Философ

Найдено 1 определение
Философ
т.е. любящий мудрость, и философия, т.е. любовь к мудрости. Эти термины (названия), как говорят, были введены греком Пифагором, вместо названий «мудрый и мудрость», после чего они стали общеупотребительными. Пифагор считал дерзостью, называть себя мудрецом и потому он избрал для себя скромное название «философ», т.е. любящий мудрость или друг мудрости; слово же софия, т.е. мудрость, он заменил словом философия, т.е. любовь к мудрости. Философия имеет задачею установление начальных или основных истин. Эти истины философия выясняет путем исследования и доказательства. Языческие народы во все прошедшие времена занимались исследованием происхождения и цели всего существующего и пытались найти объяснение существованию мира и религий. Философия, о которой упоминается в Новом Завете, была предметом изучения у греков (1 Кор. 1:22), и считает своим родоначальником Фалеса из Милета (6 век до Р.Хр.), который учил, что началом всего существующего была вода. После него следовала система за системой: один усматривал начало в огне, другой — в воздухе, третий — в числе, порядке, в соразмерности существующего и т. д. Около 450 г. до Р.Хр. выступили, так называемые, софисты, т.е. учителя мудрости, которые учили, что собственное представление есть единственное мерило существующего; объективной (общей) истины не существует; поэтому всякий предмет или вещь таковы, каким они нам представляются. Вследствие этого они придавали большое значение умению говорить, т.е. приводить доводы за и против. В конце концов они в своих словопрениях дошли до того, что границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью совсем слились и исчезли. Против такого направления выступил афинянин Сократ (469 г. до Р.Хр.), который предлагал углубляться в себя, познать Самого себя. Он учил, что познание добродетели, основанное на ясном понятии истинной сущности вещей, является величайшей задачей человека. Противники обвинили его в том, что он отрицал богов, ввел новые божества и развращал молодое поколение. Его приговорили к смерти и он выпил чашу с ядом на 71 году своей жизни (399 г. до Р.Хр.). Он умер, окруженный скорбящими учениками, которым он говорил, что теперь начнется для него новая жизнь Самыми знаменитыми из его учеников были Платон и Аристотель. Платон, изучавший мир идей, высказал, что трудно найти Высшее Существо, и что толпа не в состоянии познать Его. Аристотель отдался изучению явлений, существующих в природе, истории и душе человека. Платон стремился из идей объяснить мир, Аристотель же — в многообразии мира найти и показать идею. Наряду с этими философскими системами, для большинства чуждыми и малопонятными, существовали два учения, которые особенно распространились во времена Христа и приобрели много последователей, именно, учение эпикурейцев, последователей Эпикура (около 300 г. до Р.Хр.) и учение стоиков, последователей Зенона (около 300 г. до Р.Хр.; Деян. 17:18). Первые искали высшее добро в наслаждениях, в спокойствии души, последнее — в добродетели и самоуглубленном равнодушии ко всему внешнему. Когда Евангелие стало распространяться в мире, оно должно было встретиться с этим хаосом противоречащих друг другу мнений и систем, из которых каждая имела последователей. Однако все эти учения и системы не могли дать света жаждущей душе, оставляя ее неудовлетворенной. Римлянин Цицерон сознавал, что в вопросе о существе богов самые ученые люди придерживались противоречащих друг другу взглядов, из чего он заключил, что причиной и основанием философии было незнание ( Nat . deor . I , 1). В одном из своих рассуждений (презрение к смерти) он высказал в беседе между А и М, что его философия не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о бессмертии души. После того, как М привел мнение некоторых философов о душе, что она — воздух, огонь и тому подобное, и показал, что эти взгляды не дают надежды на жизнь после смерти, он прибавил: — «мнения остальных философов дают надежду, если только тебя может утешить мысль, что душа, оставив тело, пойдет на небо, как на свою родину. «Да», ответил А, «это, конечно, радует меня, и я больше всего хотел бы, чтобы это действительно было так; но все же, если это и не так, я хотел бы в том убедиться». — если ты этого хочешь, то зачем ты обращаешься к ним за помощью?» — спрашивает М. — Разве мы красноречивее Платона? Читай с прилежием его книгу «О душе» и большего ты не будешь желать. — «Это я уже делал, отвечает А: «и даже очень часто, но не знаю, почему так выходит: пока читаю, я согласен, но это согласие рушится, когда я, отложив книгу, начинаю размышлять сам в себе о бессмертии души». Последним словом языческой мудрости ко времени Христа были или безнадежность (отчаяние), или презрительная насмешка: «Что есть истина?» спросил Пилат. «Что хочет сказать этот суеслов?» спрашивали философы в Афинах о Павле (Деян. 17: 18). Сомнение и суеверие заставили многих обращаться к обманщикам, как, например, Симону (Деян. 8:9), Елиме (Деян 13:8), сыновьям первосвященника Скевы (19:14). Из соединения языческого и еврейского миросозерцания возникли новые философские мировоззрения, учение о мире духов, об ангелах и их взаимоотношениях, а также учение о внешнем воздержании и умерщвлении плоти, и это имело притягательную силу для некоторых из первохристиан. Павел особенно борется против таких заблуждений в своем послании к Колоссянам. Он предупреждает во 2:8 об увлечения философией и пустым обольщением по преданию человеческому» и во 2:18 от «самовольного смиренномудрия и служения ангелов». Сравни его слова о «прекословиях лжеименного знания» в 1 Тим. 6:20. То, что искали философы, христиане нашли во Христе. Христос, который есть путь, истина и жизнь и явил им Отца, осветил сокрытое в мире духов, дал им высокий и в то же время близкий идеал, и Сам является для них светом и силой. В Нем сокрыты «все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3; 1 Кор. 1:30); смиренное их исследование имеет самые высокие задачи (Еф. 3:18) и самую возвышенную цель (Еф. 4:13).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.57 кб

