ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
1882-1937), ученый, религиозный мыслитель, богослов. В сочинении "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи" разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целости мироздания. В работах 20-х гг. стремился к построению "конкретной метафизики" (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и др.). Репрессирован.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
(1882-1937) В 1912-17 ред. ж. «Богословский вестник». Философ, богослов. Окончил физ.-матем. ф-т Моск. ун-та (1904) и Моск. духовную акад. (1908), где преподавал в 1908-19, с 1914 профессор по каф. истории философии. В 1911 рукоположен в сан священника. После 1917 работал в разл. направлениях естествознания и техники, с 1920 зав. научно-техн. отд. моск. з-да «Карболит», с 1921 сотр., позднее пом. директора Гос. электротехнического ин-та. Одноврем. с 1921 профессор моск. ВХУТЕМАСа. В 1927-33 один из ред. «Технической энциклопедии». Тр. в области религиозной философии, истории философии и культуры, математики и физики, в т.ч. кн. «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи» (1914), «Около Хомякова» (1916), «Мнимости в геометрии» (1922), «Опись панагий Троице-Сергиевой лавры XII – XIX вв.» (1923). Арестован (1933), позднее расстрелян.
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
Флоренский, Павел Александрович
Род. 1882, ум. (расстрелян) 1937. Священнослужитель, религиозный мыслитель, ученый. Выпускник физико-математического факультета Московского университета (1904), позднее Московской духовной академии (1908), священник Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста. После окончания учебы — профессор Московской духовной академии по кафедре истории философии, в 1912—1917 гг. редактор "Богословского вестника". После Октябрьской революции — член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918). Работал во ВХУТЕМАСе (профессор на печатно-графическом факультете, 1921—1924), принимал участие в работе Карболитной комиссии ВСНХ (1921), затем был сотрудником сотрудник Государственного экспериментального электротехнического института (ГЭЭИ). В 20-е гг. — также редактор "Технической энциклопедии". Автор трудов в области православной апологетики (в т. ч. посвященных теодицее и антроподицее), познания и др. Работы: "Столп и утверждение Истины" (опубл. 1990), "Имена" (опубл. 1993) и др. В 1933 г. репрессирован.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
(1882—1937) — российский деятель культуры, ученый, религиозный философ, богослов.С 1912 г. — преподаватель, в 1914—1917 гг. — профессор Московской духовной академии. В 1911 г. принял священство. В 1912 г. был назначен редактором официального печатного органа академии — журнала «Богословский вестник», что свидетельствовало о признании его авторитета как одного из ведущих философов. В сочинении «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи» (1914) разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания, продолжая линию, намеченную В. С. Соловьевым, и совершая экскурсы в самые разные области знания. В книге «Очерки философии культуры» (1918) анализировал христианский культ и икону с точки зрения философа. В 1919—1925 гг. создал оригинальную теорию функционирования памятника в художественной среде и его восприятия зрителем. Пользуясь своим авторитетом, пытался предотвратить расхищение богатств Троице-Сергиевой лавры, выступал за создание комиссии по охране памятников искусства и старины. В работах 1920-х гг. стремился к построению «конкретной метафизики», проводил исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, математики, экспериментальной и теоретической физики и др. В 1920 г. был привлечен к научно-техническим исследованиям в связи с разработкой и осуществлением плана ГОЭЛРО. Опубликовал несколько работ по материаловедению. В 1927—1933 г. — редактор Технической энциклопедии. Неоднократно подвергался преследованию за свои философские взгляды, был арестован в феврале 1933 г. и приговорен к 10 годам ссылки на Дальний Восток. Несколько месяцев находился в лагере, затем — на поселении, где продолжал научную работу, изучая вечную мерзлоту. В 1934 г. направлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В связи с новой волной репрессий особой тройкой НКВД Ленинградской области приговорен к расстрелу (приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937). Посмертно реабилитирован.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
09/21.01.1882 - 08.12.1937), религиозный философ, ученый-энциклопедист. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию "О духовной истине. Опыт православной теодицеи". В 1912-17 редактировал журнал "Богословский вестник". После Октября 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике). С 1919 центр тяжести его научных интересов перемещается в область физики и техники. В 1927 выслан в Нижний Новгород. В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет. Расстрелян в 1937. Его смерть, писал С.Н. Булгаков, исполняет душу потрясающей скорбью, как одно из самых мрачных событий русской трагедии. "Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший, и величайшим является преступление поднявших на него руку". Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он следует за В.С. Соловьевым, однако в трактовке всеединства и Софии Флоренский расходится с Соловьевым: в отличие от него, он строит учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургике и др.), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество, видит не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) "конкретность" - неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения - впоследствии становятся гл. установками его "конкретной метафизики" 1920-х. Это - метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача - выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры".
Ф. Р.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000