идеалистическое философское течение конца XIX—начала XX вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Наиболее адекватной формой познания «жизни» является символ. Для Ф. Ж. характерны иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др. Представители: Ф. Ницше, Л. Клзгес, Т. Лессинг, Л. Фробеииус, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ"
направление в бурж. философии 19-20 вв., рассматривающее все существующее как форму проявления жизни (т. н. изначальная реальность), к-рая, по мнению приверженцев этого направления, не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Возникло в 60-70-е гг. 19 в. как своеобразная реакция на методологич. установки позитивизма, отрицавшего за философией право на самостоят. решение проблем бытия. Представители "Ф. ж." (Ф. Ницше, Т. Лессинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет, О. Шпенглер и др.) претендовали на создание новой теории познания, основанной на интуиции, к-рая, по их мнению, одна только позволяет проникнуть внутрь познаваемого объекта, чтобы слиться с его индивидуальной, невыразимой в общих понятиях, природой. Интуитивное знание предполагало изначальное тождество субъекта и объекта, в основе к-рого лежит одно и то же жизненное начало. Т. н. исторический вариант "Ф. ж." акцентировал внимание на культурно-ист. опыте, интерпретируемом как непосредств. внутреннее переживание и проявляющемся в неповторимых уникальных ист. образах. Задача историка т. о. сводилась исключительно к изучению духовной культуры прошлого, прежде всего деятельности отдельных личностей. По существу единственным методом ист. познания признавалось: "понимание" или "вчуствование", т. е. как бы повторное переживание исследователем душевного состояния тех или иных ист. личностей. Все это вело к отрицанию самой возможности объективного ист. знания и законов обществ. развития. Характерный для "Ф. ж." культ аристократически-индивидуального творчества порождал дух элитарности (теории "духовной" и "физической" иерархии) и культ силы. В 20 в. многие принципы "Ф. ж." были заимствованы и развиты экзистенциализмом и персонализмом.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
течение в философии конца XIX - первой четверти XX в., выдвигавшее категорию «жизнь» как интуитивно постигаемую целостность, не тождественную ни духу, ни материи. В это течение входил широкий круг философов, социологов, историков - Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, О. Шпанн, Г. Зиммель, A. Бергсон, Ф. Степун. В дальнейшем это течение трансформируется в экзистенциализм, философскую антропологию, которые иногда включаются в «философию жизни» как более широкое течение.
Основоположником методологии исторического познания в рамках концепции «философии жизни» явился немецкий ученый B. Дильтей (1833-1911). Выступая против отождествления позитивизмом методов и форм естественнонаучного и исторического познания и базируясь на традициях немецкой исторической мысли в обосновании специфики способов постижения истории (В. Гумбольдт, И. Дройзен), В. Дильтей противопоставил «науки о природе» и «науки о духе» (включая историю) на основании различия в них субъектнообъектных отношений. Науки о природе, в которых человек изучает противоположный ему объект, использует, согласно Дильтею, рациональный метод объяснения, включающий анализ и синтез, индукцию и дедукцию. В науках же о духе, в которых субъект имеет дело, с точки зрения немецкого мыслителя, с тождественным ему объектом (человеком и человеческим обществом), применяется иррациональный метод понимания, основанный на непосредственном сопереживании человеку прошлого, вживании в его духовно-психологические процессы. Метод понимания по Дильтею, прежде всего, базируется на интуиции историка и сближает процесс исторического познания с познанием художественным. Широкое распространение течение «философии жизни» в исторической мысли получило после Первой мировой воны. Этому способствовал выход в свет в начале 1918 г. книги О. Шпенглера «Закат Европы», само название которой было созвучно катастрофе. Шпенглер противопоставил изучение следственных связей и законов в естественных науках постижению судьбы как основной категории в истории. По мнению немецкого мыслителя, судьбу нельзя объяснить, ее можно только чувствовать. А основным методом постижения прошлого у Шпенглера был так называемый физиогномический метод, по существу совпадающий с методом понимания Дильтея. После Первой мировой войны и Октябрьской революции тенденцию к выдвижению на ведущие позиции течение «философии жиз ни» обнаруживается и в исторической мысли России.
