неск. гр. писателей II - III вв. с о-ва Лемнос, связанных со 2-й софистикой. При этом не удается точно установить ни сколько их (3 или 4), ни кем из них что написано, в силу того, что писательская манера, вкусы, стиль и интонации соч., дошедших под именем Ф., обладают удивительным единством. Наиб, известен Флавий Ф. (ок. 170 - 244/249), к-рый в кач-ве софиста выступал во мн. городах Греции, в т. ч. в Афинах. В нач. III в. переехал в Рим, где он стал близок к имп. двору. Самым знаменитым соч. Ф. явл. «Жизнь Аполлония Тианского» в 8 кн., написанная по поручению жены имп. Септимия Севера (193 - 211) Юлии Домны. Жанровая принадлежность этого соч. не бесспорна. Иногда его характеризуют как аретологическое, т. е. «житие» полулегендарного мудреца-проповедника I в. н. э. Аполлония, извест. представителя неопифагорейского учения, снискавшего расположение современников своим неуклонным следованием заповедям древ, пифагорейцев. Чаще это соч. называют филос. романом, к-рый полон чудес и фантаст, приключений, но в то же время включает мн. интересных, в духе 2-й софистики, и ценных сведений. Ф. принадлежит диалог «О героях», выявляющий блестящую лит. и мифолог, эрудицию автора. По-вид., в кон. жизни Ф. написал «Жизнеописание софистов», где собрал биографии гл. софистов от V до II в., по к-рым достаточно полно воссоздается история софистики. Сб. написан в форме непринужденного рассказа, к-рый, одн., следует сложившейся схеме жанра. Под именем Флавия Ф. сохран. большое кол-во писем, в осн. любовного содержания, в к-рых прослеживаются мотивы, характерные для гр. романа и александрийско-рим. элегии. Флавию Ф. либо его племяннику, тоже Флавию (род. ок. 191), принадлежат «Картины» - описание 65 картин, хранившихся в доме одного неаполитанского собирателя живописи. Изложение достаточно подробное, отмечаются даже мелкие детали, но рассказ не скучен, а строится весьма разнообразно. Бол. внимание уделяется композиции и световым эффектам. Интерес автора сосредоточен не на произвел, классич. прошлого, а на работах эпохи эллинизма. Продолжение «Картин» создал Ф. Младший (2-я пол. III в.). Для него гл. в изображении явл. лицо как выражение духов, жизни человека.
Соч.: Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
0.00 байт
Образы прошлого в трудах Флавия Филострата и проблематика исторической памяти в изучении феномена Вт
Представлен обзор современной литературы, посвященной изучению образов прошлого в трудах Флавия Филострата.