ФИЛОСОФИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Философия
лат. philio – люблю + греч. sophia – мудрость) – форма общественного сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особого знания ее выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе. В процессе исторического развития сформировалась как самостоятельная система знаний, родственная мировоззрению.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ФИЛОСОФИЯ
любомудрие — форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир и место в нем человека. Исследует познавательные, социально-политические, ценностные этические и эстетические отношения человека к миру. Наука о наиболее общих, существенных связях и отношениях человека к миру, законах развития природы, общества и человеческого мышления; выявляет взаимоотношения субъекта и объекта, решает вопрос о познаваемости мира, отношении мышления к бытию, материи и духа. Основные разделы Ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении философских проблем выделились противостоящие друг другу направления: диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Основное деление философов идет по линии материализм—идеализм, в зависимости от их отношения к основному вопросу философии, имеющего две стороны: во-первых, признанию первичности материи или сознания, во-вторых, ответу на вопрос о познаваемости мира. Марксизм-ленинизм в своей философской основе развивал теорию диалектического и исторического материализма. Ряд западных философов стоят на позициях неопозитивизма, прагматизма, экзистенциализма, персонализма, неотомизма и феноменологии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

философия
Деян 17.18; Кол 2.8)-поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и математик 6 в. до РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или «мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор 1.22) и ее расцвет приходится на 5 в. до РХ, когда жили Сократ, Платон, Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и наиболее древними, возможно, являются индийские мудрецы, но ни одна система и ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями: эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя, пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Ин 14.6; Кол 2.3). В Кол 2.8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое обольщение». (См. Греция)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ФИЛОСОФИЯ
Кол 2:8,17:18; любовь к мудрости) — наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда — исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности. Св. Писание внушает и одобряет употребление разума и знания (Прит 3:13-18, 8:10,11, Прем. Солом. 6:20, Сир 6:18-37). В Новом Завете сам Господь, пришедший просветить род человеческий, сравнивая ум наш с телесным зрением и неведение с мраком и слепотою, ясно дает видеть важность умственного образования (Лк 11:33-36, Ин 12:35,46, Мф 15:14). Он обличал только ложную мудрость и заблуждения человеческие, но не истинное знание (Лк 11:52, Мф 22:29). Апостолы внушали верующим, чтобы они не были детьми по уму, но были совершенными (1Кор 14:20) и молились, чтобы они избыточествовали в разуме и во всяком чувстве, чтобы узнать лучшее (Филип. 1:9,10). История Церкви свидетельствует, что многие из отцов и учителей Церкви обладали глубокими и обширными познаниями в философии, истории, естественных и других науках (Иустин муч., Климент Александр., Василий Великий, Григорий Богослов и др.). Но все попытки разума в достижении истины знания, в решении высших задач, во всех изысканиях своих без света Божественного Откровения, вне учения Церкви, не только недостаточны, не полны и односторонни, но иногда совершенно ложны и разрушительны. Примеры сего видим в самых знаменитых философах Греческих. Сократ и Платон, веруя в единого Бога, допускали многих низших богов, учили чтить богов отечественных и не изменять народной религии. Сократ сомневался в бессмертии души. Платон искажал истину бессмертия учением о переселении душ. Аристотель признавал вечность материи. Зенон подчинял Бога и человека судьбе. И между новейшими философами, к сожалению, встречаются и материалисты, и атеисты и пр. Вот это и есть та ложная философия, о которой великий учитель языков говорит: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлекся философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира а не по Христу” (Кол 2:8). Где начало и корень этой ложной философии? Болезненная любовь к новизне несомненно увлекает человеческий разум и к ереси. Поистине люди часто забывают величественно трогательные слова Спасителя о детях: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф 18:3 и след.).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ФИЛОСОФИЯ
Первым популярным учебником по марксистской философии стал специально написанный И.В. Сталиным 2‑й параграф «О диалектическом и историческом материализме» для IV главы «Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, изданной в 1938.