Методологическую концепцию В. Дильтея и его метод понимания считали важнейшим достижением исторической мысли Л. П. Карсавин, С. Л. Франк. Вместе с тем, если у Дильтея метод понимания носил субъективноиррациональный характер, то у русских мыслителей - сверхрациональный или трансрациональный характер, поскольку дееспособность такого метода у них была опосредована Абсолютом (С. Л. Франк) или непосредственно Богом (Л. П. Карсавин). В связи с этим, в концепции русских представителей течения «философии жизни» метод понимания, называемый «вчувствованием», «сопереживанием», «живым знанием», давал возможность постичь необходимые исторические связи (Л. П. Карсавин), построить «теоретическое, обобщающее, объективное обществоведение». Л и т Дыльтей В. Описательная психология. М., 1924; Шпенглер О. Гибель Европы. М., 1923; РиккертГ. Философия жизни. Пб., 1922; Карсавин Л. 77. Введение в историю. Пб., 1920; ФранкС. Л. Очерк методологии общественных наук. Пб., 1922; Рамазанов С. П. Кризис российской историографии начала XX века. Ч. II. Волгоград, 2000. С. П. РАМАЗАНОВ
Основоположником методологии исторического познания в рамках концепции «философии жизни» явился немецкий ученый B. Дильтей (1833-1911). Выступая против отождествления позитивизмом методов и форм естественнонаучного и исторического познания и базируясь на традициях немецкой исторической мысли в обосновании специфики способов постижения истории (В. Гумбольдт, И. Дройзен), В. Дильтей противопоставил «науки о природе» и «науки о духе» (включая историю) на основании различия в них субъектнообъектных отношений. Науки о природе, в которых человек изучает противоположный ему объект, использует, согласно Дильтею, рациональный метод объяснения, включающий анализ и синтез, индукцию и дедукцию. В науках же о духе, в которых субъект имеет дело, с точки зрения немецкого мыслителя, с тождественным ему объектом (человеком и человеческим обществом), применяется иррациональный метод понимания, основанный на непосредственном сопереживании человеку прошлого, вживании в его духовно-психологические процессы. Метод понимания по Дильтею, прежде всего, базируется на интуиции историка и сближает процесс исторического познания с познанием художественным. Широкое распространение течение «философии жизни» в исторической мысли получило после Первой мировой воны. Этому способствовал выход в свет в начале 1918 г. книги О. Шпенглера «Закат Европы», само название которой было созвучно катастрофе. Шпенглер противопоставил изучение следственных связей и законов в естественных науках постижению судьбы как основной категории в истории. По мнению немецкого мыслителя, судьбу нельзя объяснить, ее можно только чувствовать. А основным методом постижения прошлого у Шпенглера был так называемый физиогномический метод, по существу совпадающий с методом понимания Дильтея. После Первой мировой войны и Октябрьской революции тенденцию к выдвижению на ведущие позиции течение «философии жиз ни» обнаруживается и в исторической мысли России.
Методологическую концепцию В. Дильтея и его метод понимания считали важнейшим достижением исторической мысли Л. П. Карсавин, С. Л. Франк. Вместе с тем, если у Дильтея метод понимания носил субъективноиррациональный характер, то у русских мыслителей - сверхрациональный или трансрациональный характер, поскольку дееспособность такого метода у них была опосредована Абсолютом (С. Л. Франк) или непосредственно Богом (Л. П. Карсавин). В связи с этим, в концепции русских представителей течения «философии жизни» метод понимания, называемый «вчувствованием», «сопереживанием», «живым знанием», давал возможность постичь необходимые исторические связи (Л. П. Карсавин), построить «теоретическое, обобщающее, объективное обществоведение». Л и т Дыльтей В. Описательная психология. М., 1924; Шпенглер О. Гибель Европы. М., 1923; РиккертГ. Философия жизни. Пб., 1922; Карсавин Л. 77. Введение в историю. Пб., 1920; ФранкС. Л. Очерк методологии общественных наук. Пб., 1922; Рамазанов С. П. Кризис российской историографии начала XX века. Ч. II. Волгоград, 2000. С. П. РАМАЗАНОВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.