течение в среде беспоповцев (см. Старообрядчество), возникло в 1737 в результате раскола выговской общины Поморского толка. Основатель - наставник Филипп (отсюда название). В качестве меры борьбы с "миром антихриста" и для соблюдения "чистоты веры" применяли самосожжения. В 1743 Филипп и 70 его единомышленников, окруженные царским войском, сожгли себя. Во 2-й половине 18 в. последователи Ф. т. примирились с несением многих повинностей, отказались от безбрачия и фанатизма. Из Ф. т. выделились аароновцы, пacтухово согласие и др. В настоящее время немногочисленные общины Ф. т. сохранились в северных областях Европейской части России, а также в Орловской области.
ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК
ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Филипповский толк
течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка в 1737 г. в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру – Фотий), который основал на р. Умбе поселение своих единомышленников. Характерным для филипповского толка был крайний фанатизм: современное общество объявлялось царством антихриста, а самоубийство – верным средством ухода из этого мира в царство небесное. В 1743 г. Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Однако в филипповском толке, как и в других течениях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это привело к образованию различных согласий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с приглашением аароновцев. См. Старообрядчество, Беспоповщина, Поморский толк.