Фивы

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фивы
древнегреческий город в Беотии (Греция), центр Беотийского союза греческих городов с 6 в. до н.э. С конца 4 в. до н.э. значительной роли в политической жизни Греции не играл.

Источник: Исторический словарь

Фивы
древнеегипетский город, политический, религиозный и культурный центр. Столица Египта со времени фараонов XI династии (22- 20 вв. до н.э.). На протяжении длительного периода (с 8 по 1 вв. до н.э.) сохранял значение религиозного центра. Археологические раскопки с 1-й половины 19 в. (храмы в Луксоре, Карнаке и др.).

Источник: Исторический словарь

Фивы
(греч. Thebe) — город Верхнего Египта на берегу Нила (стовратные Фивы). Несколько раз был столицей Египетского царства: с 2400 до 2000 гг. до н. э. и с 1580 по 1090 г. до н. э. (Новое царство). В 84 г. до н. э. разрушен в результате восстания. На месте Фив уже многие десятилетия производятся знаменитые раскопки храмов и дворцов в Луксоре, Карнаке и др.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ФИВЫ
древнегреческий город в Беотии, центр Беотийского союза греческих городов с VI в. до н. э. С конца IV в. до н. э. значительной роли не играл. Такое же название носил древнеегипетский город, политический, религиозный и культурный центр. Со времени фараонов XI династии (XXII—XX вв. до н. э.) столица Египта. В VIII—I вв. до н. э. сохранял значение религиозного центра.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ФИВЫ
1) древний город в Верхнем Египте, так называемые стовратные Фивы. В древнейшее время Фивы были столицей Египта и главным местом поклонения Аммону. Развалины Фив — одни из обширнейших в мире; 2) столица греческой области Беотии, так называемые семивратные Фивы, основанные Кадмом. Фиванская крепость называлась поэтому Кадмеей. Почти во всех греческих мифах Фивы играют значительную роль. Александр Великий в 335 г. до н. э. разрушил Фивы, оставив только дом Пиндара.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ФИВЫ
один из крупнейших городов и худож. центров Др. Египта (егип. назв. — Уасет). Ф. известны с сер. 3-го тыс. до н.э. При фараонах ХI династии (сер. 22 — 20 вв. до н.э.), объед. под своей властью весь Египет, Ф. становятся столицей и остаются ею в эпоху Среднего и Нового царств, хотя нек-рые фараоны избирали своим местопребыв. др. города. Город располагался на вост. берегу Нила, где сохран. грандиозные храмовые ансамбли (в Карнаке и Луксоре), посвящ. фиванской триаде богов — Амону, Мут, Хонсу. На зап. берегу Нила находились заупокойные храмы фараонов (Дейр-эль-Бахри, Мединет-Абу, т.н. Рамессеум — храм Рамсеса II (13 в. до н.э.), некрополи (Бибан-эль-Молук, Бибан-эль-Харим и др.), а также жилища обслуживавших их ремесленников. При ХХII — ХХIII (ливийских) династиях (10 — 8 вв. до н.э.) Ф. лишаются прежнего значения, здесь правят полунезавис. верхов. жрецы Амона. После захвата Ф. царем Куша Пианхи ок. 730 до н.э., разрушения ассир. царем Ашшурбанипалом в 663 до н.э. и перенесения политич. и экономич. центра страны на С. Ф. утрачивают значение и постепенно превращаются в провинц. город, хотя и сохран. значение религ. центра до 88 до н.э., когда город был разрушен Питолемеем IХ Сотером при подавлении нар. восстания.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Фивы
греч. Thebai, Thebe)
   главный город Беотии, который, согласно легенде, основал Кадм, а стены построили Зет и Амфион. В Ф. родились, по преданию, Дионис и Геракл, с городом связаны мифы о царе Эдипе. В период Греко-персидских войн Ф. выступили на стороне персов, а во время Пелопоннесской войны - на стороне Спарты. Однако в 394 г. до н.э. Ф. присоединились к антиспартанской коалиции. Победив спартанцев в битве при Левктрах (371 до н.э.), они стали самым сильным полисом Эллады. После битвы при Херонее (338 до н.э.) Ф., как и другие греческие полисы, попали в зависимость от македон. царя. После смерти Филиппа Ф. восстали против македон. гегемонии, за что были жестоко наказаны Александром: город был разрушен, а жители - проданы в рабство.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   1) древ, столица Египта, в Долине царей, известна и в гр.-рим. эпоху, особенно при Птолемеях;
   2) др.-гр. город в Беотии (Центр. Греция), сохран. с дворцовым. комплексом II тыс. до н.э.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Фивы
1. Крупнейший город Беотии, у Гомера — «семивратные» Ф. По преданию, основан Кадмом после того, как доиндоевроп. население было вытеснено греками (постройка крепости Кадмеи, 1400 до н. э.). Ф. — место, тесно связанное со многими др.-греч. легендами (Кадм, Эдип, Антигона, Семеро против Фив). Плодородные земли вокруг города являлись гл. причиной появления здесь крупных землевладельцев. В 6 в. до н. э. объединение беотийских городов с Ф. во главе привело к конфликту с Афинами. Битва у Фермопил с персами, а затем союз со Спартой подтвердили неконструктивную внешнеполитич. линию Ф., причиной чему была развернувшаяся борьба между партиями аристократов и демократов. После изг нания спартанцев из Кадмеи (379 до н. э.) Ф. становятся крупным политич. центром, особенно в годы правления Эпаминонда и Пелопида (371 362 до н. э.). В 338 до н. э. Филипп II одерживает победу в битве при Херонее, подчиняет себе Ф. В 335 до н. э., подавляя мятеж, Александр Македонский почти полностью разрушает город; в 316 до н. э. он был возрожден Кассандром; в 146 до н. э. перешел под власть Рима, а при Сулле превращается в небольшой город. В результате археологич. раскопок, которые велись начиная с 1959 в храме Кабиров (божества — покровители земледелия) и на терр. античного города, были найдены развалины дворца микенского периода; к числу находок относятся и глиняные таблички с др. записями.
        2. Др.-егип. город, у Гомера «стовратные» Ф., лежал в верховьях Нила, рядом с совр. гг. Карнак и Луксор, в разные времена являлся столицей; центр почитания Амона. В период эллинизма утрачивает значение крупного торгового и политич. центра, становясь при римлянах пограничным с Нубией городом.

