Филистимляне
Филистимляне
древний народ, происходивший из Египта. Исторические книги Ветхого Завета изобилуют историями о переменных победах и поражениях народа израильского в борьбе с филистимлянами. С появлением христианства в стране филистимской было положено начало Церкви Христовой.
Источник: Православная энциклопедия.
ФИЛИСТИМЛЯНЕ
от древнееврейского «пелиштим» - народ, населявший с XII в. до н. э. юго-восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых «народов моря». Войны Ф. с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В VIII в. до и. э. покорены Ассирией. От Ф. происходит название Палестина.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Филистимляне
Филистимляне (Philistines), народ несемитского про-исх., один из "народов моря", поселившихся в 12 в. до н.э. в Юж. Палестине. Основали пять городов: Ашдод, Ашкелон, Экрон, Гат и Газу. Контролировали мор. и сухопутные торг, пути, были серьезными противниками израильтян. Одержали победы над Самсоном и Са-улом, но потерпели поражение от царя Давида, после чего начался закат Ф., закончившийся полной ассимиляцией с ханаанеями (Ханаан).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ФИЛИСТИМЛЯНЕ
(англ. Philistines, егип. Pulesati), один из народов моря. Изгнанные из Египта в 1200 г. до н.э. , Ф. вытеснили ханаанеев из прибрежной палестинской равнины (дав ей название, сохранившееся до сих пор) и поселились здесь. Аскелон — единственный важный центр Ф., подвергавшийся археологическим раскопкам, но и они имели совершенно неудовлетворительные масштабы. Культурный материал Ф., обнаруживающий их связи с Эгейским бассейном и Кипром, встречается на многих соседних памятниках. Ф. были постепенно поглощены израильтянами при Давиде (около 1000 г. до н.э.).
Источник: Археологический словарь. 1990
Филистимляне
потомки Каслухима (Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до Екрона (Быт 10.14; Нав 13.3). В Иез 16.57 их земля названа Филистима, а в 1Ц 30.14-Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Вт 2.23; Иер 47.4; Иез 25.16; Ам 9.7), будучи народом, родственным Кафторимам (см.). Хотя они являлись народом, близким египтянам, их язык был понятен евреям (1Ц 17.43-45), в то время как в разговоре с египтянами им нужен был переводчик (Быт 42.23; Пс 80.6). Филистимляне не обрезывались (Суд 14.3; 1Ц 17.36), хотя и египтяне, и евреи обрезывались. Это был очень воинственный народ. Евреи его не покорили и он постоянно вел с ними войны. Давид убил Голиафа, Филистимлянина, но позже нашел убежище среди этого народа (1Ц 27.1-7). Из этого народа при Давиде набирались Хелефеи и Фелефеи (см.). После завоевания и разрушения Газы Александром Великим, этот народ постепенно исчез, но, как полагают, название Палестина произошло от его имени (в еврейских текстах земля филистимская называется Пелешет). Филистимляне в 1Ц 7.14 названы Аморреями, а в Нав 13.3; Соф 2.5-Хананеями. Пять главных городов Филистимлян были: Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф. (См. народы древней Палестины)
ФИЛИСТИМЛЯНЕ
страна странников; Быт 10:14, Пс 60:8). Земля Филистимская, населенная Филистимлянами, тянулась по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что Филистимляне были Египетского происхождения (Быт 10:14) и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита (Амос 9:7), отчего они называются иначе Кафторимами (Вт 2:23). Когда Евреи овладели Ханааном, Филистия была разделена на пять областей или сатрапий (Нав 13:3). Исторические книги Ветх. Зав. обилуют повествованиями о битвах Евреев с Филистимлянами, о переменных победах и поражениях того и другого народа (1Цар 4,7,8, 2Цар 5:17, 8:1, 23:9, Исаии, 20:1 и многие другие). Касательно сего языческого народа было изречено много замечательных пророчеств (Иер 47, Иез 25:15-17, Амос 1:6-8, Зах 9:5), которые все исполнились почти буквально в должное время. После разрушения Александром Великим Филистимского города Газы, Филистимляне весьма редко упоминаются в Священном Писании в качестве особого народа. С появлением Христианства, начало Церкви Христовой положено в этой стране самими апостолами. Азот, Лидда, Иоппия слышали проповедь самих апостолов (Деян 8:40, 9:32-43). Со времен Константина Великого до нашествия Сарацин Христианская Церковь здесь процветала; Газа, Аскалон, Азот, служили кафедрою Христианских епископов. Впрочем, в настоящее время в бывшей земле Филистимской мало населенных мест, и эти места давно уже представляют одни груды развалин.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Филистимляне
