Филосторгий
Филосторгий
(ок. 368–440), жил в Константинополе, еретик (Eunomianer–законник), автор «Церковной истории», охватывающей период с 315 до 425. Сохранились значительные фрагменты.
Источник: Словарь античности. 1989
Филосторгий
византийский богослов-еретик, церковный деятель и историк. Родился около 368 г., умер в 440 г. Выходец из Каппадокии, ученик Евномия, фанатичный сторонник арианства. Автор «Церковной истории», выдержки из которой сохранились в изложении Фотия, у Иоанна Дамаскина и других авторов.
Источник: Словарь античных историков. 2011
ФИЛОСТОРГИЙ
вторая половина IV – первая половина V в.) – уроженец Каппадокии, церковный писательеретик, исповедовавший крайнее арианство – евномианство. В 20летнем возрасте он приехал в Константинополь, где, повидимому, изучал астрономию, географию, медицину. В столице он встретился с Евномием, учение которого впоследствии изложил в «Церковной истории». Филосторгий побывал в Палестине, Аравии, Эфиопии, Индии, посетил Антиохию и Александрию. Предполагают, что в Константинополе он начал работать над своим главным трудом – «Церковной историей» в 12 книгах, начальные буквы названий которых составили имя автора (ф – греч.ph). Это произведение, завершенное, как полагают, к 433 г., дошло до нашего времени в извлечениях патриарха Фотия в «Мириобиблионе», в отрывках, содержавшихся в лексиконе Суды и в сочинениях Иоанна Дамаскина. Его источниками послужили труды иудейского историка Иосифа Флавия (37ок.100), греческого историка и римского сенатора из Никеи в Вифинии Диона Кассия (ок.160 – 035), Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Назианзина, письма Афанасия Александрийского, Евномия и Демофила, акты церковных соборов, сочинения ариан и др. В «Церковной истории», освещающей события со времени правления Константина I Великого (306 г.) до 425 г., Филосторгий выступает как страстный евномианец, убежденный в том, что сын подобен отцу, но не единосущен и тайна троичности божества познаваема. Как и его сторонники, он провозглашал независимую от власти государства церковь. Центральное место в его сочинении отводится истории евномианской церкви, ее отличиям от арианской, ожесточенным спорам с язычниками и с православными церковными иерархами. Главными действующими лицами в нем являются ересиархи Арий, Евномий, его учитель Аэций, талантливый оратор и врач, сосланный императором Констанцием в Амвладу и спасший местное население от моровой язвы, арианин Феофил, по прозвищу Индиец, врач и дипломат, возглавивший христианскую миссию в Химьяр и Аксум (Северная Эфиопия). Автор восхвалял церковные послания Евномия, восхищался образованностью Аэция, побеждавшего своих противников в христологических спорах, приписывал сверхъестественные деяния Феофилу. Филосторгий не скрывал своей недоброжелательности к таким последователям православия, как Афанасий Александрийский, натравивший на своего противника толпу фанатиковязычников, нерешительный Евдоксий, недалекий Демофил и др. Однако писатель был достаточно объективен в оценке проповеднического дара Василия Кесарийского и Григория Назианзина, хотя и обвинял их в отрицании догмата о воплощении Христа. С религиозной точки зрения он оценивал также деятельность и нравственный облик христианских императоров. Филосторгий обвинил Константина I в убийстве своей второй жены Фавны и сына Криспа; Феодосия I – в чрезмерной роскоши, невоздержанности и в преследовании ариан; Аркадия охарактеризовал как слабого и нерешительного правителя. Особую ненависть автора вызывал императорязычник Юлиан, которого он обвинил в разжигании религиозной розни среди христиан, подвергшихся пыткам и казням. Персидский поход императора и его смерть в сражении от смертельной раны Филосторгий рассматривал как кару свыше, постигавшую всех язычников. «Церковная история» завершается апокалептической картиной бедствий, охвативших всю империю: войны, разрушенные города, дома, превратившиеся в руины, люди, страдающие от голода, гибнущие от чумы, землетрясений, пожаров, наводнений. Явления природы воспринимаются автором как проявление воли божества. Филосторгий, несомненно обладавший литературным талантом, создал правдивые, живые образы исторических лиц, включил в повествование описания быта варварских народов, растительного и животного мира Индии и Африки. Однако его произведение отличается излишней тенденциозностью и пристрастием к аттикизмам. Неоднозначная, вызывающая споры личность Юлиана, критика его правления, приверженность императора язычеству находятся в центре внимания Филосторгия в его труде «Мученичество Артемия» – христианина, подвергшегося гонениям. Писатель подробно описал диспут Юлиана с богословами Антиохии, доказывавшими «вечность божественной природы Христа и кратковременность его воплощения в человека». Христиане, хорошо знавшие античную философию, отвергли все контраргументы императора, который в ответ заявил, что не позволит «безбожному христианскому роду учиться греческим наукам». Патриарх Фотий называл труды Филосторгия похвальным словом еретикам, а самого автора – Какосторгием. Ценность этих сочинений заключается в воспроизведении идейной атмосферы той эпохи, в раскрытии мировоззрения арианеретиков.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012