Филипповский курганный могильник

Найдено 1 определение
Филипповский курганный могильник
пам. раннего жел. в. степного Приуралья. Оренб. обл., Илекский р-н, междуречье рр. У. и Илека. Могильник состоял из 25 земляных курганов разл. размеров, разбросанных по степи на пл. ок. 10 кв.км. К числу курганов, к-рые можно трактовать как "царские", относятся три, высота к-рых превышает 6 м. Остальные насыпи ср. (2-4 м) и малых (0,4-1,5 м) размеров. В 1986-90 экспедицией под рук. А.Х. Пшеничнюка раскопано 17 курганов. Богатые находки обнаружены в ц., самом большом, кургане. Он имел высоту 7,1 м, диаметр 100 - 120 м. Под курганом оказалась большая могильная яма круглой формы диаметром 20 м, глубиной 2 м с коридорообразным выходом (дромосом) длиной 17,5 м, примыкавшем к могиле с юж. стороны. Земля, вынутая из могильной ямы, уложена в виде валика, окружавшего могилу в 14-17 м от ее краев, образуя кольцо диаметром 50 м. Над могильной ямой возведена деревянная конструкция в виде шатра со стенами, сложенными из толстых бревен, поставленных в 5-7 рядов под углом 45-50 градусов. Дромос также перекрыт бревнами. Вход в погребальную камеру оформлен в виде тамбура с мощн. дверями или воротами, установленными между четырьмя столбами.    Курган неоднократно подвергался ограблению. Несмотря на это, дошедший до нас материал богат и разнообразен. Находки представлены шестью комплексами: двумя тайниками, вырытыми рядом с могильной ямой, вещами, найденными в дромосе, находками в тамбуре - справа и слева у входа в могилу, и материалом, собранным в погребальной камере. Оба тайника сооружены в 1-1,5 м от зап. края могилы. Они представляли собой простые ямы размером 50х80 см, глубиной 90-100 см. В обоих тайниках сверху лежали большие деревянные фигуры оленей, оббитые тонкими зол. и серебряными листами. Остальная ч. тайника заставлена разнообразной деревянной посудой, окованной золотом. Здесь же находился серебряный сосуд. Во втором тайнике, кроме фигур оленей, находилась зол. и серебряная посуда, большое кол-во зол. накладок и нашивок. Вещи, найденные в дромосе, лежали на остатках обгоревшего деревянного перекрытия. Это исключительно предметы вооружения и конского снаряжения. Находки слева и справа у входа в могильную яму представлены пятью деревянными фигурами оленей, оббитыми зол. листами. Справа у входа в могилу обнаружено 4 жел. предмета серповидной формы, обложенных листовым золотом, и 4 круглых бляшки, инкрустированных цветной пастой. Подавляющую ч. материала из погребальной камеры составляют изделия из драгоценных металлов, гл. обр. из золота (более 600 предметов).    Типологически коллекция предметов из драгоценных металлов подразделяется на 6 групп. 1. Фигуры оленей, вырезанные из дерева и обложенные зол. и серебряными листами. Все животные изображены в одной позе - спокойно стоящими на четырех ногах. 2. Зол. украшения деревянной посуды (оковки стенок сосудов, ручки, ушки) - более 300 предметов. Судя по оковкам, посуда разнообразна по форме, размерам и назначению - чаши, миски, ковши, кружки, пиалы, кувшины. Оковки прибивались к деревянной основе мелкими зол. гвоздочками. 3. Металлическая посуда: серебряный плоскодонный сосуд горшковидной формы, инкрустированный зол. проволокой; зол. кувшин с двумя ручками в виде фигуры летящего архара; зол. чаша с припаянной на внутр. стороне петелькой, зол. массивная подставка полусферической формы с изобр. двух верблюдов, хищной птицы и волка и два серебряных ритона. 4. Зол. литые и штампованные накладки и нашивки, выполненные в зверином стиле (савромато-сарматский звериный стиль). 5. Женские украшения представлены небогато - височные привески в виде сложного кольца в полтора оборота с привесками на цепочках сложного сплетения, разл. бляшки, накладки, пронизки. 6. Оружие и конское снаряжение составляют амуницию одного воина высокого ранга. Это жел. меч и кинжал, богато инкрустированные золотом, точильный камень (оселок) в зол. футляре, жел. удила с псалиями, обложенными листовым золотом, зол. и бронз. пряжки, ворворки, наконечники ремней и разделители.    Большинство предметов выполнено в зверином стиле, характерном для кочевого мира раннего жел. в. Самым почитаемым животным кочевников Филипповки являлся олень. Изобр. оленей своеобразны и оригинальны, мн. деталями существенно отличаются от оленей скифов, саков, сибирских племен скифского времени. Большие деревянные фигуры, оббитые золотом, не имеют даже отдаленных аналогов. Часты изображения двугорбого верблюда, фантастических птиц-грифонов, горного барана - архара, сайгака, хищников (пантеры, волка, тигра), реже - кабана, косули, лошади, рыб.    На мн. оковках и ручках сосудов изображены "сцены терзания" -нападения хищника (тигра, волка) на копытное животное (оленя, сайгака, барана). На двух парах оковок выгравирована сцена охоты - всадник поражает из лука двух сайгаков. Звериный стиль Ф.К. имеет много общего с иск-вом скифов Сев. Причерноморья, саков Ср. Азии и Казахстана, алтайских племен скифского времени. По худ. манере и изображаемым персонажам он тяготеет к пам. В. и Ю.-В. (Алтай, Ср. Азия, Иран). Особенно близок он к торевтике кургана Иссык в Казахстане, Пазырыкских и Башадарских курганов на Алтае. Своеобразие звериного стиля Ф.К. позволяет говорить об особом, сарматском ур.-поволжском стиле, отличном от сакского, скифского, сибирского.    Ф.К.М. датируется нач. IV или рубежом V-IV вв. до н.э. и относится к ранней поре прохоровской (раннесарматской) культуры.    Пышный погребальный обряд, высокохуд. ювелирные изделия из золота и серебра позволяют поставить ц. Филипповский курган в один ряд со знаменитыми скифскими и сакскими "царскими" курганами Причерноморья, Ср. Азии, Казахстана, Алтая (Солоха, Чертомлык, Куль-Оба, Толстая Могила, Иссык, Пазырыкские, Башадарские и др.). Вероятнее всего, в нем было захоронение вождя племени, а возможно, и вождя союза племен ранних кочевников Юж. У. Вождь мог сочетать в одном лице военную, адм. и религиозную власть. Ц. Филипповский курган дает основание считать, что савромато-сарматские племена Юж. У. и Поволжья находились на той же стадии соц.-экономического развития, что и их зап. и вост. соседи-кочевники. Есть основания говорить о существовании в евразийских степях в скифское время единого скифо-сарматского (скифского) мира.    Пшеничнюк А.Х.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000