народ, поселившийся в 12 в. до н.э. в юго-западной части Ханаана, на восточном побережье Средиземного моря. Место поселения названо в Библии Пелешет (отсюда вся страна получила название Палестина). По библейским источникам, филистимляне – выходцы из Кафтора (Крита). На египетских изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда филистимлян близки к эгейскому типу. Керамика 12 – 11 в.в. до н.э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н.э. О языке достоверных сведений нет. Филистимляне входили в состав «народов моря», которые вторглись в Малую Азию и северную Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (1200 до н.э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные египтянами, филистимляне вторглись в южную часть восточного побережья Средиземного моря, захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат, Экрон. Филистимляне восприняли ханаанейский язык и религию. Принеся в этот район культуру железа, они стали монополистами в производстве железных колесниц и оружия. Войны иудеев с филистимлянами нашли отражение в Библии и эпических сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара, Самсона, филистимлянина Голиафа). В 8 в. до н.э. филистимляне были покорены ассирийским царем Тиглатпаласаром III, в конце 7 в. до н.э. – вавилонским царем Навуходоносором II, в конце 6 в. до н.э. – персами. Во 2 – 1 в.в. до н.э. филистимляне были завоеваны Хасмонеями. Начавшийся со времен походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации филистимлян полностью завершился к началу н.э. См. Эгейская культура.
ФИЛИСТИМЛЯНЕ
народ, поселивш. в 12 в. до н.э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина. Согл. библ. источ., Ф. — выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображ. из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12 — 11 вв. до н.э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н.э. О первонач. языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т.н. «народов моря», к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н.э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепл. городов и создали союз пя-ти гор.-госуд. (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в произ-ве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться вглубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавш. вплоть до 7 в. до н.э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легенд. героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, (с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решит. поражение Ф. было нанесено в правл. Давида (нач. 10 в. до н.э.). В 8 в. до н.э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н.э. — вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н.э. — персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. — Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2 — 1 вв. до н.э. города Ф. были завоев. хасмонейскими царями. Начавш. со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФИЛИСТИМЛЯНЕ
от др.-евр. пелиштим) - народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Согласно библ. источникам, Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. до н. э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О первоначальном языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т. н. "народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавшиеся вплоть до 7 в. до н. э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решительное поражение Ф. было нанесено в правление Давида (нач. 10 в. до н. э.). В 8 в. до н. э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н. э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н. э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. до н. э. города Ф. были завоеваны хасмонейскими царями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н. э. Лит.: Macalister R., The Philistines. Their history and civilization, L., 1914 (перепечатка, L., 1965); Heurtley W. A., The relationship between Philistine and mycenaean pottery, "The Quarterly of the department of antiquities of Palestine", 1936, v. 5, e. 90-110; В?rard J., Philistins et Pr?hell?nes, "Revue arch?ologique", 1951, t. 37, s?r. 6, s. 129-42; Dothan T., Archaeological reflections on the Philistine problem, "Antiquity and Survival", 1957, v. 2, e. 151-64; Wright G. E., Fresh evidence for the Philistine story, "The Biblical archaeologist", 1966, v. 29, с 70-86; Mitchell T. G., Philistia, в кн.: Archaeology and Old Testament study, ed. by D. Winton Thomas, Oxf., 1969, с 404-427. И. Д. Амусин. Ленинград.
