форма обществ, сознания, получившая развитие в гр.-рим. мире с VII в. до н. э. до V в. н. э. Принята след, периодизация Ф. а.: 1)философия досократиков (натурфилософия и пифагореизм) - к. VII - к. V в.; 2) классич. др.-гр. философия (Платон и Аристотель) - IV в. до н. э.; 3) эллинистическо-рим. философия (стоики, скептики и эпикурейцы) - кон. IV в. до н. э. - сер. III в. н. э.; 4) философия неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл) - сер. III - нач. VI в. Для Ф. а. характерны: 1) органич. взаимосвязь натурфилософии и космологии с этико-полит. учениями, отсутствие противопоставления человека и природы; 2) понимание добродетели как принципа космич. единства и жизни согласно этому принципу; 3) подчинение морально-этич. норм всеобщим космич. законам; нравственность состоит в правильном осуществлении добродетели; 4) отсутствие субъективного восприятия мира: любое филос. знание проникает в разум индивида извне (в кач-ве частицы Логоса, Единого-Бытия или потенции перводвигателя); 5) в Ф. а. антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т. к. сама Вселенная явл. символом единства зримого и умопостигаемого; противоборство материализма (линия Демокрита) и идеализма (линия Платона) в Ф. а выражает противостояние чувствен, восприятия и умозрит. знания; 6) инерционность любого движения, к-рое характеризуется непременным стремлением к покою; антич. философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физ. законов; 7) отсюда обязательная цикличность мирового ист. процесса: вечным может быть лишь бескон. повторение цикла «возникновение - гибель»; 8) тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.
Ф. а. возникла как синтез ранних мифологизированных космогонии (Орфей, Лин, Гесиод и др.) и науч. представлений, займете, греками у персов, египтян и вавилонян. В деятельности Фалеса, с именем к-рого связывают начало Ф. а. и науки, отчетливо проявилась тенденция к теорет. обоснованию мат. тезисов (доказ. геометр, теорем). Ионийская натурфилософия решала проблемы организующего начала и всеобщего в рамках естественнонауч. воззрений (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен). Предметом иссл. ранних натурфилософов были природные элементы и их внутр. взаимосвязь. Натурфилос. системы строились как аналогии гос. и обществ, институтов, в к-рых первоначало отождествлялось с переходом от хаоса к упорядоченному управлению, а всеобщее - со справедливостью, при помощи к-рой регулируется жизнь как внутри полиса, так и в природе. Разделение умозрит. и чувственно-восприним. мира впервые предпринял Гераклит, одн. проникнуть в обл. умопостигаемого он считал неразрешимой задачей из-за постоянн. движения и изменения мира, в к-ром находится человек и его разум. Анаксагор выдвинул в кач-ве первоначала субстанциональный Ум Шуе), а Парменид установил приоритет умопостигаемого над чувственным, определив все как Единое-Бытие-Мысль, мыслящее самое себя. Его последователи, элеаты, пришли к понятийному содержанию филос. мысли, отказавшись от естественнонауч. наблюдений и полит, аналогий. Примером умозрит. концепции явл. и матем.-филос. доктрина пифагорейцев, к-рые доказывали числовую представлен-ность всеобщего. Одн. в концепциях Гераклита и Парменида человек мог приобщиться к истинному знанию лишь посредством божеств, вдохновения, а не в результате рассуждения или правильного образа жизни. Поэтому с V в. до н. э. осн. проблемой Ф. а. становится проблема знания, связанная с учениями о добродетели. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) вырабатывали отношение к каждому конкретному предмету чувственно-веществ. многообразия, отождествляя знания и впечатление от ощущения единич. вещей. Сократ противопоставил софистам учение об универсальном знании-добродетели, к-рое, являясь умозрит. сущностью, причастно душе каждого мыслящего человека. Философия Демокрита утверждала наличие бескон. множества субстанций (атомов), к-рые образуют изменяемые предметы, соединяясь в пустоте. В филос. концепции Платона проблематика знания-добродетели связана с этико-полит. и на-турфилос. учениями. Разделение познаваемых вещей до их первонач. и неделимой сущности в ходе беседы (диалектика) и представляет собой постижение истины. Душа каждого человека, будучи частью Мировой Души Вселенной, постигает идеи (первообразы) вещей с помощью припоминания (анамнесиса) и разума. Осуществление знания-добродетели заключ. в создании идеального гос-ва, подобного рациональному миру идей. Аристотель дополнил филос. методологию силлогистикой (учением о логич. умозаключениях) и разработал осн. положения дедукт. логики. В отличие от Платона, идеи у Аристотеля явл. активной формой, осуществление к-рой в чувственно-вещест. мире (энтелехия) порождает конкрет. единич. вещь. Осуществление высшей формы - перводвигателя, управляющего миром в соотв. с учением о коаеч. причине, явл. целью челов. и природного бытия. Философия Аристотеля охватывала все области природы и всю сферу знания. Его последователи перипатетики (Феофраст, Ликон, Стратон) занимались разработкой науч. наследия Аристотеля и углублением его физ. исследований. Философы платоновской Академии под влиянием пифагореизма пришли к учению о понятиях-числах (Спевсипп, Ксенократ), а затем абсолютизация техники диалект, споров привела их к скептицизму (Аркесилай, Карнеад). Для философии эллинизма характерно преобладание учений стоиков, скептиков и эпикурейцев. Стоическое положение об огненном космосе-организме, управляемом Логосом-судьбой при помощи всеобщего закона, выражало идею равенства судеб людей и богов и их зависимость от заведомо непостижимых субстанций. Поэтому гл. этич. тезисом стоиков стало учение о бесстрастном и равнодушном философе-мудреце, приемлющем все мировые коллизии с одинаковым безразличием. Учение скептиков (Пиррон) исходило из противопоставления реал, чувствен, мира философии умозрительных понятий, отрицая всякую возможность догматических концепций. Философия Эпикура развивала атомистическую теорию Демокрита, перенося ее на человека. Сцепление атомов происх. в результате их самопроизвольного отклонения и отождествляется с проявлением свободы воли человека. Естеств. самопроизвольное устремление человека - это стремление к наиб, наслаждению, непрерывная цепь к-рых обеспечивает блаженство - гл. цель челов. жизни. В поздн. стоицизме (Сенека Младший, Эпиктет, Марк Аврелий) возрастает роль морально-дидакт. учений, провозглашавших самоценность добродетелей, что сближало их с ранним христианством. В нач. III в. н. э. усиливается кризис Ф. а., вызванный наступлением христ. теологии (Тертуллиан) и внутр. оскудением филос. проблематики осн. эллинистических учений. Систематизация идей Платона на основе аристотелевской логики привела к возникновению неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл), посл. крупного направления Ф. а. Мир чувственный и умопостигаемый трактовался неоплатониками как следствие эманации запредельного Единого-Бла-га, порождающего Мировой Ум и Мировую Душу, к-рые, в свою очередь, создают чувственно-обществ. многообразие и в самом конце - безвидную материю (мрак), символизирующую мировое угасание. Цель челов. души состоит в .возвращении к Единому-Благу и слиянии с ним. Ф. а. сыграла громадную роль в развитии христ. теологии: стоическим и платоническим влиянием проникнуто учение Оригена о Логосе, учение о троичности, об экстатическом приобщении души к благу, концепция Августина, изложенная в его соч. «О Граде Божьем»; обаяние антич. философии и антич. образа жизни оказалось непреодолимым для Климента Александрийского и Иеронима. Ф. а. послужила фундаментом всего послед, развития обществ, сознания Европы, определила направления религ. проблематики философии средневековья (номинализм и реализм) и Нового времени (эмпиризм и рационализм).
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)