Подготовкой к написанию этого произведения по существу были лекции «Об основах ленинизма» (1924) и работа «К вопросам ленинизма» (1926). В них И.В.Сталин изложил «то особенное и новое в трудах Ленина, что внес Ленин в общую сокровищницу марксизма и что естественно связано с его именем». Характеризуя роль Ленина в философии, Сталин подчеркивал: «Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина, и всесторонней критики антиматериалистических течений среди марксистов. Энгельс говорил, что «материализму приходится принимать новый вид с каждым новым великим открытием». Известно, что эту задачу выполнил для своего времени не кто иной, как Ленин, в своей замечательной книге «Материализм и эмпириокритицизм». Известно, что Плеханов, любивший потешаться над «беззаботностью» Ленина насчет философии, не решился даже серьезно приступить к выполнению такой задачи».
В беседе с работниками философского фронта (8 декабря 1930) И.В.Сталин раскрыл подлинную роль В.И.Ленина в дальнейшем развитии марксизма. Сталин поставил задачу глубокого изучения ленинского этапа в развитии диалектического материализма, вместе с тем раскрыл суть философских и политических ошибок Г.В. Плеханова.
В «Кратком курсе истории ВКП(б)» И.В.Сталин показал, что именно В.И. Ленин добился соединения марксизма с рабочим движением в России. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И.Ленин защитил теоретические основы марксизма – диалектический и исторический материализм, разоблачил всех и всяких ревизионистов и перерожденцев.
На такой солидной теоретической базе была создана И.В.Сталиным работа «О диалектическом материализме».
Диалектический материализм означает, что его подход к явлениям природы, его метод изучения этих явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимания явлений природы, его теория – материалистической.
Диалектический материализм исходит из признания материи единственной основой мира, всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, движения и развития мира в результате действующих в нем самом внутренних противоречий. Сознание диалектический материализм рассматривает как свойство высокоорганизованной формы движения материи, отражение объективной реальности. Диалектический материализм обосновывает и отстаивает принцип познания и преобразования мира.
Важным элементом формирования диалектического материализма является выработка диалектико‑материалистического взгляда на ход общественного развития и его законы. Исторический материализм показывает, что реальным базисом человеческого общества является способ производства материальных благ – производительные силы и складывающиеся на их основе производственные отношения, которым соответствует определенная политическая и идеологическая надстройка. Исторический материализм доказывает, что подлинным творцом истории являются трудящиеся массы, производящие материальные блага. Исторический материализм обосновывает закономерность социальной революции, как форму перехода от одной общественно – экономической формации к другой, перехода от одного строя к другому.
И.В.Сталин доходчиво изложил основные принципы научного философского мировоззрения, одной из важных составных частей марксистско – ленинского учения.
В последующем И.В.Сталин внес много важных положений в учение Маркса‑Ленина. Это проблема построения социализма в СССР в условиях капиталистического окружения. Это задачи всенародной Отечественной войны против фашистской Германии. Это понимание возникновения марксизма как революции в философии. Это вопросы языкознания. Это экономические проблемы социализма в СССР. И многие другие актуальные вопросы, которые получили глубокую теоретическую разработку в трудах И.В. Сталина и. тем самым, явились творческим развитием марксистско‑ленинского учения.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Философия
(греч. любовь к мудрости, к знанию). Термин «Ф.» восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием «Ф.» в смысле, близком к совр. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретич. картину мироздания, сколько всеобщее правило практич. жизнедеятельности. Ионийская натурфилософия. Падение власти родовой аристократии и подъем земледельцев, торговых слоев общества, а также ремесленников, получивших политич. оформление сначала в институте тирании, а затем рабовладельч. демократии, явились благоприятной предпосылкой возникновения европ. Ф. На первых порах она развивалась в рамках идеологии этих новых слоев общества, которые были заинтересованы в развитии как Ф., так и отдельных наук. Кроме того, благодаря выгодному географич. положению Ионии она имела обширные сухопутные и морские связи с высокоразвитыми странами Востока и Средиземноморья. Оттуда Ф. получала многочисл. стимулы для дальнейшего развития. Мореплавание и торговля сами по себе требовали астрономич. и географич. знаний. Расцвету философского мышления способствовало также развитие материального производства, отсутствие касты жрецов и религиозных догм, которые могли бы служить серьезным