Филистимляне
евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт. 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными (египтяне же обрезывались); израильтяне, которые нуждались в переводчиках при переговорах с египтянами, никогда не пользовались таковыми в сношениях с филистимлянами. Некоторые думают, что филистимляне дали название городу Пелузиуму и также пелузийскому рукаву Нила. Из Египта они вышли в южную часть Ханаана, еще до Авраама (Быт. 21:32 и дал.), в то время, как другое родственное племя Кафторим поселилось на острове Крит и оттуда в позднейшее время переправилось на Палестинское побережье, к северу от Газы (Ам. 9:7; Иер. 47:4). Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян, хотя название телохранителей Давида, хелефеи и фелефеи, напоминает о двух переселившихся народах. Филистимляне и критяне часто упоминаются вместе (Срав. 1 Цар. 30:14; Иез. 25:16; Соф. 2:5.) У филистимлян уже во время Авраама были цари и крупные города (Быт. 20-2; 21:32). После выхода из Египта Бог не повел Израиль через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны (Исх. 13:17). Их область была намечена для колена Иудина (И. Нав. 15:45 и дал.), но во время Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято (И. Нав. 13:2); впоследствии филистимляне большей частью были совершенно независимыми, являясь как бы занозой в боку Израиля. Долгое время, начиная от Судей до Саула включительно, они притесняли народ Божий. Их победителями были Самегар (Суд. 3:31), Самсон (Суд. 14 и дал.), Самуил (1 Цар. 7) и Саул (1 Цар. 14:47), хотя они не могли совершенно покорить их. Во времена Саула филистимляне до такой степени разорили израильтян, что те не имели ни одного собственного кузнеца и должны были ходить к филистимлянам оттачивать топоры и другие орудия (1 Цар. 13:19 и дал.). Они сохранили независимость до времени царя Давида, который покорил их (2 Цар. 5:17 и дал.; 8:1; 21: 5 и дал.; 23:9 и дал.). Из филистимлян Давид набрал себе телохранителей, которые остались верны ему в несчастии (2 Цар. 15:18 и дал.). После Давида филистимляне не тревожили израильтян до царствования Иорама, при котором они снова восстали (2 Пар. 21:16). Озия успешно воевал с ними (2 Пар. 26:6 и дал.). Во времена Ахаза они производили опустошения в Иудее (2 Пар. 28:18). Езекия снова усмирил их (4 Цар. 18:8). Во время войн Ассирии с Египтом филистимляне потерпели много бедствий и вместе с народами Сирии, Финикии и Палестины должны были изъявить покорность Навуходоносору. Затем они подпали под власть персов, и впоследствии — под власть Александра Великого, который разрушил Газу, единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление. Римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез, но название их небольшой области Фелешет или Фелистея все еще существует под измененным названием — Палестина. (Этим именем обозначается теперь вся область между Египтом и Ливаном). Филистимляне известны в истории как воинственное племя, занимавшееся в то же время, и земледелием, и ремеслами (Быт. 26:1; Суд. 15:5; 1 Цар. 13:20; 17:5 и дал.). Их богами были Дагон и Веельзевул. Жрецов и прорицателей у них было очень много (1 Цар. 6:2; 4 Цар. 1:2; Ис. 2: 6). На войну они брали с собой своих идолов; один раз им пришлось оставить их (2 Цар. 5:21). Из рассказов о детях, рожденных от смешанного брака, которые говорили наполовину по-азотски, наполовину по-иудейски (Неем. 13:24) видно, что между их языком и еврейским существовало различие в произношении. Пророчества о филистимлянах находятся в Иер. 47; Иез. 25:15 и дал.; Ам. 1:6 и дал.