладчиков - посадских людей и меры против закладничества; улучшение центр. органов судопроизводства и т. д. Ряд изменений был внесен в податную систему, самым крупным из них было постепенное введение "живущей (или дворовой) четверти" как единицы обложения (с нач. 20-х гг.). Ф. осуществил пересмотр жалованных грамот монастырям и урезал их финанс. привилегии. Вместе с тем в его правление возобновился рост зем. собственности духовенства (особенно патриаршей кафедры и крупнейших монастырей). При Ф. усилилась христианизация и русификация народов Поволжья и Сибири. Правление Ф. сопровождалось резким усилением самодержавного характера царской власти и значит. ослаблением роли Земских соборов. Во внеш. политике осн. целью Ф. была ликвидация Деулинского перемирия 1618. Россия активно помогала странам антигабсбургской коалиции в период Тридцатилетней войны 1618-48. Ф. активно добивался создания антипольской коалиции в составе России, Швеции, Турции и Трансильвании.

Лит.: Смирнов A., Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России, "ЧОИДР", М., 1874; Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Сташевский Б. Д., Очерки по истории царствования Михаила Федоровича, ч. 1, К., 1913; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

В. Д. Наваров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский)

Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805 - 1866) - известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии, за малорослость и смирение, прозван был Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Ф.; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Ф. всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Он основал академический журнал "Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания". Архимандрит с 1835 г., Ф. в 1841 г. рукоположен во епископа рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал "Черниговские Епархиальные Известия" и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений. Из учебных трудов преосвященного Ф. наиболее крупное значение имеют его "Православное догматическое богословие" (Чернигов, 1864; 3-е изд., 1882). "История русской церкви" (1847 и сл.; 6-е изд., Санкт-Петербург, 1894; доведено до 1826 г.) и "Обзор русской духовной литературы" (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884). В первом из этих сочинений преосвященный Ф. первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли (ср. Россия, XXVIII, 722). Как историк церкви, преосвященный Ф. имел предшественником лишь митрополита Платона . Его "История", отличаясь фактической полнотой, не удовлетворяет требованиям современной науки. Автор стоит всецело на богословской точке зрения; явления русской церковной истории он рассматривает с их, так сказать, официальной стороны: излагает прежде всего подвиги святых мужей и иерархов на пользу русской церкви, а затем идет рассмотрение ересей и расколов, как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства, а равно и на причины отклонения от церковного учения. Историю русской церкви преосвященный Филарет излагал с теми же приемами, с какими излагали политическую историю России Карамзин и Устрялов . В сокращенном виде "История русской церкви" впервые была издана в 1859 г. и потом, как учебник, много раз была издаваема по определению Святейшего Синода. "Обзор русской духовной литературы" во многом устарел, особенно если принять во внимание множество материалов и рукописей, изданных после 1865 г., но все же он и поныне остается драгоценным справочным пособием (ср. Библиография, III, 746). Значение справочных книг и характер сборников материалов имеют и многие другие труды преосвященного Ф., которые в то же время часто поражают меткими отзывами и неожиданными выводами. Из прочих трудов преосвященного Ф., общее число которых достигает 159, наиболее важны: "Историко-статистическое описание харьковской епархии" (М. и Харьков, 1852 - 59); "Историческое учение об отцах церкви" (патрология, Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1882); "Слова и беседы" (Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1883); "Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви" (Санкт-Петербург, 1860; 2 издание, Чернигов, 1864); "Общий обзор черниговской епархии" (Чернигов, 1861); "Русские святые, чтимые всей церковью или местно" (Чернигов, 1861 - 65; 3 издание, Санкт-Петербург, 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными Ф.Г. Солнцевым , в 12 книгах, Санкт-Петербург, 1885); "Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам" (Чернигов, 1862); "Святые южных славян" (Чернигов, 1865); "Учение Евангелиста Иоанна о слове" (Москва, 1869); "Святые подвижницы восточной церкви" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е издание, изображениями святых подвижниц, исполненными Ф.Г. Солнцевым, Санкт-Петербург, 1885); "Историко-статистическое описание черниговской епархии" (Чернигов, 1873); "Исследование о смерти царевича Димитрия" ("Чтения Московской Общ. Истории и Древностей", 1858, книга I). Ср. И. Листовский "Ф., архиепископ черниговский" (2 издание, Чернигов, 1895).