Источник: Словарь античности. 1989

ФИВЫ
   • Thebae,

         ??????,

       1. в древнейшее время ???? (Ноm. Od. 9, 264. 274), по-беотийски ???????, столица Беотии, была расположена среди холмистой, хорошо орошенной, очень плодородной равнины, годной особенно для коневодства. Согласно преданию, город был основан Кадмом на довольно значительной возвышенности и назван ???????; впоследствии был укреплен Амфионом очень высокой стеной, имевшей 7 ворот (Aesch. Sept. 380. Eur. Phoen. 1111), от которых город назывался ?????? ?????????. Названия ворот были: ??????? ?., ´????????, на дороге в Платею; ?????????, на дороге в Танагру и Халкиду; ??????, ????????? (?????????), ´???????, ?????????, положение которых нельзя определить в точности. В окружности город имел 43 стадия, а со включением предместий (??????), изобиловавших великолепными садами, 70 стадий. Положение акрополя в точности неизвестно, по мнению одних, он находился на крайнем юго-западном холме, по мнению же других — на крайнем северо-западном, на котором ныне лежит город Ф. (Thiva), называемый народом также ?? ????. Через город протекали река Исмен и ручей Дирка, вытекавшие из предгорий Киферона; кроме того, он изобиловал источниками, чем и объясняется обилие садов в его окрестностях. Особенной славой пользовалась Дирка, называемая то источником, то ручьем; ее прозрачная вода употреблялась при празднествах Вакха и считалась способной делать красивыми женщин, пользовавшихся ею, и платья, вымытые в ней. Перед электрийскими воротами находился храм Аполлона Исменийского, а немного далее святилище Амфиарая, в котором давались предсказания посредством сновидений; фивянам, однако, запрещалось спать в храме для получения предсказаний, потому что, когда Амфиарай спросил их, желают ли они иметь его прорицателем или боевым товарищем, они выбрали последнее. Hdt. 8, 134. ?. два раза были взяты неприятелем: в мифическое время — эпигонами и в 335 г. до Р. X. Александром Великим, который совершенно разрушил город, за исключением храмов и дома Пиндара; Ф. насчитывали в то время 40.000 жителей. ср.: Forchhammer, topographia Thebarum heptapylarum (1854);

       2. один из величайших и древнейших городов Египта, а согласно Дилдору (1, 50), древнейший город мира; значительный торговый город и столица Верхнего Египта, называвшаяся впоследствии Диосполем. Уже Гомер (Il. 9, 381) описывает нам могущество «стовратого» города. Окружность его составляла 140 стадий; в нем находились: Мемноний со стоящими перед ним колоссами Мемнона, великолепный храм Аммона (Hdt. 1, 182. 2, 42), величественные гробницы царей и т. д. После перенесения столицы в Мемфис и разграбления Ф. Камбисом они навсегда утратили свое прежнее значение. Strab. 17, 816. На обширнейших развалинах Ф. помещаются ныне 4 местечка (Karnak, Luxor, Gurnu, Medinet, Medinet Ilbu) и несколько деревень;

       3. ?????? ?????????, значительный торговый город с гаванью в фессалийской области Фтиотид (Liv. 32, 33), недалеко от Пагасейского залива; впоследствии он потерял часть своего значения вследствие конкуренции Деметриады. В 217 г. до Р. X. Филипп Македонский взял город, продал жителей в рабство, поселил в нем македонян и назвал его ???????? ?????. Развалины его находятся у деревни Akkitsch?. Polib. 5, 99 сл. 18, 2. Liv. 39, 25.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ФИВЫ
1. (греч. Tnbai) - один из крупнейших городов и художеств. центров Др. Египта (егип. назв. - Уасет). Ф. известны с сер. 3-го тыс. до н. э. При фараонах XI династии (сер. 22 - 20 вв. до н. э.), объединивших под своей властью весь Египет, Ф. становятся столицей и остаются ею в эпоху Среднего и Нового царств, хотя нек-рые фараоны избирали своим местопребыванием др. города. Город располагался на вост. берегу Нила, где сохранились грандиозные храмовые ансамбли (в Карнаке и Луксоре), посвященные фиванской триаде богов - Амону, Мут, Хонсу. На зап. берегу Нила находились заупокойные храмы фараонов (Дейр-эль-Бахари, Мединет-Абу, т. н. Рамессеум - храм Рамсеса II (13 в. до н. э.)), некрополи (Бибан-эль-Молук, Бибан-эль-Харим и др.), а также жилища обслуживавших их ремесленников. При XXII-XXIII (ливийских) династиях (10-8 вв. до н. э.) Ф. лишаются прежнего значения, здесь правят полунезависимые верховные жрецы Амона. После захвата Ф. царем Куша Пианхи ок. 730 до н. э., разрушения ассир. царем Ашшурбанипалом в 663 до н. э. и перенесения политич. и экономич. центра страны на север Ф. утрачивают значение и постепенно превращаются в провинциальный город, хотя и сохраняют значение религ. центра до 88 до н. э., когда город был разрушен Птолемеем IX Сотером при подавлении нар. восстания. С 1-й пол. 19 в. учеными различных стран (нем. ученые К. Р. Лепсиус, У. Хельшер, англ. археологи У. Питри Флиндерс, X. Картер, амер. ученый X. Уинлок и др.) ведутся раскопки и реставрац. работы в храмах. Особенно тщательно исследован царский некрополь, где вскрыты погребения царей XVIII, XIX и XX династий, храмы в Луксоре, Карнаке, Мединет-Абу и др. Жилые кварталы не изучены, т. к. над ними находится совр. г. Луксор.

Лит.: Blackmail A. M., Das hunderttorige Theben, Lpz., 1926; Otto E., Topographie des Thebanischen Gaues, В., 1952; Champdor A., Th?bes aux cent portes, 3 ?d., P., 1955; Montet P., Isis, ou а la recherche de l´Egypte ensevelie, P., 1956.

И. С. Кацнельсон. Москва. 2. (Tnbai) - др.-греч. полис в Беотии. Согласно фиванским легендам, основателем Ф. был мифич. Кадм, предками фиванцев - люди, выросшие из посеянных Кадмом зубов дракона. Древность города подтверждается памятниками Микенской эпохи. К 6 в. до н. э. Ф. возглавляли Беотийский союз, выросший из древнего плем. и религ.-культового союза и объединивший почти все города Беотии. Правившая в Ф. родовая аристократия поддерживала персов во время Греко-персидских войн 500-449 до н. э. и выступала на стороне Спарты против Афин в период Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. После Пелопоннесской войны в Ф. и др. городах Беотии к власти пришли антиспартанские группировки, вступившие в дружественные отношения с Афинами. Во время Коринфской войны (395-387 до н. э.) возглавляемые Ф. беотийцы поддерживали афинян. В 387 до н. э. в соответствии с условиями Анталкидова мира Беотийский союз был распущен, и в Ф. и др. городах Беотии при содействии Спарты утвердились крайне реакц. олигархич. правительства. В 379 до н. э., свергнув и убив олигархов, к власти в Ф. пришли демократич. слои, возглавленные Пелопидом и Эпаминондом. Возродив затем Беотийский союз, Ф. превратились в крупнейшую политич. силу в Греции. В 371 (при Левктрах) и в 362 до н. э. (при Мантинее) войско фиванцев, возглавленное Эпаминондом, дважды разбило спартанцев. Однако кровопролитные войны со Спартой настолько истощили Ф. и все города союза, что после 362 они потеряли свое значение. В 338 до н. э. Ф. были завоеваны Македонией, в 335 до н. э., после подавления антимакедонского восстания, город был почти до основания разрушен. В 315 до н. э. Ф. были частично восстановлены, но значит. политич. роли не играли. В совр. Греции Ф. - небольшой город.

Лит.: Cloch? P., Th?bes de B?otie, des origines а la conqu?te romaine, Namur, 1953; Glotz G., La Gr?ce au IV si?cle: la lutte pour l´h?g?monie, P., 1941. См. также лит. при ст. Беотия.

Д. П. Каллистов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Афины и Фивы в 379-378 годах до Н. Э

Разумов Николай Владимирович
Анализируются взаимоотношения между Афинами, Спартой и Фивами в поворотный момент их истории в 379-378 гг. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Афины и Фивы в 379-378 годах до Н. Э

Разумов Николай Владимирович
Анализируются взаимоотношения между Афинами, Спартой и Фивами в поворотный момент их истории в 379-378 гг. до н. э.

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

  • ФИВЫ иначе Но-Аммон

    знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона (Иер 46:25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимаю
  • Фивы Македонские завоевания

    В 335 до Р. X. фиванцы восстали против македонского владычества и окружили македонский гарнизон в акрополе - Кадмее. На помощь пришел Александр Македонский с войском. Пердикка, один из полководцев Ал
  • Фивы (Thebes) Македонские завоевания

    В 335 до Р. X. фиванцы восстали против македонского владычества и окружили македонский гарнизон в акрополе - Кадмее. На помощь пришел Александр Македонский с войском. Пердикка, один из полководцев Ал
  • Фивы (Греция)

    Фивы (Греция) (Thebes), крупный др.-греч. город в Беотии. Прибл. в 519 г. до н.э. Афины пришли на помощь Платеям и с тех пор на долгие годы стали соперником Ф. Фиванцы воевали вместе с персами в греко-персидск
  • Фивы (Египет)

    Фивы (Египет) (Thebes), столица Др. Египта во времена Нового царства (ок. 1550-1050 г. до н.э.) на месте совр. Луксора. На вост. берегу Нила фрагменты сооружений Ф. сохранились в Карнаке, где Аменхотеп III построи
  • ФИВЫ (2)

    др.-греч. полис в Беотии. Согл. фиванским легендам, основателем Ф. был миф. Кадм, предками фиванцев — люди, выросшие из посеянных Кадмом зубов дракона. Древность города подтвержд. памятниками Микенс