Владимир Романович арсеньев этнограф, философ, футуролог. Взгляд через призму ноосферизма

Субетто Александр Иванович
Анализируются взгляды В.Р.
Читать PDF
224.55 кб

Французский историк и философ Клод Лефор о «Тоталитаризме» …

Костромина Надежда Георгиевна
Представлены взгляды известного французского историка и философа Клода Лефора на один из главнейших феноменов ХХ столетия тоталитаризм. Работы К.
Читать PDF
698.95 кб

А. И. Герцен как философ

Гревцова Елена Степановна
В статье показано философское, а не политическое содержание творчества А.И. Герцена. В русской философии Герцен является «ключевой фигурой», оказавшей значительное влияние на различные направления русской мысли.
Читать PDF
249.23 кб

Философ. Товарищ. Друг

Гобозов И. А.
Читать PDF
55.60 кб

«Владимир соловьёв - философ моей жизни

На вопрос о месте Владимира Сергеевича Соловьёва в своей судьбе и творчестве Евгений Борисович ответил: Соловьёв философ моей жизни. С разрешения Е.Б.
Читать PDF
2.08 мб

Русский философ евгений Валентинович де Роберти де Кастро де ля Серда

Емельянов Б.В.
Читать PDF
271.52 кб

Александр Нефедов. В лучах «Утреннего света». Н. И. Новиков: философ, просветитель, подвижник

С.Г.
Читать PDF
4.13 мб

«Чтобы Наука обошла кругом весь земной шар» (великий философ, математик и Россия)

Кузнецов Владимир Александрович
Читать PDF
280.73 кб

Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки

Фролов В. В.
В статье рассматривается понятие «космическое мироощущение», особенности его формирования как состояние слитности человека и космоса, а также формы творческой деятельности Ю.Н. Рериха в этом пространстве.
Читать PDF
995.87 кб

Юрий Владимирович линник: ученый, философ, поэт (к 70-летию со дня рождения)

Розенберг Г. С., Саксонов С. В.
Статья посвящена некоторым итогам научной, литературной и публицистической деятельности доктора философских наук, профессора Юрия Владимировича Линника, 70-летний юбилей которого состоялся 18 января 2014 г.
Читать PDF
284.99 кб

Философ, источниковед (к 80-летию Бориса Владимировича емельянова)

Фан И. Б., Олову Е. М.
Статья посвящена Емельянову Борису Владимировичу доктору философских наук, специалисту по теории и методологии историко-философского познания, источниковедению истории русской философии исполнилось 80 лет.
Читать PDF
381.07 кб

Н. А. Полевой — философ истории

Сухов Андрей Дмитриевич
Н. А. Полевой известный русский историк, автор «Истории русского народа», других сочинений на исторические темы.
Читать PDF
27.15 мб

Священномученик протоиерей Философ Орнатский — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии

Георгий Митрофанов
Читать PDF
2.55 мб

Богослов, философ и психолог протоиерей Николай Михайлович Боголюбов: судьба и творчество

Н. Ю. Стоюхина
Читать PDF
0.00 байт

Александр Вейдеман — философ из Петербурга. Непарадная биография на основе архивных источников

Ковальчук Светлана Николаевна
С начала 1920-х годов Рига стала одной из столиц русского зарубежья. Логичен вопрос о сохранности архивов российских эмигрантов в Латвии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Мч. Иустин Философ

