Фишер Адам Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фишер Адам Андреевич

Фишер (Адам Андреевич, 1799 - 1861) - профессор философии и педагогики в Санкт-Петербургском университете, духовной академии и главном педагогическом институте; получил образование в иезуитском лицее и в Венском университете; приехав в Россию, сделался известным министру народного просвещения, графу Уварову . Ему принадлежит ряд статей по философии, напечатанных в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1835 - 1845 гг.: "О новейшем естественном праве", "Введение в опытную психологию", "Взгляд на психологическую теорию чувственного восприятия", "О сущности философии" и др. Отдельно изданы им "Начертание логики" и учебник немецкого языка для средних учебных заведений. Как директор Ларинской гимназии (1835 - 1861), Ф. имел репутацию весьма опытного педагога. Он перевел на немецкий язык катехизис митрополита Филарета .

Источник: Биографический словарь. 2008

Фишер, Адам Андреевич

— профессор С.-Петербургского университета, род. в 1799 г. в Штейере (Австрия), умер в С.-Петербурге в 1861 г. Получив воспитание в Кремсмюнстерском иезуитском лицее, он завершил свое образование в 1819 г. в Венском университете и вскоре за тем вступил на педагогическое поприще. Будучи воспитателем у родственников И. С. Тургенева, Ф. попал в Россию и здесь имел случай познакомиться с гр. Уваровым, который назначил его в 1832 г. профессором философии в Главный педагогический институт, а затем и в университет. Ф. быстро понял, что обстоятельства, при которых ему пришлось выступать в качестве представителя философской кафедры, крайне неблагоприятны для философии, и что эта наука должна вести трудную борьбу за собственное существование. Политические и общественные движения нового времени нередко ставились в причинную зависимость от философских течений, и так как Россия не раз принимала на себя защиту исторических традиций, то понятна подозрительность, которую правительство питало по отношению к философии. Отсюда усилия Ф. представить эту науку совсем в другом свете ("О ходе образования в России и об участии, какое должна принимать в нем философия", речь, СПб., 1835; "Сущность философии и отношение ее к авторитету в "Журн. мин. нар. просв.", 1845, т. 45). По его мнению, "бесстыдная суетность XVIII века дерзко осмелилась ввести во всеобщее доверие, под священным именем философии, такие начала, которых философия не признавала". Эти разрушительные учения являются результатом "исступленного метафизического фанатизма" и "порождением глубокого нравственного разврата". Чтобы противодействовать распространению тлетворных идей, в среднеобразовательный курс было введено преподавание здравых начал естественного права, и Ф. было поручено заняться этим предметом; по этому поводу он написал статью: "О новейшем естественном праве" ("Журн. мин. нар. просв.", 1836, т. 9; статья дальше введения не пошла). Философия должна быть одним из необходимых элементов образования; под охраной правительства, она "служит благотворным щитом, предохраняющим нас от гибельных следствий — лжеобразования, этого чудовищного порождения нашего века, которое, подобно нравственной язве, заражает и повреждает более и более дряхлеющее тело Европы". Цель философии (Вступительная лекция теоретической философии, "Журн. Мин. нар. просв.", 1845, т. 45) — познание первых оснований, первоначально узаконенных отношений и последних целей существующего. Источником ее служит опыт естественный и сверхъестественный, но каким бы путем ни достигалась истина, конечный источник ее — в Боге. Если Бог даровал нам как разум, так и откровение, то это доказывает, что мы должны принимать их, как дары, ниспосылаемые источником всякого блага, истины и гармонии и потому не состоящие между собою ни в каком противоречии, развивать их в совершенном согласии и пользоваться обоими для нашего спасения. Основаниями философии должны быть: священное уважение к религии, неколебимая верность Монарху и безусловное повиновение существующим законам. Больше всего Ф. интересовался психологиею, и по этому предмету ему принадлежат следующие труды: "Введение в опытную психологию" (по-русски, СПб., 1839, по-немецки — 1843) и "Взгляд на психологическую природу чувственного восприятия" ("Журн. мин. нар. просв.", 1850, т. 27). Психологию он хочет "представить свободною от всякого умозрения, как простую опытную науку"; однако в своем анализе восприятия Ф. отступает от такого намерения и нередко находится под влиянием соображений, не имеющих ничего общего с наукою.


В университете Ф. читал сначала на французском, а затем на русском языке психологию, логику, нравственную философию, метафизику и историю философских систем, по учебникам Эрлиха, бывших в ходу в Австрии. В первые годы своей деятельности он пользовался большим успехом среди слушателей, но затем боязнь касаться философских вопросов, волновавших интеллигентные кружки тридцатых и сороковых годов была замечена слушателями, и аудитория Ф. опустела. В 1850 г., когда была закрыта кафедра философии во всех русских университетах, Ф. был переведен на кафедру педагогики, на которой и оставался до 1860 г., когда вышел в отставку. В 1843—1853 гг. Ф. состоял профессором философии в С.-Петербургской духовной академии. Он был также первым директором С.-Петербургской Ларинской гимназии (1835—1861) и в этом звании пользовался особенным расположением императора Николая I. Кроме поименованных трудов Ф. принадлежат: "Начертание логики", СПб., 1833; перевод на немецкий язык пространного катехизиса митроп. Филарета и литургии Иоанна Златоуста, а также учебник немецкого яз., имевший много изданий.


Архим. Гавриил: "История философии", Казань, 1840, ч. VI, стр. 148. — В. Григорьев: "Импер. СПб. университет", СПб., 1869. — "Пятидесятилетие СПб. Ларинской гимназии", СПб., 1886. — Ибервег-Гейнце: "История новой философии", СПб., 1890.


Я. Колубовский.


{Половцов}





Фишер, Адам Андреевич


(1799—1861) — профессор философии и педагогики в СПб. университете, духовной академии и Главном педагогическом институте; получил образование в иезуитском лицее и в Венском университете; приехав в Россию, сделался известным министру народного просвещения гр. Уварову. Ему принадлежит ряд статей по философии, напечатанных в "Журн. Мин. нар. просв." за 1835—45 гг.: "О новейшем естественном праве", "Введение в опытную психологию", "Взгляд на психологическую теорию чувственного восприятия", "О сущности философии" и др. Отдельно изданы им "Начертание логики" и учебник нем. языка для средних учебных заведений. Как директор Ларинской гимназии (1835—61), Ф. имел репутацию весьма опытного педагога. Он перевел на немецкий язык катехизис митрополита Филарета.


{Брокгауз}





Фишер, Адам Андреевич


д. с. с., директор Ларинской гимназии, после профессор СПб. унив. по кафедре философии, писатель; р. 1799, † 1861 г.


{Половцов}





Фишер, Адам Андреевич


(1799—1861) — спец. в обл. логики, метафизики, истории филос. и психол. Род. в Австрии. Воспитывался в Кремсмюнстерском иезуитском лицее, закончил Венский ун-т (1819). Был воспитателем в семье рус. аристократа, попал в Россию, где и познакомился с графом С.С.Уваровым, к-рый, будучи министром нар. просвещения России, в 1832 назначил его проф. филос. Гл. пед. ин-та, а потом и проф. ун-та. До выхода в отставку (1860) Ф. — ординарный проф. С.-Петерб. ун-та, зав. кафедрой филос. В 1850, с упразднением филос. ф-та ун-та и закрытием кафедры филос., переведен на заведование кафедрой педагогики. В ун-те вел курсы (читая их вначале на франц., потом на рус. языке) логики, психол., метафизики, нравств. филос. и истории филос. систем. В лекциях опирался на учебник Эрлиха, к-рым пользовались в Австрии. С 1835 и по 1861 был директором Л арийской гимназии. В 1843—1853 (по совм.) — проф. филос. СПб. Дух. академии. Соответственно времени, отмеченному гонениями на филос., по-своему пытался ее защитить, отстоять и поэтому утверждал, что "безстыдная суетность XVIII в. дерзко осмелилась ввести во всеобщее доверие, под священным именем философии, такие начала, которых философия не признавала". Разрушительные учения эти, считал Ф., явились продуктом "из-ступленного метафиз. фанатизма" и "порождением глубокого нравственного разврата". Филос. же, по Ф., должна служить "благотворным щитом, предохраняющим нас от гибельных следствий лжеобразования", заражающего и повреждающего дряхлеющее тело Европы. Цель филос— познание первых оснований, первоначально узаконенных отношений и последних целей существующего. Основание филос— священное уважение к религии, неколебимая верность Монарху и безусловное повиновение существующим законам.



Соч.: Начертания логики. СПб., 1833; О ходе образования в России и об участии, какое должна принимать в нем философия. СПб., 1835; Введение в опытную психологию. СПб., 1839. (То же на нем. яз. — СПб., 1843); О новейшем естественном праве // ЖМНП. 1845. Т.9; Сущность философии и отношение ее к авторитету // Там же. № 45; Взгляд на психологическую природу чувственного восприятия // Там же. 1850. № 27.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008