препятствием для формирования научной картины мира того времени. В 7 и 6 вв. до н. э. центром греч. культуры стала Иония. В Милете — одном из самых процветающих ее полисов — возникла ионийская натурфилософия. Ее представители пытались ответить на вопрос о том, что является неизменной первоосновой всего сущего, из которой все возникает и в которую все вновь возвращается. При этом мир они воспринимали как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду или влагу. Анаксимандр — апейрон («беспредельное»), а Анаксимен – воздух. Все трое принимали за основу мира материальную субстанцию, которую они полагали одушевленной (гилозоизм). Материалистич. и диалектич. взгляды ионийских натурфилософов выражены еще в достаточно наивной форме. Наряду с философскими вопросами они занимались также изучением астрономич., географич., геометрич. и других проблем. Сохранились свидетельства о политич. деятельности Фалеса. Из Ионии происходили также Пифагор, основатель собств. философской школы, Ксенофан, который считается основоположником Ф. элеатов, а также Гераклит. Пифагорейцы были первыми представителями философского идеализма. Основой всего сущего они считали числа и числовые отношения. В созданном ими религиозно-политич. союзе огромное внимание уделялось вопросам этики. Они внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Элеаты. Их наиболее ярким представителем стал Парменид, выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Множественность же вещей и их движение были, с его точки зрения, лишь видимостью и обманом органов чувств. Зенон и Мелис, исходя из парадоксальности этого тезиса, пришли к созданию своеобразной диалектики понятий. Пифагорейцы и элеаты представляли главным образом аристократич. слои греч. городов-государств. Гераклит и философы-материалисты 5 в. до н. э. В отличие от Ф. элеатов Гераклит видел сущность бытия в непрерывном изменении, которое происходит согласно всеобщему закону (логосу), в единстве и вечной борьбе противоположностей. Стихийный материализм Гераклита был неразрывно связан с его диалектикой. Подобно элеатам, Эмпедокл, Анаксагор и Левкипп также выдвигали тезис о наличии неизменной материальной основы всего существующего. Но вместе с тем они разделяли идею Гераклита о вечной подвижности и изменчивости реального мира, которую они объясняли соединением и разъединением элементов (Эмпедокл), гомеомерий (Анаксагор) или атомов (Левкипп). Подъем рабовладельч. демократии создал социально-экономич. основу для развития античного материализма. На смену Ионии и Юж. Италии, бывших осн. центрами развития Ф., пришли Афины, которые, одержав победу над персами, приобрели значительный политич. и духовный приоритет в Греции. Анаксагор был первым знаменитым философом, представлявшим афинскую философскую школу. Софистика. Развивающаяся рабовладельч. демократия непосредственно связана с подъемом обществ, жизни. Народные собрания, выборность правителей и законодательная основа жизни общества вызвали живой интерес к риторике, искусству доказательства, политике и праву. Все это одновременно явилось причиной отхода от натурфилософских проблем и выдвижения на первый план целого ряда антропологич., политич., этич. и других проблем. Софисты стали первыми, кто осознал необходимость их постановки, они же дали материал Аристотелю для его логики, т. е. науки о законах мышления. Развивая риторику, софисты внесли значительный вклад в повышение общего уровня образования свободных имущих слоев. Исповедуя учение о естеств. праве, они выступали главным образом против устаревших обществ, традиций, нередко впадая на этом пути в субъективизм и релятивизм. Сократ и сократики. Сократ усматривал свою осн. задачу в преодолении произвола в сфере понятий в процессе познания истины, ибо истинное познание, по его мнению, является предпосылкой нравств. образа действий, к которому должен стремиться каждый человек. Сократ верил в силу человеч. разума и логич. аргументации; его этика глубоко рационалистична. Хотя сам Сократ происходил из малоимущих граждан полиса, среди его учеников были выходцы из среды аристократии. Из т. н. сократовских школ мегарская (основана Евклидом) и, вероятно, также элидо-эретрийская испытали сильное влияние элеатов и софистов. И те и другие, однако, стремились к преодолению релятивизма. Значительное число приверженцев имело учение киренаиков, проповедовавших гедонизм, а также атеистич. воззрения, и киников, которые стремились к автаркии, т. е. внутр. независимости и самоудовлетворенности индивида, презирали достижения культуры и цивилизации и нередко вели нищенское существование. Негативным отношением к существующей культуре отличались и та и другая школы: философы — выходцы из бедных слоев населения — отвергали ее, ибо не могли пользоваться ее плодами, философы же, представляющие зажиточную часть общества, были намерены паразитировать на ней. Классические системы античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель). Демокрит, Платон и Аристотель, исходя из самых различных