Филон Александрийский
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) — антич. философ, представитель иуд.-греч. философии. Ф. А. оставил ряд религ.-филос. трактатов, в к-рых стремился установить связи между иуд. религ. догмами, излож. в Ветхом завете, и греч. идеалистич. философией. Своим аллегорич. толкованием Библии и учением о «логосе» оказал сильное влияние на христ. философию первых веков н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Филон Александрийский
(ок. 25 до н. э. — до 50 н. э.), иудейско-эллинистич. философ, родом из Александрии. В своих работах более последовательно и систематично, нежели его предшественники — др.-греч. философы (в частности, представители платонизма, неопифагореизма и стоицизма), пытался научно обосновать иудейскую религию и теологию и даже соединить ее с греч. философией. Этой цели служил также разработанный им аллегорич. мегод толкования Пятикнижия. По его мнению, бог недоступен для человека, но логос, выступающий как универсальное осмысление и аналог бытия, может служить в этом посредником.
Источник: Словарь античности. 1989
Филон Александрийский
(1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии. Философско-теологическое учение Филона представляет собой эклектичекое соединение идей греческих стоиков, платоников и пифагорейцев с мифологическими образами Ветхого завета. Иудейский бог (Яхве) толкуется им как высшее трансцендентное бытие. Бог творит мир и управляет им через своего посредника – логоса. Человек понимается как образ и подобие логоса, но в то же время как существо греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуществляется путем аскезы, самопознания, стоической апатии и мистического экстаза. Представления Филона оказали большое влияние на формирование христианского вероучения. См. Христианство.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Pilon oAlexandreus) (ок. 20 до н. э. - ок. 50 н. э.) - античный философ, представитель иудейско-греч. философии. Ф. А. оставил ряд религ.-филос. трактатов, в к-рых стремился установить связи между иудейскими религ. догмами, изложенными в Ветхом завете, и греч. идеалистич. философией. Своим аллегорич. толкованием Библии и учением о "логосе" (греч. logos - слово) оказал сильное влияние на христианскую философию первых веков н. э. Ф. Энгельс охарактеризовал Ф. А. как "настоящего отца христианства" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 307). Соч.: Works with an Englisch translation, v. 1-10, L.-Camb., 1929-62; suppl. 1-2, L.-Camb., 1953. Лит.: Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967. А. Г. Бокщанин. Москва.
Филон Александрийский
иудейско-эллинистический философ первой половины I в. от Р.Х., родом из Александрии, выходец из знатного священнического рода. Родился около 25 г. до Р.Х., умер до 50 г. от Р.Х. Дважды возглавлял посольства александрийских иудеев в Рим. В своих научных трудах пытался соединить греческую философию и иудейскую религию. С этой целью разработал аллегорический метод толкования Пятикнижия. Считал, что Бог недоступен для понимания человеческим разумом, но возможно постижение Божественного Логоса, представляющего идеальный аналог бытия и выступающего в качестве посредника между Богом и человеком. Филон был автором целого ряда сочинений богословского и научного содержания, в том числе и посвященных философскому осмыслению истории: «Об иудеях» и «Об Александре». Кроме того, Филон написал книгу об основанной евангелистом Марком в Александрии христианской общине. Эти книги не сохранились до нашего времени.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Филон Александрийский
ок. 25 до н. э. -до 50 н. э.)
Глава еврейской общины в Александрии. По инициативе Филона еврейская община обратилась к императору Калигуле с просьбой освободить ее членов от обязанности участвовать в обряде поклонения императору. В конце концов эта привилегия была предоставлена евреям Клавдием. Известно также несколько философских трудов Филона, в которых он делает попытку изложить доктрину иудаизма в терминах греческой философии, а также развивает учение о всепроникающем мировом духе. Философия Филона повлияла на последующих христианских мыслителей и на неоплатоников, в особенности на Плотина.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 20 до н. э. - ок. 40 н. э.)
рим. философ, иудей по происх. Жил и работал в Александрии, писал по-гречески. Сохран. ряд соч. Ф. («О провидении», «О творении мира», «О созерцательной жизни»), позволяющих судить о его филос. взглядах. Концепция Ф. строилась на соединении веры в Единого Бога (Иегова), имеющего личност. природу (иудаизм), и стоическо-платонического учения о Логосе, к-рый создает космос из огненной стихии. Логос у Ф. явл. организующим принципом мира и наиб, совершенным творением Бога, его «словом», а Бог (Иегова) архитектором, оформляющим мир из материи (а не из ничего) при помощи платоновских эйдосов (идей). Этика Ф. (аскетизм, самоограничение, очищение души для ее слияния с Богом) носила стоический характер. Ф. впервые выдвинул идею аллегор. толкования Библии в терминах антич. философии. Концепция Ф. оказала прямое влияние на формирование христ. теологии (идея Логоса у Оригена).
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Глава еврейской общины в Александрии. По инициативе Филона еврейская община обратилась к императору Калигуле с просьбой освободить ее членов от обязанности участвовать в обряде поклонения императору. В конце концов эта привилегия была предоставлена евреям Клавдием. Известно также несколько философских трудов Филона, в которых он делает попытку изложить доктрину иудаизма в терминах греческой философии, а также развивает учение о всепроникающем мировом духе. Философия Филона повлияла на последующих христианских мыслителей и на неоплатоников, в особенности на Плотина.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 20 до н. э. - ок. 40 н. э.)
