ФОЛЬКЛОР МОРДОВСКИЙ

Найдено 1 определение
ФОЛЬКЛОР МОРДОВСКИЙ
известен с древних времен, но лишь по отдельным вкраплениям в летописях и др. ист. документах. Целенаправленные записи начались в 19 в. Одно из первых описаний морд. семейно-бытовых обрядов в Пенз. крае содержится в «Материалах для географии и статистики России», 1867. Морд. просветители М. Е. Евсевьев, А. Ф. Юртов, Н. Пенз. Барсов, С. Пенз. Аникин и др. опубликовали ряд сборников фолькл. произв. (песни на эрзян. и мокш. наречиях, образцы морд. нар. словесности и др., 1860–90-е гг.), но в целом публикации немногочисленны. В 1920-е гг. отдельные произв. печатают газеты на морд. языке «Од-веле» («Новая деревня»), «Якстере Теште» («Красная Звезда»). В довоен. годы фольклорно-этнографич. экспедиции в р-ны обитания мордвы-мокши предпринял Пенз. краеведч. музей, фольклор записывали М. Е. Афиногенова, Н. Н. Миронов, А. Пенз. Анисимова («Песни и сказки Пензенской области», опубл. в 1953) и др. Но планомерное собирание и изучение морд. устного нар. творчества началось с открытием Морд. НИИ языка, лит-ры, истории и экономики в Саранске. Ин-т организовал неск. целевых науч. экспедиций в Пенз. обл. В 1948 обследованы морд. поселения Поим. (ныне Белинск.) р-на (А. И. Карасев), в 1957 – Сосновобор., Шемыш., и Поим. (ныне Белинск.) р- нов (В. Л. Пешонова), в 1969 – Городищ. р-на (А. Д. Шуляев), в 1970 – Шемыш. р-на (А. М. Шаронов), в 1971 – Белинск., а в 1972 – Сосновобор. р- на (М. Г. Имяреков, А. М. Шаронов). В 1981 сотрудники секции языкознания НИИ во главе с О. Е. Поляковым выезжали для сбора лингвистич. материала во многие р-ны и т. д. В 1996 на территории Никольск. и Сосновобор. р-нов работала Международная фольклорная экспедиция под руководством докт. фил. наук, проф. В. М. Гацака. В ней приняли участие ученые из России, Японии и Камбоджи. Жанровый состав Ф. м. мало чем отличается от традиционных рус. фольклорных жанров. В Пенз. крае были записаны календарно-обрядовые песни, круговые песни, сказки, предания, легенды, песни лирические и эпические, пословицы и поговорки, дет. фольклор и т. д. Вместе с тем Ф. м. больше, чем рус., сохранил элементы язычества, хотя он так же, как и рус., не избежал влияния христианства. Не без влияния рус. нар. творчества возникли нек-рые ист. песни, в частности о Пугачеве. Особый интерес представляют ист. песни 19 в. («Пензенские старики разобрались», «Шаткинское поле»), рисующие картины соц. неравенства. В числе исторических Л. С. Кавтаськин выделяет песни о морд. родоначальнике Тюште, имеющие героич. содержание. В числе исторических нек-рые ученые выделяют также песни о временах Ивана Грозного и о Разине. Осенние песнопения мордвы распадаются на два вида: аграрно-общественные («Марь спас» – «яблочный спас», «медень спас» – «медовый спас» и др.) и семейно-бытовые (в честь богини двора и рода Юртавы, «калдаз озкс» – моление хлева и др.). Морд. сказительское иск-во представлено именами, известными всей России, – это Е. Пенз. Кривошеева и Ф. И. Беззубова. В числе исполнителей морд. фолькл. произв. Пенз. обл. наиб. известны: А. С. Аляпкина, А. И. Пищулина из с. Карсаевка Поим. (ныне Белинск.) р-на, Е. Д. Зубарева из с. Вязовка Сосновобор. р-на, О. А. Зотова из с. Пазелки Бессонов. р-на, З. А. Одерова из пос. Маяк Лопат. р-на, А. Ф. Оладьева из с. Старый Мамадыш Камешк. р-на и др. Ф. м. оказал большое влияние на развитие нац. лит-ры, в частности способствовал формированию жанра нац. лит. сказки (Ф. С. Атянин, Н. Л. Иркаев, Я. М. Пинясов), внес новые мотивы в поэзию (З. Ф. Дорофееев, И. Пенз. Кривошеев, М. И. Безбородов) и т. д. Писатель В. К. Радаев создал, используя фольклор, неск. поэм – «Сияжар», «Алаяр», «Тюштя», «Пенза и Сура». Лит: Старинное предание о Тюште, царе и родоначальнике мордвы //ПГВ. 1862. № 20; Мачинская Пенз. Песни мордвы-эрзи Пензенской губернии //Этнографическое обозрение 1898. № 1; Барсов Н. Пенз. Бытовые и исторические песни у мордвы-«мокши» //Сборник Пенз. губ. стат. комитета. ВыПенз. 6; Евсевьев М. Е. Избранные труды: В 5-ти т. Т. 1–2. Саранск, 1961– 1963; Жаткин Д. Этнографический этюд Б. Н. Гвоздева «Из быта мордвы- эрзи» и мордовский фольклор Пензенского края //Лингвистическое, историческое и литературное краеведение. Пенз., 1997; его же. Эрзянские и лирические песни села Тешнярь Сосновоборского района //Краеведение. 1998. № 1/2. Д. Н. Жаткин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
169.28 кб

