Филодем

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Филодем
из Гадары, эпикурейский философ, поэт, ок. НО–40/35. В 80 приехал в Италию, где в Неаполе основал эпикурейскую школу, к приверженцам которой принадлежал также юный Вергилий. Его философские труды не слишком оригинальны. Ф. был талантливым поэтом, особенно преуспел в сочинении эпиграмм.

Источник: Словарь античности. 1989

ФИЛОДЕМ
   • Philod?mus,
         ?????????,
       1. отец Филона, тесть оратора Эсхина. Aesch. de f. leg. § 150;
       2. Ф. из Гадар в Палестине, знаменитый эпикуреец, друг Л. Пизона, против которого Цицерон держал свою речь. Цицерон очень хвалит его, как человека ученого и образованного и как поэта со вкусом. Cic. Pis. 29. Cic. fin. 2, 35. От него осталось более 30 эпиграмм, помещенных в греческой антологии, большею частью эротического и игривого характера. Из его прозаических сочинений дошли до нас немаловажные отрывки из найденных в Геркуланее (см. Геркуланум) книжных свитков, de vitiis lib. decimus (изд. H. Sauppe, 1853); кроме того, Th. Gomperz в Herculanische Studien. I. ?ber Inductionsschl?sse (1865), II ?ber Fr?mmigkeit (1866), de ira liber (1864).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Филодем
греческий поэт и философ, эпикуреец (см. Эпикур). Приблизительно в 75 г. прибыл в Италию в сопровождении Л. Кальпурния Пизона, на вилле которого в Геркулануме он провел впоследствии много времени в окружении молодых эпикурейцев. Был знаком с Цицероном, а возможно, и с Горацием и Вергилием. Ф. является автором примерно 30 совершенных в поэтическом отношении эпиграмм, по большей части эротических, сохранившихся в Палатинской антологии. Ф. писал также философские произведения, до XVIII в. было известно только одно название такого труда. В 1752-54 гг. на вилле I в. н. э. в Геркулануме, принадлежавшей, вероятно, другу Ф. Пизону, нашли 800 обугленных папирусных свитков. Благодаря этому открытию нам теперь известны фрагменты более чем 30 произведений Ф., которые, несмотря на малую оригинальность, представляют большую историческую ценность для исследователей античной философии, в особенности потому, что они представляют собой компиляции работ более ранних авторов, а в полемике Ф. часто дословно цитирует своих противников. Внимания заслуживают среди прочих сочинения: О поэмах (Peri poiematon) в 5 книгах и О музыке (Peri musikes) в 4 книгах, в которых Ф. старается решить вопрос, являются ли функции поэзии и музыки исключительно эстетическими, или могут быть и педагогическими. Труд О риторике (Peri rhetorikes) доказывает бесполезность этой дисциплины. В произведениях О богах (Peri theon) и О набожности (Peri eusebeias) в 2 книгах Ф. излагает свои теологические взгляды. Труд Об Эпикуре (Peri Epikuru) является биографией этого философа, иллюстрированной его перепиской с друзьями. История философии (Ton philosophon syntaksis) представляет собой этюд по истории греческой философии, где представлена история отдельных школ. Ф. писал также популяризаторские работы в русле эпикурейской философии, трактаты в форме диатриб, в которых главным образом поднимал этическую проблематику.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Филодем
ок. 110 -ок. 35 до н.э.)
   др.-гр. поэт и философ. Род. в Гадаре (Палестина). Был главой эпикурейской школы в Афинах, затем в 70-е переехал в Италию, где основал лит.-филос. кружок, в к-рый входили Вергилий, Гораций и др. Ум. в поместье близ Неаполя. Сохран. фр-ты из соч. Ф. «Риторика», «О стихах», «Об экономике», из трактата «О музыке». До нас дошло более 30 эпиграмм Ф., почти исключ. на любовные темы. Ф. критиковал учение перипатетиков о поэтике, полемизировал со стоиками (гл. обр. с Кратетом из Малла), исходя в своих оценках поэзии из эстетич., а не из науч.-дидактич. принципов. Наиб, совершенным Ф. считал поэтич. мастерство Гомера и Еврипида. Ф. выдвигал требование безусловного подчинения частностей общим понятиям, сущность к-рых необходимо точно определять и объяснять. Он впервые последовательно и аргументированно провел мысль о равной важности формы и содержания худож. произв., доказав, что без сочетания этих двух компонентов не может идти речь о подлинном словесном иск-ве. По мнению Ф., в основе худож. произв. лежит мысль, в основе слов - понятие, а форма представляет собой сочетание слов, связанных с лежащими в их основе понятиями. Ф. считал, что поэзия явл. самостоятельной обл. .челов. деятельности, к-рую определяет не наука, не этика, не дидактика, а эстетика. Согласно Ф., лучшая поэзия та, к-рая ближе всего воспроизводит действительность, оказывая наибольшее эмоционально-эстетич. воздействие на слушателей. Идея эпикурейского наслаждения в полной мере воплощена в эпиграммах Ф., но, в отличие от Эпикура, у Ф. это наслаждение чувственное, чаще всего связанное с эротическими переживаниями. Следуя традициям александрийских поэтов, Ф. уделял много внимания внеш. отделке стиха, игре смысловыми и звуковыми фигурами. Цицерон хвалил его образованность и поэтич. вкус. Ф. явился живым посредником между александрийской поэзией и рим. лит. «золотого века».
   М.О., И.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
130.79 кб

Этика и философия религии в сочинениях Филодема из Гадары

Шахнович Марианна Михайловна
Статья посвящена характеристике философского наследия римского эпикурейца Филодема из Гадары.

Похожие термины:

  • ФИЛОДЕМ из Гадары

    ок. 110 — 40/35 до н.э.) — эпикурейский философ, поэт. В 80 приехал в Италию, где в Неаполе основал эпикурейскую школу, к приверженцам к-рой принадлежал также юный Вергилий. Его философские труды не слишко