предпосылок, пытались обосновать философские системы, которые бы интегрировали как достижения натурфилософии, так и этики, логики, гносеологии, политики и эстетики, стремясь к дальнейшему их развитию. Демокрит — выдающийся материалист античности — распространил атомистику на все сферы объективной реальности и все области человеч. познания. Качеств, определенность мира явлений, данную человеку в его ощущениях, он объяснял различным положением, формой и сочетанием движущихся атомов. Истинную сущность мира, по мнению Демокрига, составляют атомы и пустота. Душа человека также состоит из очень подвижных огненных атомов. Эйдола (отпечатки образов предметов) воздействует на наши органы чувств, а через них — на атомы души. Согласно этике Демокрита, счастье, к которому стремится человек, состоит в «благом» состоянии души. Платон, главный «идейный» противник Демокрита, полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостигаемый мир истинного бытия. Этот истинный мир есть мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи — суть неподвижные, неизменные, вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится в постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. В своей теории государства, которая основана на учении о душе, Платон является идеологом реакционно-политич. строя, олигархич. режима Спарты, а точнее «казарменного коммунизма». Идейным противником, хотя отчасти и последователем, Платона был Аристотель — величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике Аристотеля, особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также суждением и выводом существует определ. . связь. Осн. роль Аристотель отводил методу индукции, требующему перехода от единичного к общему. В своей «первой Ф.» («Метафизика») Аристотель ввел всеобщий принцип соотношения между формой и материей. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавая ей определенность. Материя же сама по себе пассивна и составляет материал для формы. Задачей научного познания является познание формы. «Первая Ф.» Аристотеля, несмотря на некоторые материалистич. элементы, в целом носит идеалистич. характер. Принцип соотношения между формой и материей Аристотель пытался применить к конкретным областям знаний. Согласно его учению о человеке, душа — это форма тела, а разум — форма души (принцип, составивший основу его этики). Счастье как высшую цель человеч. устремлений человек находит в развитии своей природы, которая, собственно говоря, сводится к разуму. Этич. добродетели зиждутся на разумном действии, дианоэтич. — на разумном мышлении. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Нравств. воспитание граждан является осн. задачей государства. Только в обществе себе подобных человек, будучи «политич. существом» (zoon politikon), может достигнуть нравств. совершенства. Аристотель считал, что деление общества на свободных и рабов во многом определяется самой природой людей, что в принципе неверно. В области естествознания Аристотель также выдвинул ряд важных для своего времени идей. Эллинистическая философия (эпикурейцы, стоики, скептики). После Аристотеля в обществ, жизни Греции произошли значительные перемены. Под властью Македонии греч. города-государства утратили свою былую самостоятельность и в конце концов отошли к Римской империи. Жесточайшие войны и обществ, катаклизмы породили в сознании как отдельного человека, так и всего общества чувство неуверенности. Афины утратили свое политич. значение. Свободные граждане, ранее бывшие политически активными членами общества, были отстранены от политич. деятельности. Утрата политич. самостоятельности полиса привела к возникновению нового типа мышления — космополитич. Многие обратились к Ф. как средству утешения и исцеления. Вслед за философскими системами общего характера стали возникать философские учения, в которых преобладала этич. проблематика. Осн. адресатом этой Ф. стал отдельный индивид, хотя Стоя и Эпикур занимались также изучением вопросов физики и логики. Место социальной этики — исключение составляли лишь киники и киренаики — заняла этика индивидуальная. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутр. покою. В то же время происходил бурный процесс развития отдельных наук, особенно в Александрии. Однако центром Ф. долгое время оставались Афины, сохранившие последние признаки былого величия. Кроме школы поздних перипатетиков, следует назвать также эпикурейцев. Эпикур был продолжателем атомизма Демокрита. Его теория познания является разновидностью сенсуализма, а естественнонаучные взгляды опираются на атомизм. Величайший материалист периода эллинизма Эпикур внес в атомистич. учение важное изменение: свободно двигаясь в пустом пространстве, атомы немного отклоняются от прямой. Это беспричинное отклонение косвенно обосновывало свободу воли человека. По Эпикуру, высшим благом для человека является наслаждение, но наслаждение скорее духовное, чем чувств, и более продолжительное, чем краткое удовольствие (или неудовольствие). Именно эти критерии