Фиске Джон
Фиске Джон
(Fiske John), 30.03.1842-4.07.1901 философ и историк. Род. в Конн., наст. имя Эдмунд Фиск Грин. После развода родителей воспитывался у родственников матери, в 1855 принял имя одного из них Джон Фиск, в 1860 добавил к фамилии конечную «е». В 1863 окончил Гарвард, в 1865Гарвард. школу права. Начав в 1861 с критики теории цивилизации Г. Бокля, увлекся поиском общих закономерностей истории. С 1869 преподаватель философии и (с 1870) истории, с 1872 помощник библиотекаря в Гарварде. Интерес Ф. к истории пробудил стремление изучить общую теорию эволюции. В 1874 он опубл. «Очерки космической философии», представлявшие собой попытку систематич. изложения «новой» философии, основан. на доктрине эволюции в противовес позитивизму. Полагал, что об-во развивается по тем же законам, что и органич. мир; соц. прогресс сводил к процессу интеллект. и морал. приспособления об-ва к среде, способность к прогрессу признавал только за огранич. кругом зап. народов, отрицал возможность предвидения результатов развития цивилизации. Попытки Ф. совместить эволюц. теорию с религией составили важный этап в развитии теолог. либерализма, приведя его к открытому конфликту с церк. ортодоксией. В 1879 покинул Гарвард. С выступления в 1880 в Лондоне начал беспрецедент. карьеру популяр. лектора по «философской истории» Америки. Особый успех имел цикл лекций «Американские политические идеи, рассмотренные с точки зрения всеобщей истории» (опубл. 1885). Доказывал превосходство амер. полит. ин-тов и основан. на этом право Америки на лидерство в мире. Рассматривая амер. федерацию как высш. достижение полит. истории человечества, предсказывал, что она станет основой всемирн. федерации, когда англосаксон. раса распространит свое господство «от полюса до полюса». Успех первой кр. ист. работы «Критический период американской истории, 1783-1789» (1888) принес Ф. многолет. контракт с бостон. издат. фирмой, во исполнение к-рого он опубл. серию соч., превративших его в наиб. популяр. и высокооплач. амер. историка своего поколения (на рус. яз. переведено «Открытие Америки», 1892-93). В своих книгах пытался показать всемирн. значение ключев. событий амер. истории и обосновать право англосаксон. расы, какой она стала в результате завоевания Североамер. континента, определять будущее всего мира. Достоинство наиб. развитых зап. наций видел в способности обойтись без революций для обеспечения их дальнейш. прогресса, амер. революцию охарактеризовал как самую консервативную в истории. Подчеркивая европ. происхождение амер. ин-тов, вместе с тем одним из первых отметил значение «границы» в истории США. Указывал на рост взаимозависимости разл. частей света, в связи с этим обосновал необходимость отказа от политики изоляции, сближения с Англией и участия в делах Европы, поскольку амер. полит. идеи «в состоянии воздействовать на все части Старого Света... и таким образом изменить весь ход цивилизации» (1897). Высоко оценивал роль России в открытии Сев. Америки и в Войне за независимость; ее несчастье видел в том, что постоян. внеш. угроза не позволила России развивать демокр. ин-ты, вынуждая ее обращаться к военизир. формам правления. Выступал за арбитраж. решение спор. вопросов между вел. державами, но в их отношениях с «варварским» миром признавал неизбежность войн. В 1890-е возглавлял Лигу по ограничению иммиграции. Взгляды Ф. оказали заметное влияние на формирование полит. философии В. Вильсона. Пасынок Э. У. Стаутона.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.