Фольклор и современная мордовская элегия

Налдеева Ольга Ивановна, Девяткина Татьяна Петровна
В статье проанализирована проблема взаимоотношений устного творчества мордовского народа и современной элегии.
Читать PDF
5.42 мб

Изучение мордовского фольклора в Финляндии

Пекка Хакамиэс
Читать PDF
3.73 мб

Семейно-бытовые баллады в мордовском фольклоре

Голованова Наталья Федоровна
В статье рассматриваются особенности поэтики эрзянских и мокшанских семейно-бытовых баллад (своеобразие их сюжетов, персонажей, конфликтов), раскрывается связь с семейно-бытовыми и общественными условиями существования людей.
Читать PDF
241.02 кб

Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии

Антонов Юрий Григорьевич
В настоящей статье исследуется влияние фольклора на жанровую и идейно-художественную специфику современной мордовской драматургии.
Читать PDF
1.14 мб

Мордовский музыкальный фольклор в педагогической практике

Шпакова Наталья Владимировна
В статье анализируется инновационное программное и методическое обеспечение современного этномузыкального образовательного процесса в Мордовии; рассматривается художественнопознавательный потенциал фольклорного материала, привлека
Читать PDF
13.44 мб

Взаимодействие русского и мордовского песенного фольклора

Гусарова Елена Михайловна
Дан анализ взаимодействия русского и мордовского песенного фольклора в разные исторические эпохи. Приводится классификация песен по различным основаниям.
Читать PDF
1,005.37 кб

Мордовский музыкальный фольклор: способы и методы фиксации

Кинякина Людмила Викторовна
Рассматриваются способы и методы фиксации фольклорного музыкального материала. Отмечается значение новейших методов фиксации музыкального материала для сохранения и изучения мордовского музыкального фольклора.
Читать PDF
351.43 кб

К вопросу об истории мордовской музыкальной фольклористики

Кузнецова Юлия Викторовна, Финаева Марина Вячеславовна
Статья посвящена историографии мордовского музыкального фольклора. Рассматриваются три основных этапа в изучении песенного творчества мордвы.
Читать PDF
1.63 мб

Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике

Кинякина Л.В.
В статье рассматриваются вопросы методики преподавания сольфеджио на этноматериале; представлен обзор методической литературы по типологии и специфике привлечения народной музыки в курсы теоретических дисциплин.
Читать PDF
8.29 мб

Мордовский фольклор в творчестве П. И. Мельникова-Печёрского

Пивкина Светлана Васильевна
В статье дан анализ творчества П. И. Мельникова-Печёрского в контексте истории, мифологии и фольклора мордовского народа.
Читать PDF
158.36 кб

Отечественная война 1812 года в русском и мордовском фольклоре

Мокшина Елена Николаевна
В статье освещаются фольклорные материалы русских и мордвы, посвященные Отечественной войне 1812 года.
Читать PDF
317.60 кб

Балладные мотивы в песнях о построении города в мордовском фольклоре

Голованова Н.Ф.
В статье проанализированы сюжеты песен о построении города в мордовском фольклоре. События и отношения, изображаемые в них, указывают на древность их происхождения, на связь с мифологическим миросозерцанием.
Читать PDF
367.04 кб

Традиционные головные уборы мордвы (по материалам мордовского фольклора)

Козлова Тамара Алексеевна
В статье рассматриваются традиционные головные уборы мордовских девушек и женщин, отраженные в произведениях мордовского фольклора.
Читать PDF
585.84 кб

Элементы драматического искусства в Мордовском календарно-обрядовом фольклореh

Антонов.H Юрий Григорьевич
В настоящей статье исследуются фольклорные истоки мордовской драматургии. Рассматривая календарно-обрядовые действа, автор выделяет в них элементы, свойственные народной драматургии.
Читать PDF
10.17 мб

Фольклор и семантика орнамента и украшений в свадебном платье мордовской невесты

Деникаева Екатерина Александровна
Раскрывается роль в обрядовой культуре орнамента, знаков, символов, наносимых на свадебное платье невесты, их функции как семиотической системы для кодирования религиозно-магической информации.