определяют соответствие (или несоответствие) того или иного явления человеч. природе. Политич. деятельности Эпикур предпочитал отношения дружбы, столь характерные для античного мира. Целью его учения было избавление человека от страха перед богами и смертью. Ф. Эпикура получила блистательное поэтич. воплощение в произведениях Лукреция. Большое значение, в т. ч. и для образованных римлян, имела Ф. стоиков, которая со временем все более приобретала религиозный характер. Т. к., согласно учению стоиков, истинная нравственность, являющаяся венцом человеч. устремлений, невозможна без истинного познания, они придавали большое значение теории. В теории познания они склонялись к сенсуализму, а в физике — к материализму. В своих телеологич. воззрениях стоики сближались с перипатетиками и платониками и резко выступали против Эпикура. В учении 6 душе они придерживались идеалистич. идеи о ее бессмертии. Высшую цель человеч. жизни стоики усматривали в добродетели, которая, по их мнению, состояла в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Утопич. теория о мировом государстве соответствовала их космополитич. учению. Третьим значительным направлением в Ф. после Аристотеля был скептицизм. Какое-то время скептицизм господствовал и в воззрениях платоновской Академии. Скептики (осн. представителями которых были Пиррон, Аркесилай, Карнеад и Энезидем), несмотря на разный способ доказательств, единодушно сходились в едином и главном принципе: т. к. истинное познание невозможно, то следует воздерживаться (epoche) от любого суждения, а отсюда — стремиться к апатии и атараксии. Здесь налицо явный отход от устоявшегося еще со времен Сократа тезиса, согласно которому познание является необходимой предпосылкой для достижения высшего блага и добродетели. Если же человек вынужден прибегать к каким-то действиям, то, согласно скептикам, достаточно следовать таким канонам, как вероятность, традиция и привычка. Наряду с этими школами, которые получили более или менее широкое распространение, а также наряду с Ф. эклектизма (в т. ч. Цицерон, Плутарх) продолжала существовать платоновская Академия и перипатетич. школа. Позднеантичная Ф. Для Ф. поздней античности характерно усиление религиозных мотивов. Распад Римской империи, неопределенность и безысходность положения всех классов, слоев общества и составляющих империю народностей привели к массовому обращению к религии. Стоики, киники, аристотелики. скептики, а также эклектики так или иначе занялись разработкой религиозных проблем. Исключение составлял лишь эпикуреизм. Что касается платоновской Ф., то она модифицировалась в неоплатонизм, ставший осн. течением позднеантичной Ф. Его возникновению предшествовало соединение идей греч., восточной и иудейской Ф. (Филон), а также неопифагореизма, отличавшихся сильным мистицизмом и поисками потустороннего. Основателем неоплатонизма стал Аммоний Сакк, а его известными представителями — Порфирий, Прокл и Плотин — наиболее яркая и самостоятельная фигура. Пифагорейские, вост., мистич. и платоновские элементы слились в неоплатонизме в единую идеалистич. систему, явившуюся своего рода эрзацем религии. Согласно неоплатоникам, из божеств, единого возникает духовный, из него — душевный, а из того в свою очередь уже физич. мир. Низшей ступенью бытия является материя, она же — не сущее и изначальное зло. Задача человека состоит в том, чтобы вновь найти путь к единому через отрешение от материального мира посредством нравств. очищения (катарсиса) и освобождение души от тела посредством аскезы. Соединение души с единым происходит при их мистич. слиянии в состоянии экстаза. Заключение. За всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная Ф. продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой Ф. истории. Античная Ф. в целом отличалась созерцательностью, а ее представители были, как правило, выходцами из имущих слоев общества. Существовало два гл. течения — материализм и идеализм. Для истории античной Ф. характерны теоретич. расхождения, представл. определ. школами или же отдельными философами, такими, например, как противоречие во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на Ф. и антропологич. Ф. («физики» и софисты или Сократ), на наслаждение и добродетель или аскетизм (киренаики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпикур), на каузальность и телеологию (Эпикур и Стоя) и другие. За ними не всегда можно усмотреть решение осн. вопроса Ф., а резкая, порой непримиримая борьба философских течений способствовала развитию самой Ф. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной Ф., стала и важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной Ф., в первую очередь Ф. материалистич. и философии Аристотеля, является всеобъемлющее и систематич. обоснование Ф. как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или по меньшей мере постановка) всех осн. философских проблем. Их влияние на становление последующей теоретич. мысли огромно.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.12 кб