Источник: Биографический словарь. 2008

Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)

Филарет - митрополит московский (в миру Василий Михайлович Дроздов). Родился 26 декабря 1783 г. в городе Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество, с именем Ф. В том же году его переводят в Петербург инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит санкт-петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Святейшего Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без "слова" Ф. 8 июля 1811 г. Ф. был возведен сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Ф. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Ф. сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в "Обществе любителей русского слова". В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова . Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападает на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г., в видах борьбы с иезуитами, он написал "разговоры между испытующим и уверенным в православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Игнатом Фесслером , профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом рязанским Феофилактом, имевшими большие связи; но Амвросий поддержал Ф. В Библейском обществе Ф. был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, притом "библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств". В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа ревельского, викария петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом тверским и членом Святейшего Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. Ф. был переведен в Ярославль, в 1821 г. - в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 г. он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на библейское общество и на Ф., как члена этого общества. "Думаю, писал Ф. в 1857 г., что в 1824 г. восстание против министра духовных дел (князя Голицына , покровителя Ф.) и против библейского общества и перевода священных книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собой других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумывали, и клеветали". Главным врагом библейского общества явился Аракчеев , который соединился с Шишковым , архимандритом Фотием , Магницким , чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николаю I , Ф. удачным словом успокоил народ, что, в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. "Наконец с меня сняли тяжелый крест", сказал он, чувствуя, что опала миновала. В 1827 г. был снова издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синод, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова , оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей, под заглавием "Слова и речи Синодального члена Ф., митрополита московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось, по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора графа Толстого , распоряжение о переводе книг Святого Писания на русский язык, законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Ф., при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ Ф. на стихотворение Пушкина : "Дар случайный, дар напрасный". Литература о Ф. очень обширна; для нее составили даже особый термин "Filaretica" - но она слишком одностороння. "Собрание сочинений Ф.", "Собрание писем Филарета" и "Собрание резолюций Ф." - главный материал для его характеристики; затем идут исследования Сушкова "Записки о жизни и времени Ф." и др.; И.Н. Корсунского "Святитель Ф., митрополит московский" (Харьков, 1894) и 15 других работ (см. "Душеполезное Чтение" за 1890 г.: "Памяти И.Н. Корсунского"); исследования и собрания материалов архиепископа Саввы ; Пономарев "Митрополит Ф., материалы для его биографии". Много воспоминаний, отдельных фактов, мнений Ф. разбросано в "Душеполезном Чтении" и др. духовных журналах. Явились и ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Ф.: А. Городков "Догматическое богословие по сочинениям Ф., митрополита московского" (Казань, 1887); Д. Наумов "Ф., митрополит московский, как канонист" (Москва, 1893); В. Беликов "Деятельность московского митрополита Ф. по отношению к расколу" (Казань, 1896) и др. См. еще протоирей А. Смирнов "Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Ф., 1782 - 1808" (Москва, 1893); его же "Петербургский период жизни митрополита Ф., 1808 - 1819" (Москва, 1894); его же "Ф., архиепископ тверской, ярославский и московский, 1819 - 1826" (Москва, 1896); В. Назаревский "Государственное учение Ф., митрополита московского" (Москва, 1883); М. Чепик "Митрополит московский Ф. как гомилет" (Тверь, 1892), Яков Зарницкий "Ф., митрополит московский как проповедник" (Санкт-Петербург, 1898). Проповеди Ф., прозванного "московским Златоустом", отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Ф. избегал иностранных слов (телескоп, например, называл "дально-зрительным стеклом"), употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближениям. По содержанию своему, проповеди Ф. не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Ф. был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например, в противодействии стремлениям Гааза (VII, 743). Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Священное Писание). Об отношениях его к Павскому - см. XXII, 576.

Источник: Биографический словарь. 2008

Филарет

— патриарх российский, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича (см. Романовы). Предполагают, что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1660 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феод. Ник. и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом (см. Борис Годунов), Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Ф. была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Ф., запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Ф. назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Ф. Только по разбитии этого отряда русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф. по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращения Ф. из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июня Ф. был посвящен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие (см.): царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр, для дипломатических бумаг. О других правительственных мероприятиях эпохи двоевластия см. Михаил Федорович. Патриаршая деятельность Ф. состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина (см.), в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Ф. за отсутствием богословского образования переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделял много внимания. В самом начале своего правления Ф. по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Ф., Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Ф. выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Ф. привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям". Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Ф. в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1) судный, или разряд — для судебных дел, 2) приказ церковных дел — до делам церковного благочиния, 3) казенный — ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф. не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 г. открыта новая Тобольская епархия. При Ф. состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончался 1 окт. 1633 г., имея около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов, святейший патриарх всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873—74 гг.).