    из Самарии. Философ-платоник, после своего обращения (ок. 133) прибывший в Рим, где основал богословскую школу дпя борьбы с еретиками-гностиками. Написал 3 апологии. Погиб в гонение имп. Марка Аврелия
  • ИУСТИН ФИЛОСОФ, Великий, Римский

    мученик (ск. 166). Родители Иустина были греки-язычники, они дали ему блестящее образование. Поворот в его жизни произвела встреча с безвестным старцем, наставившим его в Истине Христовой. Св. Иустин
  • Комарский, Философ Степан

    ред.-изд. "Семейного университета" 1899—1903 гг., переводч. дух.-нравств. соч. {Венгеров}
  • ЛЕВ ФИЛОСОФ

    конец IX в. – первая половина X в.), – возможно, уроженец Константинополя, названный в рукописи «магистром, проконсулом, патрикием». Во время правления Льва VI Мудрого (886 – 612) он участвовал в диплома
  • ЛЕВ VI ФИЛОСОФ

    Византийский император Македонской династии, правивший в 870-912 гт. Сын Василия I. Род. 19 сент. 866 г. Умер 11 мая 912 г. Официальным отцом Льва считался Василий I. Однако многое давало повод подозревать, чт
  • Орнатский, Философ Никол

    дух. писат., р. 1860, петроград. протоиерей, известн. проповедник. {Венгеров}
  • Орнатский Философ Николаевич

    (родился в 1860 г.) — проповедник, священник церкви при экспедиции заготовления госуд. бумаг (в СПб.), председатель общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной
  • ГОРОХОВ Философ Александрович

    (около 1796 – после 1860, Томск), золотопромышленник. Родился в семье чиновника из обер-офицерских детей Александра Михайловича Г. (22.08.1769 – 1847, Томск), который находился на военной службе, с 1787 – на граж
  • Философия в средние века

    см. Схоластика, Мистицизм.
  • Философия в США

    в колон. период на террит. буд. США господствовала идеология протестант. сект, и филос. рефлексия долгое время развивалась в рамках пуританизма. В амер. мысли 17-18 вв. преобладали проблемы Ф. религии и
  • ИСТОРИОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ)

    раздел философии, связанный с интерпретацией исторического сознания.
  • ДИОНИСИЯ ФИЛОСОФА ВОССТАНИЕ 1611

    Ежегодная региональная конференция по безопасности стран Персидского Залива, которая проводится в Бахрейне с 2004 года. Организатор — Международный институт стратегических исследований (Лондон
  • ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР. Серия истории и философии

    науч. ист.-филос. журнал, орган Отделения истории и философии АН СССР Выходил в Москве с янв. 1944 по июнь 1952 раз в 2 месяца. Гл. ред. Б. Д. Греков, с No 5 за 1947 - В. П. Волгин. Вопросы, освещавшиеся в "ИАН СССР", в
  • Покровский, доктор философии

    писавший историч. и философские статьи в журн. "Приятное и полезное препровожд. времени". (Кажется, это — Гавриил Семенович?). {Половцов}
  • Философов, Федор Иванов

    тульский воевода 1631 г. {Половцов}
  • ИНСТИТУТЫ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ЛИНГВИСТИКИ

    Ленинградский ин-т истории, фило- софии и лингвистики (ЛИФЛИ) и Московский ин-т истории, фило- софии и литературы (МИФЛИ)) - гуманитарные высшие уч. заведения университетского типа. ЛИФЛИ был создан в
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

    об отношении мышления к бытию. В зависимости от первичности материи и сознания философы делятся на два принципиальных лагеря: материалисты и идеалисты, в зависимости от того, что они считают перво
  • ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

    теоретич. журнал, орган Ин-та философии АН СССР. Выходит в Москве с авг. 1947. Осн. задачи журнала: науч. разработка и обсуждение вопросов диалектич. и ист. материализма, истории философии, логики, этики
  • 276 ЗАМЕТОК ПО ФИЗИКЕ И КОРПУСКУЛЯРНОЙ ФИЛОСОФИИ

    записанные Л. заметки, которые послужили материалом для его будущих работ, по существу это программа его научных исследований в области физики и теории строения вещества. Название работы было дан
  • РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ЖУРНАЛИСТОВ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ ИМИ СОЧИНЕНИЙ ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СВОБОДЫ ФИЛОСОФИИ

    статья, в которой Л. отвечает на критику его работ, опубликованных в Т. 1 Новых комментариев. Написано в августе 1754 г. на латинском языке (оригинал не сохранился), переведена на французский язык непре