Филипп I (ум. 1473) – митрополит Московский, церковный деятель и публицист. До назначения на митрополию был епископом Суздальским. В 1464 г. митрополит Феодосий, вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на свое место Ф.; Иван III и собор избрали его митрополитом. При Ф. продолжалась начатая еще при его предшественниках борьба против западнорусских митрополитов и за объединение митрополии под московской властью. В кон. 60 – нач. 70-х гг. борьба эта осложнилась из-за того, что западнорусский митрополит Григорий Болгарин отрекся от унии с «латинами» и получил от константинопольского патриарха Дионисия (жившего под властью султана) признание в качестве единственного «митрополита истинного правого по всей Руской земли»; Дионисий заявил, что «великая зборная наша церковь не имает, а ни держит, а ни именует за митрополитов» Иону и его преемников. Возникала опасность, что Григорий может быть признан и в других русских землях. Характерно, что ни Летопись Новгородская IV, ни Летопись Авраамки, отражающие новгородское летописание того времени, не упоминают митрополита Ф. Вместе с Иваном III Ф. обратился к новгородцам в 1471 г. с призывом не признавать литовского киевского митрополита и поддержал великого князя в походе на Новгород. Другим великим событием, произошедшим во время пребывания Ф. на митрополичьем престоле, была вторая женитьба Ивана III в 1472 г. Вопреки своим «антилатинским» лозунгам при походе на Новгород великий князь женился на гречанке-униатке Зое (Софии) Палеолог, воспитаннице римского папы, приехавшей в сопровождении «Антония лягатоса» – папского посла Антонио Бонумбре. Официальная великокняжеская летопись сообщает о том, что Ф. воспротивился въезду Антония в Москву, но утверждает, что именно митрополит венчал Ивана III. Однако неофициальный свод, дошедший в составе Летописей Софийской II и Львовской, отрицает участие Ф. в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле...». Незадолго до смерти Ф. начал строительство главного храма страны – Успенского собора.
Ф. был автором ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, сходного с посланием Феодосия на ту же тему, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468–1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. против признания западнорусского митрополита (второе из них было связано с подготовлявшимся уже походом Ивана III) и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони. В послании во Псков Ф. давал согласие на построение в городе шестого собора, в послании троицкому игумену просил о прощении некоего старца Памвы. К числу литературных предприятий Ф. относится также поручение, данное им и великим князем новокрещенному еврею Феодору, перевести с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»). Возможно, что это поручение связано с усилившимся при Ф. стремлением к установлению автокефалии русской церкви и связанным с такой политикой стремлением отойти от исключительной опоры на греческие церковные памятники.
Изд.: РИБ. СПб., 1880. Т. 6, № 101–104; АИ. Т. 1, № 278, 280–283; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века. СПб., 1909. С. 114–117 (отд. отт.: ЛЗАК. Вып. 21).
Лит.: ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 16. Стб. 215–224; Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, ч. 1. Первая паг. С. 532–548; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 186–189: ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4, ч. 1. С. 445–449; Щапов Я. Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Псковской народной республики. М., 1976. Т. 2. Прил., № 52 (к № 88). С. 145–147; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С. 181–184; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 143–144, 165.
Я. С. Лурье