рим. философ, иудей по происх. Жил и работал в Александрии, писал по-гречески. Сохран. ряд соч. Ф. («О провидении», «О творении мира», «О созерцательной жизни»), позволяющих судить о его филос. взглядах. Концепция Ф. строилась на соединении веры в Единого Бога (Иегова), имеющего личност. природу (иудаизм), и стоическо-платонического учения о Логосе, к-рый создает космос из огненной стихии. Логос у Ф. явл. организующим принципом мира и наиб, совершенным творением Бога, его «словом», а Бог (Иегова) архитектором, оформляющим мир из материи (а не из ничего) при помощи платоновских эйдосов (идей). Этика Ф. (аскетизм, самоограничение, очищение души для ее слияния с Богом) носила стоический характер. Ф. впервые выдвинул идею аллегор. толкования Библии в терминах антич. философии. Концепция Ф. оказала прямое влияние на формирование христ. теологии (идея Логоса у Оригена).
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Филон Александрийский
греческий философ. Происходил из богатой и влиятельной еврейской семьи (его брат был поверенным в делах и банкиром иудейского царя Ирода Агриппы, а племянник стал римским прокуратором Иудеи). Зимой 39/40 г. Ф. приехал в Рим во главе посольства александрийских евреев, чтобы просить императора Калигулу о защите. В Риме, согласно легенде, Ф. повстречался с апостолом Петром. Ф. был эллинизированным евреем, уже не знавшим еврейского языка, и в гораздо большей степени воспитанным на греческой философии (Платоне, Аристотеле, Посидонии и неопифагорейцах), чем на иудаизме. Ф. нигде не упоминает об основных понятиях еврейской религии (например, об избранности еврейского народа Богом). Ему чужды и еврейские законы, о которых говорят раввины. Ф. хотел указать евреям и язычникам путь к познанию истинного Бога и праведной жизни. Он оставил множество произведений, названия которых цитируются обычно в латинском варианте (оригинальная греческая форма опускается). Сочинения Ф. можно разделить на: 1) философские; 2) историко-апологетические; 3) комментарии и толкования; 4) систематико-теологические. Философские сочинения Ф., подлинность которых порой оспаривается, сохранились лишь частично (Quod omnis probus liber sit - Каждый праведник свободен; De aeternitate mundi — О вечности мира) или в переводах (Alexander sive de eo quod rationem habeant bruta animalia — Александр, или О том, что неразумные звери обладают разумом; De providentia -О провидении). Среди историко-апологетических сочинений Ф. важными источниками изучения истории александрийских евреев и Римской Империи в правление Калигулы являются: Против Флакка (Contra Flaccum), произведение (его начало не сохранилось), в котором Флакк, бывший префект Египта, размышляет в изгнании о своем трудном положении, усматривая в нем наказание за преследование александрийских евреев; а также Посольство к Гаю (Legatio ad Gaium), представляющее собой часть более крупного произведения О добродетели (De virtutibus), описывающего преследования евреев (мы находим здесь и описание неудачного посольства Ф. к Калигуле). Апологетический характер имели сочинения: О жизни Моисея (De vita Mosis) в 2 книгах, представляющее Моисея идеальным правителем, законодателем, священником и пророком и общая апология евреев, от которой сохранилась только часть первой книги (под греческим названием Apologia hyper Iudaion — В защиту евреев), в которой содержатся сообщения о ессеях; возможно, частью общей апологии евреев было также сохранившееся сочинение О созерцательной жизни (De vita contemplativa), где описывается жизнь еврейской секты терапевтов в египетской пустыне. Для комментариев Ф.: аллегорического комментария к Книге Бытия (начинающемся от Быт. 2,1), основного произведения Ф., сохранившегося с некоторыми пробелами, а также краткого комментария к Пятикнижию (возможно, неоконченного) в форме вопросов и ответов, от которого сохранился (в армянском переводе) только комментарий к книгам Бытия и Исхода; как и в систематико-теологических сочинениях, таких как О сотворении мира (De opificio mundi), перечне библейских патриархов (сохранились отрывки об Аврааме и Иосифе) и трудах о законах Моисея, отправной точкой для Ф. всегда была греческая Септуагинта, текст которой, включая акценты и знаки препинания, он считал боговдохновенным. Ф. пытался также доказать, что содержание Пятикнижия можно примирить с философией и разумом. Для этой цели он воспользовался аллегорическим толкованием, издавна применявшимся стоиками к поэмам Гомера, и привнесенное в иудаизм Аристобулом (например, Ф. представил патриархов как типы стоических идеалов добродетели). Однако Ф. не был сторонником исключительно аллегорической интерпретации библейских текстов. Он полагал, что законы Моисея и ритуальные предписания сохраняют обязательную силу. По мнению Ф., человек должен стремиться к познанию сущности Бога и воссоединению с ним. Этого можно достигнуть только через экстаз, который является актом божественной милости, заслужить которую можно молитвами и чистотой жизни и помыслов человека. Ф. был создателем градуальной александрийской метафизики (Бог-Логос-материальный мир). Логос (понятие, соединяющее в себе элементы стоицизма, еврейского учения о мудрости и египетской мифологии) был соединяющим звеном между Трансцендентным (Богом) и материальным миром. Взгляды Ф., по-видимому, не оказали влияния на еврейскую мысль. Зато они столкнулись с интересом со стороны христиан, которые признавали Ф. почти Отцом Церкви. К трудам Ф. обращались Климент Александрийский, Ориген, Амбросий (которого называли латинским Филоном) и Августин. Применение аллегорической интерпретации Библии и соединение библейского откровения с философским анализом открыло дорогу дальнейшему развитию христианской теологии и философии. Несмотря на малую оригинальность, Ф. сыграл большую роль в истории древней мысли как посредник между эллинистической философией, с одной стороны, и христианством и неоплатонизмом — с другой.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999