— инок Сийского Антониева монастыря Архангельской епархии, автор не дошедшего до нас жития Антония Сийского, ученик Антония († 1556). На Ф. ссылаются составители двух житий Антония — инок Иона и царевич Иван Иванович — один, как на очевидца событий, другой, как на первого составителя жития Антония. Единственное биографическое сведение о Ф. заключается в известии о том, что в 1579 г. он являлся в Москву вместе с игуменом Питиримом просить о признании святым Антония Сийского и, достигнув этого, просил царевича Ивана Ивановича составить житие Антония по списанию Ионы.
Карамзин: "Ист. гoc. Российского", т. IX, пр. 612. — Ключевский: "Древнерусские жития, как исторический источник" (1871), 301. — Барсуков: "Источники русской агиографии" (1882), 54. — "Описание рукописей Соловецкого монастыря" (1885), ч. 2, 273. — Тупиков: "Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича" (1894), 5, 9.
Вс. С — ий.
{Половцов}
Филофей, инок Сийского Антониева монастыря
— инок Сийского Антониева монастыря архангельской епархии, автор не дошедшего до нас жития Антония Сийского, ученик Антония. На Ф. ссылаются составители двух житий Антония — инок Иона и царевич Иоанн Иоаннович. В 1579 г. Ф. являлся в Москву вместе с игуменом Питиримом просить о признании Антония Сийского святым и, достигнув этого, просил царевича Иоанна составить житие Антония. Ср. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (1871, стр. 301); Барсуков, "Источники русской агиографии" (1882, стр. 54); "Описание рукописей Соловецкого м-ря" (1885, ч. 2, стр. 273); Тупиков, "Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича" (1894, 5, 9).
{Брокгауз}