Историческая наука и философия диалога культур

Кузнецов Дмитрий Михайлович
В статья рассматриваетсся вопрос о социальных функциях исторической науки. В результате их анализа выясняется, что большинство социальных функций истории не зависят от истиности или ложности ее утверждений.
Читать PDF
239.08 кб

Философия реформ в России и западной Европе: взгляды М. М. Сперанского

Александров Алексей Анатольевич
Читать PDF
416.50 кб

Роберт Фильмер и политическая философия абсолютизма периода поздней реставрации (1679-1689 гг. )

Эрлихсон И. М.
Читать PDF
457.63 кб

Философия истории американской новой социальной истории и ее знаниевые проблемы

Гульбин Г. К.
Показаны творческие идеи представителей американской новой социальной истории. Показаны некоторые особенности и черты их философии истории и конкретной исторической практики.
Читать PDF
0.00 байт

История и философия великой Кавказской войны (к вопросу о методологической концепции)

Гожев Кахун Магометович
В 2007 году в Москве и на Северном Кавказе широко отмечалось 450-летие сопряжения России и Кавказа, которое на официальном языке именовалось «вхождением» народов этого региона (Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) в со
Читать PDF
0.00 байт

Философия истории в публицистике М. Дрюона

Ерофеева Наталья Евгеньевна, Краутман Т. Е.
Читать PDF
232.24 кб

Рецензия на книгу Э. Доманска «Философия истории после постмодернизма» (М. : «Канон+» РООИ «Реабилит

Устинкин Дмитрий Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Половинкин С. М. Русская религиозная философия

Демин Р. Н.
Читать PDF
0.00 байт

История и философия великой Кавказской войны (к вопросу о методологической концепции)

Гожев Кахун Магометович
В 2007 году в Москве и на Северном Кавказе широко отмечалось 450-летие сопряжения России и Кавказа, которое на официальном языке именовалось «вхождением» народов этого региона (Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) в со
Читать PDF
196.79 кб

Философия истории Никколо Макиавелли

Лимонов Владимир Андреевич
Развернутому анализу подвергаются взгляды ренессансного мыслителя Никколо Макиавелли на природу исторического процесса, который мыслится как циклический.
Читать PDF
0.00 байт

Философия цветовосприятия в мировоззрении ханты

Черемисина Ксения Петровна
Цветовосприятие важная составляющая мировоззрения. Оно выражает главный философский смысл мировоззрения народа.
Читать PDF
303.61 кб

«Тактическая философия» кадетов в эпоху Первой Думы

Соловьев Кирилл Андреевич
Статья посвящена тактическим установкам партии кадетов в период деятельности I Государственной Думы. Автор исследует вопрос, как политическая практика вытекала из теоретических построений конституционных демократов.
Читать PDF
0.00 байт

К юбилею ученого (русская философия: историкофилософские дескрипты. К 75-летию профессора Б. В. Емел

Артем-александров К. В.
Читать PDF
47.85 кб

Павлов А. Т. Философия в Московском университете

Емельянов Б. В.
Читать PDF
0.00 байт

Заметки о выступлении С. С. Хоружего «Философия Кьеркегора

Дробышев В. Н.

Похожие термины:

  • Философия античная

    форма обществ, сознания, получившая развитие в гр.-рим. мире с VII в. до н. э. до V в. н. э. Принята след, периодизация Ф. а.: 1)философия досократиков (натурфилософия и пифагореизм) - к. VII - к. V в.; 2) классич. др
  • Христианство и античная философия

    Следует учесть, что громадное большинство населения Римской империи во II—IV вв. еще было грамотно и включало заметное число высокообразованных по своему времени людей; они вышли из школ, где обуча
  • Греческая культура VII-IV вв. до н.э. Философия и наука

    Развитие торговли и общегреческих связей привело к появлению письменности, что было важным этапом в развитии греческой культурьт. Микенское линейное письмо повсюду (за исключением лежащего на ок
  • Философия в средние века

    см. Схоластика, Мистицизм.
  • Философия в США

    в колон. период на террит. буд. США господствовала идеология протестант. сект, и филос. рефлексия долгое время развивалась в рамках пуританизма. В амер. мысли 17-18 вв. преобладали проблемы Ф. религии и
  • ИСТОРИОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ)

    раздел философии, связанный с интерпретацией исторического сознания.
  • Религия и философия эллинистического периода

    В религиозных верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты социальной психологии, о которых говорилось выше. В период эллинизма широкое распространение получили кул
  • Россия, разд. Философия и энциклопедия права

    Рчение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (Сан
  • Классическая немецкая философия. Гегель

    Борьба между силами прогресса и силами реакции находила свое отражение во всех сферах политической и общественной жизни, а также в идеологии, накладывая на нее печать некоторой двойственности, п
  • Литература и философия Китая в III-VIII вв

    За временем Таиской империи давно и прочно установилась репутация золотого века китайской средневековой поэзии. Действительно в VIII в. жили три величайших поэта китайского средневековья: Ван Вэй (
  • Культура Ранней римской империи.Литература, философия и наука

    Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого
  • Итальянская философия XVI и первой половины XVII в

    Античное наследие К началу XVI в. новая светская философия имела уже свою традицию, связанную с именами Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Марсилио Фичино. Она развивалась в рамках итальянского гу
  • Ионийская философия

    ма гериалист ич., а точнее, гилозоистич. философия, появившаяся в ионийском Милете на малоазийском побережье. Древнейшее направление греч. философии. Ее осн. представители — Фалес, Анаксимандр и Ан
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

    раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основного направления исторического процесса, раскрывающий методы его познания.
  • Философия языка

    (также теория языка), часть языкознания, изучающая общие вопросы происхождения, сущности и функции, внутр. организации и структуры языка, а также связь языка и мышления, языка и общества. В античнос
  • Россия, разд. Философия

    Рилософией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, на
  • ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ

    представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно-нравственные к
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

    идеалистическое философское течение конца XIX—начала XX вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Наиболее адекват
  • Критическая философия истории

    Только в конце 1930-х гг. с появлением работы Раймона Арона «Критическая философия истории» («La philosophic critique de Phistoire») во Францию проникла долгое время остававшаяся там неизвестной немецкая традиция и
  • ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР. Серия истории и философии

    науч. ист.-филос. журнал, орган Отделения истории и философии АН СССР Выходил в Москве с янв. 1944 по июнь 1952 раз в 2 месяца. Гл. ред. Б. Д. Греков, с No 5 за 1947 - В. П. Волгин. Вопросы, освещавшиеся в "ИАН СССР", в