ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Трудность изучения финик. религии состоит в недостатке источников, а также в том, что имена финик. богов обычно были табуированы (т. е. их нельзя было произносить) и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев неточны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл (бог), его супруга - Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги - цари (малк) или хозяева (баал), в т. ч. владыка севера - Баалцафон, хозяин неба - Баалшамем, бог солнца (хозяин жара) - Баалхаммон, а также владыки отд. местностей, рек и т. п. У финик. городов имелись боги-покровители: у Тира - Мелькарт ("царь города"), у Сидона - Эшмун (видимо, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиник. божеств. В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф. В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в т. ч. о гибели и воскрешении Баала - бога земледелия и плодоносного дождя, к-рый борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры - воительницы Анат побеждает его. Др. земледельч. культ бога Адониса (финик. "адон" или "адун" - господь) связан с мифом о боге, родившемся из пшеничного зерна, умершем и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия. При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре к-рой находился алтарь, существовали многочисл. коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота и продуктов земледелия) в исключительно важных случаях (при важных политич. событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности и т. п.) верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Лит.: Clemen К., Die ph?nikische Religion nach Philo von Byblos, Lpz., 1939; Contenau G., La civilisation ph?nicienne, P., 1949. И. Ш. Шифман. Ленинград.