Флот США
Флот США
(U.S. Navy) один из осн. видов вооруж. сил США. Первые шаги к созданию Ф. предприняты 2.09.1775, когда Дж. Вашингтон поручил переоборудовать неск. рыболовец. судов в воен., и 13.10, когда Континентальный конгресс принял решение о приобретении 2 воен. кораблей. Команд. военно-мор. силами восставш. колоний 5.11.75 назначен Э. Гопкинс (1718-1802). 28.11 утвержден первый свод правил, регулировавш. деятельность Континент. Ф. Наибольш. успехов в борьбе с англичанами во время Войны за независимость добились кап. Дж. П. Джонс и Дж. Бэрри (17451803). С продажей в 1785 фрегата «Альянс» рев. Ф. прекратил существование. Не меньшее значение, чем регуляр. Ф., имело в те годы каперство, широко использовавшееся американцами и в последующ. воинах. Первые федерал. мор. силы Служба тамож. катеров созданы законом от 4.08.1790. По закону от 2.03.99 на время воен. действий она включалась в состав Ф., как и создан. на ее основе 28.01.1915 Берегов. охрана США. Постоян. угроза т. н. «варварийских войн» вынудила Конгресс принять 27.03.1794 закон о постройке 6 фрегатов, 20.04.96 судостроит. программа сокращена вдвое, в 1797 на воду спущены первые корабли амер. Ф. «Юнайтед Стейтс», «Констелейшн», «Конститьюшн». В 1797 принят нов. свод военно-мор. правил, регулировавш. деятельность Ф. в парус, эпоху. В 1798 созданы Военно-мор. мин-во и морской пехоты корпус. По закону об устройстве Ф. в мирн. время от 3.03.1801 он подвергся резкому сокращению, но начавшаяся вскоре Триполитанская война позволила сохранить осн. ядро Ф. После ее окончания произошел поворот от постройки наступат. судов дальнего плавания к стр-ву канонер. лодок, предназнач. для обороны побережья. Англо-американская война привела к возрождению океан. Ф. в результате ряда блестящих побед амер. фрегатов и рейда «Эссекса» по Тих. океану. По программам 1813 и 1816 построено 10 линейн. кораблей, первым из к-рых стал «Франклин». В 1815 к охране гавани Нью-Йорка приступило первое паров. судно «Демологос» Р. Фултона. В 1844 Дж. Эриксоном (1803-89) построено первое винтов. судно «Прин-стон». Алжирская экспедиция амер. Ф. завершилась созданием в Средизем. море первой постоянно крейсир. эскадры в дальних морях. На протяжении 1820-х необходимость борьбы с пиратами привела к созданию такой эскадры в Вест-Индии, интересы «китайской торговли» в Ост-Индии, многочисл. междунар. проблемы в пределах Зап. полушария на Тих. океане и в Юж. Атлантике. В момент обострения отношений с Англией в 1841 на базе вест-инд. эскадры создана эскадра для охраны побережья США (Home Squadron), значит. увеличенная в годы Мексиканской войны и послужившая впоследствии основой Североатлант. эскадры наиб. мощного соединения амер. Ф. В 1843 началось патрулирование берегов Зап. Африки в целях предотвращения работорговли. Сост. частью Ф. являлись т. н. корпуса его гражд. служащих (капелланов, конструкторов, врачей, инженеров осн. 1842, сестер милосердия осн. 1908). Ф. выполнил роль ударн. силы в открытии для Америки обширных рынков Азии. В ходе Мексик. войны Ф. сыграл важную роль в захвате Калифорнии и Веракруса. С началом Гражданской войны бол-во судов было отозвано с загран. станций для орг-ции блокады Юга, провозглашен. 19.04.61. В составе Ф. были созданы 4 блокирующ. эскадры, речн. флотилии Миссисипи и Потомака. Пр-во КША приняло 21.02.61 решение о формировании собств. военно-мор. сил (Confederate Navy). Наибольш. эффект произвели действия южан на торг. коммуникациях Севера (см. «Алабама»). Для борьбы с «истребителями торговли» в США с 1863 началось стр-во первых в мире крейсеров типа «Вампаноа». 9.03.62 произошло первое сражение между броненос. судами (см. «Монитора»-»Мерри-мака» бой). Большую морал. поддержку Северу оказали Американские экспедиции русского флота. Герои этой войныД. Г. Фаррагут и Д. Д. Портер стали первыми амер. адмиралами. С 23.04.66 Ф. США разделен на 6 эскадр: северои южноатлант., европ., азиат., южно-и северотихоокеан. (объединены в одну в 1869). В 1874 построены первые амер. миноносцы «Аларм» и «Интрепид». С окончанием Гражд. войны мор. торговля США, а вместе с ней и воен. Ф. вступили в полосу упадка, чему в немалой степени способствовала деятельность вице-адм. Д. Д. Портера, направл. на консервацию технол. отсталости. В 1881 мор. мин. У. Хант создал спец. совет по выработке мер по возрождению Ф., к-рое началось с законов от 5.08.82 о военно-мор. ассигнованиях и от 3.03.83 о постройке первых стальных судов (крейсеры «Атланта», «Бостон», «Чикаго» и посыльное судно «Долфин»), составивших т. н. Белую эскадру, к-рая положила начало совр. Ф. Дальнейшему прогрессу способствовала деятельность мор. министров У. Чендлера, У. Уитни, Б. Трэси (1882-93). Решение о постройке кораблей из материалов отеч. произ-ва дало мощный стимул к развитию сталелит. пром-сти в США. По закону от 3.08.86 началась постройка первых амер. броненосцев «Мэн» и «Техас», предназнач. для берегов. обороны, по закону от 30.06.90 первых океан. броненосцев. Переход к стр-ву нов. Ф. ускорили катастрофа в Апиа, «Балтимора» и Мафии дело, а также актив. пропаганда, начатая на рубеже 1880-90-х теоретиком мор. мощи А. Т. Мэхэном. Гибель броненосца «Мэн» стала прологом к испано-американской войне, в ходе к-рой амер. Ф. оправдал свое существование в глазах обществ, мнения, одержав решающ, победы у Манилы и Сантьяго. 13.10.1900 в состав Ф. вошла первая подвод. лодка. 19.07.01 восстановлена упразднен, в 1898 европ. эскадра, распоряжением по мор. ведомству от 4.10.02 создана особая Кариб. эскадра. Растущ. угроза герм. вторжения в Зап. полушарие и не-утешит. итоги крупн. в истории США мор. маневров 1902 привели к принятию 3.03.03 беспрецедент. судостроит. программы, по к-рой было заложено одновременно 5 броненосцев. На основании закона от 3.03.05 в дек. 1906 США приступили к постройке первых линкоров «Сауз Кэролайн» и «Мичиган» дредноут. типа. В 1907 азиат, и тихоокеан. эскадры сведены в единый Тихоокеан. Ф.; европ., северо-и южноатлант. в Атлант. («Великий белый флот»). Отд. Азиат. Ф. восстановлен в 1910. В 1909 спущен на воду первый амер. эсминец. В 1910-11 произведены успеш. эксперименты во взлету и посадке самолетов на палубу корабля и на воду. Принятые в период Первой мировой войны гигант. судостроит. программы ставили задачу превращения амер. Ф. в наиб. мощный в мире. Опыт амер. воен. судостроения оказал заметное воздействие на развитие рус. Ф., благодаря чему, в частности, в его составе появились классы клиперов и мониторов. В 1830-1906 в США по заказу России строились суда самых совр. типов. (см. также Визит американского флота в Россию 1911; Русский флот в Америке; Фокса миссия.)
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.