Филофей, автор канонов

Найдено 1 определение
Филофей, автор канонов
Филофей (XVI в.) – автор канонов иконе Чирской богоматери и перенесению мощей Всеволода-Гавриила.
В рукописной традиции XVI–XVII вв. встречаются каноны двум псковским праздникам – знамению Чирской богоматери (16 июня) и обретению мощей князя Всеволода-Гавриила (27 ноября). В некоторых рукописях имеется указание, что их автором был Ф.: «И святому князю Гаврилу канон на обретение мощей... творение Филофея прозвитера» (ГБЛ, ф. 256, № 397, 2-я пол. XVI в., л. 87, стб. 1); «...канон благодарствен пресвятей богородицы творение Филофиево, ему же краегранесие сицево: Дажь ми слово божии въсхвалити рождьшую тя» (ГБЛ, ф. 256, № 397, л. 291 об., стб. 2); «Канон богородицы с ырмосом... творение Филофеево. Ему же краегранесие сицево: даи же ми глагол слове божии пети новый праздник угодника твоего блаженаго князя Гавриила пренесение» (ГПБ, Q.I.70, XVII в., л. 9).
Первым обратил внимание на имя автора А. X. Востоков и высказал предположение, не является ли составитель канонов Ф. старцем Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, автором известных посланий к Михаилу Мисюрю Мунехину. Филарет Гумилевский без сомнений считал автора посланий Филофея и составителем канонов, а также Повести о Чирской богоматери. В. О. Ключевский обратил внимание на то, что в 9-м чуде Жития Евфросина Псковского редакции Василия-Варлаама (1547 г.) упоминается игумен Елеазаровского монастыря Филофей, при нем постригся в монахи раскаявшийся разбойник Василий Темные Очи. Датировка чуда приблизительна: не позже 1542 г., когда игуменом был уже Нил. Таким образом, деятельность игумена Филофея и старца Ф. протекала приблизительно в одно и то же время. В. О. Ключевский не видел достаточных оснований для решения вопроса о том, являются ли игумен Филофей и старец Ф. одним и тем же лицом и кому из них принадлежит составление канонов. В. Малинин считал, что старец Филофей, автор посланий, и игумен Филофей, упоминаемый в Житии Евфросина, – одно и то же лицо, но отрицал возможность составления им канонов псковским праздникам. Таким образом, в исследованиях нет точного ответа на вопрос, кто был Ф.– составитель канонов, когда и где он писал. Каноны Ф. не изданы.
Лит.: Востоков. Описание. С. 597–598; Ключевский. Древнерусские жития. С. 249; Филарет. Обзор. № 122; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. С. 755–756.
В. И. Охотникова

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987