А. Кизеветтер.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Филарет (в миру Феодор Никитич Романов)

Филарет - патриарх российский, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича (см. Романовы). Предполагают что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1560 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора , любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феодор Никитич упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвовал в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593 - 94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом императора Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феодора Никитича и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная молва называла Феодора Никитича ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов , сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феодора Никитича планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Феодор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом (см. Борис Годунов), Феодор Никитич был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены в Белоозеро, с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными притеснениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой запальчивый нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Ф. была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Ф., запершийся с народом в соборе, был схвачен и, после различных поруганий, с бесчестием отправлен в Тушино. Однако, тушинский вор, по мнимому своему родству с Ф., назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610 г., сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифо-Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Ф. Только по разбитии этого отряда русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф., по указанию Жолкевского , желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с князем Голицыным в посольство к Сигизмунду, для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава . 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова , Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги . По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феодоровича был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращения Ф. из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г., на реке Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Ф. выехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась в Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июня Ф. был посвящен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государя, чем поднял о высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие (см. X, 185): царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых , самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову , Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр для дипломатических бумаг. О других правительственных мероприятиях эпохи двоевластия см. Михаил Федорович . Патриаршая деятельность Ф. состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против князя Хворостинина (см.), в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Ф., за отсутствием богословского образования, переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митрополита Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого , не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделял много внимания. В самом начале своего правления Ф., по представлению патриарха иерусалимского Феофана, возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии , Арсении и Иване Наседке , незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: "и огнем" в молитве на Богоявление. Собор, в присутствии Ф., Феофана и государя, оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка: "и огнем" была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Ф. выпустила много изданий - все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Ф. привлек к работе более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях - и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь - безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов святой соборной церкви Успения святой Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на поставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям". Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Ф. в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовывался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1) судный или разряд - для судебных дел, 2) приказ церковных дел - по делам церковного благочиния, 3) казенный - ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый - заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидели патриарший боярин, с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф. не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 г. открыта новая тобольская епархия. При Ф. состоялась канонизация двух святых - Макария Унженского (1619) и Авраамия , епископа чухломского и галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончался 1 октября 1633 г., имея около 80 лет от роду. См. Смирнов "Филарет Никитич Романов, святейший патриарх всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873 - 74 годы). А. Кизеветтер.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
217.41 кб

Филарет Никитич Романов: аспекты исторической био- графии

Исаев Дмитрий Петрович
Изучаются некоторые аспекты исторической биографии русского политического деятеля XVII в. Ф.Н. Романова. Делается вывод, что современный этап подобных исследований можно охарактеризовать как кризис интерпретаций.
Читать PDF
767.63 кб

Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава гефсиманский

Яковлев Александр Иванович
Предлагаемые вниманию читателя газетные материалы о старце Варнаве Гефсиманском (Василий Ильич Меркулов, 1831–1906) позволяют расширить рамки наших филаретовских изысканий.
Читать PDF
310.49 кб

Филарет Варажнуни и характер его отношений с национальной Армянской Церковью (1071-1086 гг. )

Казарян Ованнес Артемович
В работе рассматривается церковно-политическая программа одной из самых замечательных фигур второй половины XI в.
Читать PDF
1.43 мб

Святитель филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I

Бежанидзе Георгий Вениаминович
В настоящей статье автор рассматривает духовное значение деятельности молодого архимандрита Филарета по преодолению таких сложных явлений Александровской эпохи, как внецерковный мистицизм и движение «ревнителей старины».
Читать PDF
397.59 кб

Новая книга о митрополите Филарете (Дроздове) Сегень А. Ю. Филарет Московский. М. : Молодая гвардия,

Бежанидзе Георгий Вениаминович
Читать PDF
880.16 кб

Святитель Филарет в годы Крымской войны (по неизданным материалам архива Аксаковых-Карташевских)

Дмитриев Андрей Петрович
Читать PDF
209.12 кб

Митрополит Филарет и посольство к Сигизмунду: проблемы индивидуального поведения и рамки социального

Исаев Дмитрий Петрович
Автор изучает роль митрополита Филарета в различных политических событиях Смутного времени.
Читать PDF
123.79 кб

Святитель Филарет и манифест от 19 февраля 1861 года

Лебедев Андрей
Публикуемый текст является частью диссертации французского исследователя Андрея Лебедева «Слово святителя в России XIX в.». Автор рассматривает деятельность свт.
Читать PDF
533.35 кб

Святитель Филарет Московский и В. Д. Олсуфьев: взаимоотношения и переписка

Петров Алексей Анатольевич
Эпистолярное наследие святителя Филарета огромно. Только одно перечисление публикаций его переписки занимает в недавно вышедшем биобиблиографическом указателе, подготовленном в ПСТГУ, почти 20 страниц убористого текста.
Читать PDF
56.93 кб

Наш современник святитель Филарет (Дроздов)

Яковлев Александр Иванович
Читать PDF
389.09 кб

История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году

Дмитриев Андрей Петрович
Читать PDF
333.38 кб

Святитель Филарет, митрополит московский, и основание Гефсиманского скита

Николс Роберт Л.

Похожие термины: