ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основного направления исторического процесса, раскрывающий методы его познания.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Философия истории
Первые в Греции серьезные попытки осмысления истории (понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером) были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о «Пяти веках», суть которой заключалась в постепенном отдалении от идеальных условий золотого века (близость человека к богам, бездеятельная жизнь в гармонич. обществе). Эта концепция, отражающая определ. социальный опыт (Гесиод был выразителем настроений мелких земледельцев), во время расцвета полисов противопоставлялась концепции прогресса, т. е. восхождения человечества от примитивных начал ко все более высоким ступеням культурного развития. Согласно Протагору и Демокриту, о прогрессе культуры (в широком смысле) свидетельствует развитие техники, являющееся одновременно и степенью развития человеч. способностей. Античные концепции прогресса в отличие от аналогичных концепций нового времени в большей степени были ориентированы на уже достигнутые в прошлом результаты, чем на совершенствование в будущем. Достигнутый уровень технологии и жизненного уклада (в условиях сравнительно мало развитого товарного хозяйства и рабовладения) рассматривался в общем как достаточный. Отдельные элементы софистич. и демокритовской Ф. и. были восприняты Платоном, но интерпретировались в релятивистском духе (при гармоничном сочетании с мифами о Золотом веке). Согласно учению об идее, создание нового и соответственно прогресс исключаются, поскольку существует лишь подражание вечным прообразам. Подобно Платону, Аристотель выступил с концепцией вечного круговращения, согласно которому катастрофы в природе отбрасывают человечество на более ранние ступени развития. В эпоху эллинизма демокритовская теория прогресса испытала дальнейшее развитие в эпикуреизме. Лукреций отмечает творч. силы человеч. духа, выражающиеся в развитии техники, науки и искусства, но в стремлении к постоянному совершенствованию внешних условий существования видит опасность для этич. идеала — атараксии (душевный покой). Посидоний констатирует моральный декаданс в условиях технич. прогресса. Виднейший представитель христианской Ф. и. Августин рассматривал историю человечества как осуществление божеств, предначертаний, христианская наука достигла на этой основе (в противоположность теории циклов) закона прямолинейного развития с начальным и конечным пунктом (хилиазм). Существ, элементы философско-историч. рефлексии образовались в античной историографии. Довольно рано стали подниматься вопросы о складывающихся силах историч. развития, с этими вопросами были связаны попытки постичь определ. закономерности в историч. процессе. Если для Геродота все историч. процессы направляются единой божьей властью, которая определяет действия всех народов и отдельных индивидуумов, то Фукидид исходит из неизменной природы человека, основы историч. развития, приводящей к тому, что определ. события и положения повторяются постоянно. Вытекающая отсюда цель историч. трудов — наставление будущих поколений — принята также Полибием. Подход к универсально-историч. наблюдениям, характерный и для Посидония, сводится к объяснению мировой истории с телеологич. позиций, истолкованию ее как процесса, который происходит в разных местах, независимых друг от друга, но по единому плану. Вероятно, исходя из взглядов Посидония о роли морального упадка в историч. процессе, Саллюстий пытался объяснить разложение рим. общества в конце республиканского периода упадком нравов. Тацит также видел движущие силы историч. развития в нравств. решениях. Характерным для истолкования истории в Риме является т. н. теория жизненных возрастов, которая пыталась уложить историч. процесс в возрастную схему: детство, юность, зрелость, старость (у Сенеки Младшего, у Флора, в «Истории Августов», у Аммиана Марцеллина). Философско-историч. концепции античности оказывали на новое время сильное влияние, которое прослеживается в теориях возрастов от Бэкона до Гегеля. Античные авторы (особенно Лукреций) влияют также на теории прогресса эпохи Просвещения. Мысли о цикличности можно встретить у Макиавелли и Вико, позднее у буржуазных теоретиков Шпенглера и Тойнби.

Источник: Словарь античности. 1989

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
1) дисциплина, задачи которой заключаются в исследовании первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания; в рассмотрении этих основных начал в единстве бытия и знания; в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса (2); 2) одна из форм теоретического отношения к истории, связанная с разработкой теории исторического процесса и рефлексией относительно природы исторического познания (3); 3) часть социальной философии, занимающаяся проблемами онтологии и эпистемологии истории (4). Существуют различные представления о том, что такое Ф. и., каков ее предмет и структура. В конце XIX - начале XX в. под философией истории подразумевали: 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого-либо народа, какойлибо эпохи; 2) философское исследование общих законов исторического процесса, отвлеченно взятого; 3) философскую теорию исторического знания; 4) практические уроки морального либо политического характера, которые могут быть извлечены из истории (1).
В настоящее время выделяются два типа философии истории, которые в западной философской традиции получили название спекулятивной философии истории и критической философии истории. Спекулятивная Ф. и., занимаясь разработкой априорных исторических теорий, стремится отыскать в истории некие скрытые значения и смыслы, недоступные историкам-профессионалам. Критическая Ф. и., разрабатывая теории исторического познания, стремится ответить на вопросы о том, как возможно знание о прошлом и как соотносятся друг с другом язык историка и само прошлое.
В отечественной философской традиции, более склонной к разработке различных концепций истории, спекулятивная Ф. и. получила название историософии. Иногда в отечественной литературе в качестве эквивалентов спекулятивной философии истории используются понятия историологии как номологической теории исторического процесса и историософии как системы деонтологического знания, раскрывающего цель или смысл истории. Некоторые исследователи, рассматривая историософию и эпистемологию истории как разновидности философии истории, считают, что историософия занимается сущностным содержанием и смыслом истории; историческая же эпистемология имеет дело с историческим знанием и познанием.
В более расширительном толковании историософию иногда рассматривают и как теорию исторического процесса, и как теорию исторического познания, т. е. отождествляют с философией истории.
В историческом контексте различают классический, неклассический и постнеклассический типы философии истории. При этом одни исследователи, исходя из стилей европейского философского мышления, считают, что основой классической философии истории выступает «субстанция как субъект»; неклассической - «субъективизация логического»; постнеклассической - «историчность субъективного» (5). Другие исследователи, исходя из предметной специфики, полагают, что в классической философии истории онтологическая и эпистемологическая проблематики являются равноправными. В неклассической философии истории доминирует онтологическая проблематика, а эпистемологическая является вторичной. Постнеклассическая философия истории ставит в центр исторического познания текст, понимаемый как текст исторического нарратива (4). Современная Ф. и. - это философская дисциплина, в рамках которой осуществляется производство, хранение и распространение фи лософских знаний, связанных с изучением или осмыслением исторической реальности. В настоящее время сложилось двоякое понимание сущности философии истории. Одно из них сформировалось в русле номологического, или научно-трансдисциплинарного, подхода, другое - деонтологического, или нормативно-ценностного подхода.
В рамках номологического подхода целью философии истории является разработка исторических метатеорий онтологического и гносеологического характера. Исторические метатеории онтологического характера - это научные теории, в целом объясняющие законосообразность истории как реальности, ее строение и развитие. Исторические метатеории гносеологического характера - это научные теории, объясняющие целесообразность исторического познания как процесса и когнитивной деятельности. В развитии метатеорий исторического познания можно выделить две тенденции: одна из них связана с разработкой теорий рассудочно-рационального характера, направленных на реконструкцию исторической реальности; другая - с разработкой теорий экзистенциально-антропологического характера, ориентированных на ее конструирование. В рамках деонтологического подхода цель философии истории - разработка исторических концепций, осмысливающих историю как целостность и возможности ее познания в контексте различных ценностных ориентаций. Исторические концепции, осмысливающие историческую реальность представляют собой системы исторического знания не только о сущем, но и должном. Исторические концепции разрабатываются не только для того, чтобы понять историческую реальность, но и придать ей смысл и тем самым поставить историю под свой контроль. Нормативность философии истории деонтологического характера состоит в том, что она конструирует универсальное историческое бытие, которое противопоставляется исторической реальности как идеальное и, соответственно, желательное и то же время возможное в прошлом.
Лит.: КареевН. Философия истории// Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html [февраль, 2014]; Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1999; Кимелев Ю. А. 4) Философия истории: системно-исторический очерк // Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М.: «Аспект Пресс», 1994; Кукарцева М. А., Мегилл А. Философия истории и историология: грани совпадения // История и современность. 2006. №2; СергейчикЕ. М. Философия истории. СПб.: Издательство «Лань», 2002. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
раздел философии, связанный с интерпретацией ист. процесса и ист. познания. Содержание и проблематика Ф. и., стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старейшей из всех теоретич. дисциплин истории, существенно изменялись в ходе ее развития.

Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Антич. мышлению была чужда мысль о смысле и направленности ист. процесса как целого. В ср.-век. теологической Ф. и. (иногда называемой историософией) (Августин и др.) гл. движущей силой истории считалось внеисторич. божеств. провидение (люди - только актеры драмы, автором к-рой является бог), а сама Ф. и. - производной от теологии. В борьбе с этой концепцией, начиная с эпохи Возрождения, формировалась светская Ф. и., значит. вклад в к-рую внесли Ж. Боден, англ. материалисты 17 в. и особенно Дж. Вико с его теорией ист. круговорота. Сам термин "Ф. и." впервые был употреблен Вольтером (одно из его ист. соч. носит назв. "La philosophie de l´histoire", 1765), имевшим в виду универсальное ист.-философское обозрение человеческой культуры. У Гердера ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", Tl 1-4, 1784-91) Ф. и. впервые рассматривается как научная отрасль, занимающаяся общими проблемами истории и призванная ответить на вопрос: существуют ли положительные и неизменные законы развития человеческого общества и если существуют, то каковы они. Ф. и. 18 - 1-й трети 19 вв. была по преимуществу теорией глобального ист. развития. В центре ее внимания стояла онтологич. проблематика: философы стремились определить цель, движущие силы и смысл ист. процесса. В этот период был выдвинут ряд плодотворных идей. Так, просветители 18 в. разработали понятие прогресса (Кондорсе), выдвинули идею о единстве ист. процесса (Гердер), заложили основы истории культуры, противополагаемой чисто политич. истории (Вольтер), обосновали мысль о влиянии на человека географич. и социальной среды (Монтескье, Руссо) и др. Нем. классич. философия, особенно Гегель, дает глубокую постановку проблемы свободы и необходимости, выступает против сведйния всемирной истории к хаосу случайностей и произволу "великих людей". Теория Гегеля была высшим этапом развития идеалистич. Ф. и. Он попытался представить историю как единый закономерный процесс, в к-ром каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Он подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы, а не только простое изменение. Однако ист. процесс для Гегеля - лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. Отсюда - абстрактность гегелевской Ф. и. и ее несостоятельность в объяснении конкретного хода истории. Для рационалистич. Ф. и. этого периода в целом была характерна спекулятивность, попытка вывести законы ист. развития из абстрактного филос. мышления. (См. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 305). История рассматривалась прежде всего в метафизич. плане, как сфера проявления трансцендентной, вне самой истории лежащей закономерности или судьбы. Сила, управляющая историей, могла называться по-разному: "Абсолютный дух" (у Гегеля), "Разум", "Естественный закон" и т. д. Но во всех случаях эта сила остается внеисторической: она проявляется в истории, но не создается в ней. Даже рассматривая имманентные силы ист. процесса, философы не могли освободиться от метафизич. их трактовки. Особенно крайние формы конструирование истории по априорному логич. плану приобрело в немецкой классич. философии.

Эта спекулятивность вызвала острую критику со стороны позитивизма, к-рый пытался заменить Ф. и. в качестве теоретич. дисциплины истории социологией, а эту последнюю превратить в "положительную науку" о законах развития и функционирования человеческого общества. Однако позитивизм не преодолел идеализма и априоризма (нашедших, напр., выражение в конструировавшихся О. Контом трех стадиях обществ. развития, соответствующих стадиям мышления). Натурализм позитивистского мышления был глубоко антиисторичен и пренебрегал конкретной историей. Человеческая деятельность снова оказывалась не источником, а только продуктом действий каких-то внеисторич. факторов (природная среда, неизменные "человеческие потребности" и т. п.). Отсюда - острый конфликт уже в 19 в. между позитивистской социологией и историографией.

Задача преодоления идеалистич. Ф. и. в конечном счете сводилась, как писал Ф. Энгельс, к открытию "... общих законов движения, которые в качестве господствующих прокладывают себе путь в истории человеческого общества" (там же). Эта задача была выполнена К. Марксом. Материалистическое понимание истории устраняет из истории все сверхъестественное, внеисторическое. По Марксу, люди сами творят историю, будучи одновременно и актерами и авторами своей всемирно-ист. драмы. Но люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих человеческих поколений, будучи объективированы в определенном уровне развития производит. сил, в производств. отношениях и т. д., предстают перед каждым новым поколением как нечто данное, от его воли не зависящее, как объективные условия его деятельности. Сами обществ. стремления и идеалы суть определенные тенденции развития реальной действительности. Т. о., обществ. деятельность одновременно и детерминирована, и свободна, поскольку история невозможна без сознат. усилий и борьбы, в ходе к-рой идеальные стимулы и цели превращаются в объективные условия. Эта сторона марксистской Ф. и. была развита в новых ист. условиях В. И. Лениным, показавшим диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора, подчеркнувшего значение творческой инициативы масс, классов, партий. Материалистич. понимание истории означало радикальное преодоление спекулятивной Ф. и. Философия больше не претендует на то, чтобы нарисовать априорную схему всемирно-ист. развития. Изучение прошлого не может обойтись без определенных теоретич. предпосылок, однако "... эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала, - относится ли он к минувшей эпохе или к современности, - когда принимаются за его действительное изображение" (там же, т. 3, с. 26). Это требует от историка самостоятельного философского мышления: он не просто иллюстрирует взятые из философии готовые принципы, а творчески применяет диалектико-материалистич. метод исследования к своему специфич. материалу; историки вносят свой вклад в разработку филос.-историч. проблематики.

В бурж. обществоведении 2-й пол. 19 в. традиционная метафизич. и онтологич. Ф. и. постепенно теряет свое былое значение. Онтологич. проблематика, вопросы теории ист. процесса отходят к др. обществ. наукам, прежде всего к социологии, к-рую позитивизм стремился максимально эмансипировать от философии. Но позитивистская социология не была ориентирована на нужды ист. исследования. Образовавшийся интеллектуальный "вакуум" историки вынуждены были заполнять сами, используя элементы различных, часто несовместимых друг с другом, философских систем. Борьба развертывалась между позитивизмом и традициями нем. романтич. историографии (школа Л. Ранке и др.). Кризис позитивистского эволюционизма в кон. 19 - нач. 20 вв. способствовал возрождению различных вариантов теории ист. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Метафизич. проблема смысла истории остается центр. проблемой Ф. и. неотомизма (Ж. Маритен, А. Демпф и др.) и др. течений христианской Ф. и. (Н. А. Бердяев, Р. Бультман, Р. Нибур и др.).

В кон. 19 в. в бурж. философии сложилась, в противовес прежней, классической, Ф. и. с ее онтологич. проблематикой, т. н. критич. Ф. и., выдвинувшая на первый план гносеологич. и логико-методологич. проблематику, анализ процесса и результатов ист. познания. В ней можно выделить 2 осн. течения: гносеологическое (в основном охватывает антипозитивистские течения бурж. философии кон. 19-20 вв.) и логико-методологическое (по преимуществу, неопозитивистское). Гносеологич. теория и критика ист. познания (направление, начало к-рому положил В. Дильтей) не ограничивается рамками собственно историографии - она анализирует ист. сознание в широком смысле слова. Так, у Б. Кроче теория историографии - лишь одно из проявлений "философии духа"; в экзистенциализме Ф. и. выступает как один из аспектов "философии человека"; неокантианская концепция истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) тесно связана с философией ценностей (см. Неокантианство). Осн. пафос этих теорий - в утверждении предметной, гносеологич. и методологич. специфичности истории, ее отличий от естествознания и "натурализованных" обществ. наук, особенно социологии. Эта критика была заострена не только против позитивизма, но и против марксизма. Она способствовала дальнейшему отделению ист. исследования от теоретич. обществ. наук.

"Аналитическая" Ф. и., связанная с позитивистской традицией, ограничивает свои задачи логико-методологич. исследованием существующей историографии, считая, что задачи философии не предписывать правила ист. метода, а лишь описывать и анализировать реальную исследовательскую процедуру и объяснительные приемы историка (см. об этом направлении в ст. Неопозитивизм).

В системе совр. марксистской науки философско-ист. проблематика разрабатывается преим. в рамках исторического материализма, к-рый в известном смысле и есть марксистская Ф. и. (поскольку он исследует общие принципы и категории интерпретации истории, проблему объективности и критерии истины общественно-ист. познания и т. д.), а также в рамках логики науч. исследования (логич. специфика ист. метода, виды и формы ист. описания, структура ист. объяснения и т. п.) и, наконец, в рамках самого ист. исследования (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретно-ист. понятий и т. д.).

Марксистско-ленинская Ф. и. развивается в борьбе с реакц. направлениями совр. бурж. Ф. и., отрицающими объективные закономерности ист. развития, ист. прогресс, объективность ист. познания и т. д. См. также статьи Историография, История, Исторический материализм, Методология истории.

Лит.: История и социология, М., 1964; Кон И. С., Проблема истории в истории философии, в сб.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, в. 4, Томск, 1966; Kon I. S., Die Geschichtsphilosophie des 20. Jahrhunderts, 2 Aufl., Bd 1-2, В., 1966; Вайнштейн О. Л., Теоретические дисциплины истории, в сб.: Критика новейшей бурж. историографии, Л., 1967; Маркарян Э. С., Очерки теории культуры, Ер., 1969; Gardiner P. (ed.), Theories of history, Glencoe, (Illinois), (1959); Meyerhoff H. (ed.), The philosophy of history in our time, N. Y., 1959; Danto А. С, Analytical philosophy of history, Camb. (Mass.), 1965; Hook J. (ed.), Philosophy and history, N. Y., 1963.

И. С. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.24 мб

Философия истории

Дзевенис Анатолий Александрович
Философия истории является одной из наиболее важных частей философии. Главное в философии истории - познание направленности исторического движения, его закономерностей.
Читать PDF
255.49 кб

Философия истории

Арон Р.
Читать PDF
92.59 кб

Философия и ее история

Тейлор Чарльз
Читать PDF
435.06 кб

Философия истории Далана

Бурцев Анатолий Алексеевич
Далан по праву считается основоположником исторического романа в якутской литературе. Ему были знакомы исторические произведения европейских и американских романтиков. Подобно В.
Читать PDF
185.13 кб

О конце истории философии

Свасьян К.
Читать PDF
473.78 кб

История философии и логика

Рута Владимир Дмитриевич
Статья посвящается реализации идеи единства философских систем, первых принципов и методов античной философии посредством диалектической реконструкции учений Парменида, Гераклита и Демокрита.
Читать PDF
198.92 кб

Проблемы философии истории

Зиммель Г.
Читать PDF
340.83 кб

Гегель и философия истории

Гобозов Иван Аршакович
В творчестве Г. В. Ф. Гегеля большое место занимает философия истории. В статье приводится гегелевская характеристика прежних историографических течений, а затем анализируется его собственная философия истории.
Читать PDF
553.96 кб

История в зеркале философии

Межуев В.М.
В статье философия истории рассматривается со стороны не только своей ме тодологической и эпистемологической функций в историческом познании, что характерно для большинства современных работ на эту тему, но и своего значе ния как
Читать PDF
302.99 кб

Маркс как историк философии

Джохадзе Давид Викторович
Читать PDF
1.76 мб

«Символ» в истории философии

Третьякова Ирина Александровна
Читать PDF
64.26 кб

Философия. Культура. История

Шиян Анна Александровна, Шиян Тарас Александрович
Читать PDF
1.41 мб

Философия истории Т. Карлейля

Смоленков Виталий Егорович
Читать PDF
449.69 кб

История современной философии

Колесников Анатолий Сергеевич
В статье раскрываются итоги развития философии в ХХ в. и положение современной философии после постмодерна.
Читать PDF
235.32 кб

Философия истории СПб. , 1908

Риккерт Г.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: