Флаксмен

Найдено 1 определение
Флаксмен
, Джон (Flaxman, John) 1755, Йорк — 1826, Лондон. Английский скульптор и график. Один из самых известных представителей европейского неоклассицизма. Родился в семье мастера, изготовлявшего и продававшего гипсовые слепки, главным образом с античных памятников. Рано проявивший свои художественные способности мальчик рисовал и лепил с римских и греческих образцов, читал античных авторов. В возрасте 10 лет привлек внимание своими рисунками к произведениям Гомера. В 1770 поступил в школу Королевской академии художеств, где проучился до 1772. С 1775 по 1787 работал для керамического производства Джозайи Веджвуда. Это плодотворное сотрудничество принесло обоим славу, которая продолжает жить в изделиях, до настоящего времени выпускаемых заводом "Этрурия". Флаксмен был одним из тех мастеров, которые создали знаменитый стиль Веджвуд. В основе его лежит сочетание однотонно окрашенного фона (чаще всего т. н. лавандового синего 3 оттенков, реже серо-зеленого, сиреневого или оливкового) и антикизированного рельефа, сделанного из белой "бисквитной массы", обладающей благородной матовой поверхностью. Создавая свой стиль, мастер вдохновлялся античными камеями. Выполненные по оригиналам Флаксмена тончайшие, отвечающие самым изысканным вкусам рельефы покоряют строгой простотой и красотой линий, музыкальностью ритма струящихся складок одежд персонажей, глубоким чувством формы декорируемого предмета, позволяющим точно вписать изображение в сложную, криволинейную поверхность изделия. По эскизам мастера изготовлялись медальоны, плакетки, вазы (наиболее известны 2 из них — с изображением Апофеоза Вергилия и Апофеоза Гомера, другое название — Вазы Пегаса). В 1787 отправился в Рим, который был колыбелью европейского неоклассицизма, и провел там в среде единомышленников 7 лет. Его внимание привлекало не только искусство Древнего Рима и Греции, но и те замечательные археологические открытия, современником и свидетелем которых он являлся. Флаксмен был увлечен творчеством Микеланджело и серьезно интересовался средневековым наследием Италии. В этот период он начал создавать знаменитые графические циклы, иллюстрирующие произведения античных авторов — Илиаду и Одиссею Гомера (изданы в 1793, 1795, 1804, 1805, гравированы Т. Пироли, оригиналы в Королевской академии художеств), позже Трагедии Эсхила (изданы в 1795, 1831, гравированы Т. Пироли и Ф. Хоуардом, оригиналы там же). Его рисунки к Гесиоду были гравированы в 1817 У. Блейком. Обращался также к образам Божественной комедии Данте (издание 1802 и 1807, гравированы Т. Пироли, оригиналы в частном собрании). Эти произведения принесли ему европейскую известность. Мастер, вдохновленный античной вазописью, создает полные изящества и легкой грации композиции-фантазии на темы из античной литературы, лишенные конкретики сюжета. Эти несколько холодноватые, отстраненные листы завораживают чистотой формы и тончайшими линейными ритмами контурного рисунка, исключающего даже намек на светотеневую лепку обьемов. Его хрупкие персонажи, словно лишенные телесной материальности, свободно парят в безбрежном пространстве белого листа. Антикизированный стиль графики Флаксмена представляет собой ярко выраженный национальный английский вариант неоклассицизма. Помимо античного наследия за ним стоит многовековая традиция средневековой английской миниатюры, главным формообразующим элементом которой являются рисунок, гибкая, выразительная линия контура. В 1794 Флаксмен вернулся в Англию будучи уже известным мастером и сразу оказался загружен работой. Это были в основном надгробия, большая часть которых являлась официальными заказами, предназначавшимися для увековечения памяти выдающихся современников мастера. Большинство этих произведений находится в настоящее время в Вестминстерском аббатстве и соборе Св. Павла. Работая над памятниками, мастер создал официальный парадный стиль, отличавшийся холодноватой торжественностью и отражавший патриотический настрой эпохи. Хотя в основу стиля были положены принципы неоклассицизма, у Флаксмена антикизирующие черты обычно сочетаются с деталями, взятыми из современных ему реалий. Наиболее известно надгробие судьи Менсфилда (1795—1801, Лондон, Вестминстерское аббатство), заказ на который скульптор получил, еще находясь в Риме. Главный персонаж изображен в судейской мантии, в парике. Его фигуру, вознесенную на круглом высоком пьедестале, сопровождают аллегорические изображения Юриспруденции и Справедливости. Флаксмен отказался от традиции изображать усопшего на фоне декоративной пирамиды, предпочитая не фронтальные, а круглые постаменты с изображенной в полный рост стоящей или сидящей фигурой. Карьера мастера развивалась очень успешно. В 1800 он был избран в Королевскую академию художеств. В 1802 посетил Францию. Во французском искусстве наиболее близок ему оказался изысканный классицизм Ж. О. Д. Энгра. Большое впечатление произвели на Флаксмена рельефы Парфенона, привезенные в Лондон лордом Элгином в нач. XIX в. В 1810 стал первым профессором ваяния в Королевской академии художеств. Читал лекции о скульптуре, которые были изданы уже после его смерти в 1829. Большое внимание уделял также изучению анатомии. Составленные им анатомические таблицы были гравированы Дж. Лендсиром. Десять лет продолжалась работа Флаксмена над памятником Адмиралу Нельсону (1808—1818, Лондон, собор Св. Павла). Фигура адмирала помещена на круглом постаменте, украшенном антикизированным рельефом с изображением обнаженных морских божеств. Над ними расположена надпись с перечислением основных побед Нельсона на море. Пьедестал фланкирован фигурой Британии, напоминающей античную богиню Минерву, а с другой стороны изображением британского льва. Образ же самого адмирала решен с максимально возможной реалистичностью. Детализированно передан его парадный мундир, справа фигура сбалансирована изображением якоря и морского каната, придающим устойчивость композиции в целом. Работая над большим количеством заказов, скульптор вынужден был привлекать к созданию монументов помощников, которые и воплощали его замысел в натуре. Возможно, поэтому его произведениям порой свойственна малоинтересная, банальная трактовка материала. Грамотно выполненные, они часто лишены вдохновения. Выгодно отличаются от больших памятников модели-эскизы к ним, сделанные руками самого мастера, как, например, изготовленная из алебастра скульптурная группа Архангел Михаил поражает дьявола (1822, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Свернутая напряженным кольцом, с хорошо проработанной мускулатурой фигура сатаны является как бы постаментом для удлиненной, рафинированной фигурки святого, в почти балетной позе застывшей над ним. Христианский сюжет здесь полностью лишен напряженного драматизма. Эта прелестная композиция, вызывающая в памяти образы, созданные Б. Челлини, воспринимается как декоративная статуэтка. Очевидно, что природа дарования Флаксмена носила в большей степени камерный характер. Ему удавались произведения малых форм. Другие произведения: надгробие поэта Коллинза (1795, Чичестер, собор), надгробие генерала Паскуале де Паоли (1797—1798, Лондон, Вестминстерское аббатство), надгробие мисс Лашингтон (1797—1800, Лондон, церковь Сент-Мери, Льюисем), надгробие Дж. Рейнолдса (1803—1813, Лондон, собор Св. Павла), памятник У. Питту (1812, Глазго), Роберт Бернс (1822, Эдинбург, Нац. портретная галерея Шотландии).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Flaxman J. Lectures on Sculpture. London, 1838; Constable W. G. John Flaxman, 1755—1826. London, 1927; Whinney M. D. and Gunnis R. The Collection of Models by John Flaxman. R. A. at University College. London, 1967.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006