ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Найдено 1 определение
ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
организационно-творч. структуры, деятельность к-рых направлена на изучение, освоение, сохранение и пропаганду фолькл. наследия песенного, муз., танц. и драматич. характера. Ф. к. делятся на аутентичные и неаутентичные. Аутентичные, или этнографич., коллективы представляют собой остатки сохранившихся локальных сел. общностей и состоят из жителей села (аутентичных исполнителей), к-рые являются подлинными носителями фольклорной традиции. Неаутентичные коллективы подразделяются на коллективы сценич. направления, ориентирующиеся на традиции нар. хора или анс. песни и танца, а также на коллективы несценич. направления, пытающиеся освоить фольклорную традицию данного р-на (местности), ведущие помимо сценич. выступлений собирательную фольклорно-этнографич. работу. Неаутентичные Ф. к. объединяют жителей городов и поселков гор. типа, преим. молодежь, способствуют соединению ценностей традиц. культуры и совр. образа жизни. В Пенз. обл. насчитывалось в нач. 1970-х гг. 26, а к сер. 1990-х гг. ок. 300 аутентичных, или этнографич., коллективов (ансамблей). Среди них наиб. распространены рус., тат., морд. и чуваш. ансамбли. Рус. этнографич. анс. существуют в селах: Михайловка (возник в 1939, рук. Е. К. Медянцева, Лунин. р-н, бронз. призер творч. показа на ВДНХ СССР); Канаевка (1946, рук. Н. С. Мальков, Городищ. р-н, зол. призер творч. показа на ВДНХ СССР, лаур. всесоюз. и всеросс. фестивалей самодеят. худож. творчества, участник междунар. фольклорных фестивалей); Белынь (нач. 1950-х гг., рук. А. Е. Юрова, Пачелм. р-н, участник Междунар. фолькл. фестивавля в Дубне); Павло-Куракино (нач. 1950-х гг., рук. М. И. Аникин, Городищ. р-н); Марьевка (1953, рук. М. Пенз. Фадеева, Е. М. Храмова, М.- Серд. р-н, лаур. 1-го Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества, дипломант всеросс. фестивалей). В 1962 возникли рус. этнографич. анс. в селах.: Николо- Райское (рук. М. Ф. Родионова, Городищ. р-н); Каменный Брод (Иссин. р-н, лаур. обл. смотров и конкурсов); Лесной Вьяс (рук. А. Е. Коннова, Лунин. р-н, лаур. Всеросс. фестиваля «Салют Победы»); Юлово (рук. Л. А. Саженина, Городищ. р-н, дипломант Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества, всеросс. смотров и конкурсов). Рус. этнографич. анс. созданы в селах: Н. Мывал (нач. 1960-х гг., рук. В. А. Несяева, Сосновобор. р-н); Карачаевка (нач. 1960-х гг., рук. М. В. Иванова, Сосновобор. р-н, дипломант обл. смотров); Тюнярь (нач. 1970-х гг., рук. А. А. Быстракова, Никольск. р-н, лаур. обл. фольклорных фестивалей); Чаадаевка (1979, рук. Л. И. Глухих, В. Н. Семейкина, Городищ. р-н, дипломант обл. смотров); Соколка (1979, рук. М. В. Паршина, Серд. р-н, лауреат обл. фольклорных фестивалей); Казачья Пелетьма (нач. 1980-х гг., рук. А. И. Казицина, Лунин. р-н, дипломант 2-го Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества); Степное Полеологово (1983, рук. Р. И. Кучер, Бессонов. р-н); Архангельское (1985, рук. И. А. Бобылева, Городищ. р-н); Никифоровка (сер. 1980-х гг., Иссин. р-н, лаур. обл. фестивалей «Пензенские россыпи»); Вазерки (сер. 1980-х гг., Бессонов. р-н); Маровка (сер. 1980-х гг., Иссин. р-н, лауреат обл. фестивалей); Алексеевка (сер. 1980-х гг., рук. С. А. Федотова, Мокш. р-н, лауреат обл. смотров); Ильмино (сер. 1980-х гг., рук. М. В. Додонова, Никольск. р-н, лаур. обл. фестивалей) и др. Морд. этнографич. коллективы возникли в селах: Новые Пичуры (1939, рук. Ф. Пенз. Матин, Наровч. р-н, лаур. премии Пенз. комсомола, лаур. обл. и всеросс. смотров и конкурсов); Ст. Яксарка (1947, рук. А. А. Живаев, Шемыш. р-н, дипломант Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества, всеросс. смотров); Ермолаевка (конец 1950-х гг., рук. З. А. Зоткина, Конд. р-н, лаур. обл. смотров и фестивалей); Карсаевка (нач. 1960-х гг., рук. Р. Т. Байшева, Белинск. р-н, дипломант всеросс. смотров и обл. конкурсов); Пылково (нач. 1960-х гг., рук. Д. Ф. Антипов, Лопатин. р-н, дипломант обл. смотров); Чумаево (конец 1960-х гг., рук. В. В. Чаадаев, Камешк. р-н, лаур. обл. конкурсов); Вачелай (1974, рук. М. М. Атяшкин, Сосновобор. р-н, дипломант обл. фестивалей); Тешнярь («Лейне», в переводе «Ручеек», 1978, рук. И. Я. Астаев, Сосновобор. р-н, лаур. всесоюз. фестивалей самодеят. творчества, всеросс. смотров, Междунар. фолькл. фестиваля молодежи и студентов); Колдаис (1978, Шемыш. р-н, лаур. обл. смотров); Армиево («Килине», в переводе «Березка», кон. 1970-х гг., рук. А. С. Палатова, Шемыш. р-н, дипломант обл. конкурсов); Б. Пермиево (1985, рук. И. Т. Зажоркин, Никольск. р-н, дипломант всеросс. смотров, лаур. Междунар. фолькл. фестиваля в Саранске); Мокрый Дол (сер. 1980-х гг., Камешк. р-н, лаур. обл. смотров) и др. Известны тат. этногр. коллективы в селах: Усть-Уза (нач. 1950-х гг., рук. А. М. Якупова, Шемыш. р-н, дипломант Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества); Индерка (нач. 1980-х гг., рук. Г. Р. Вагапова, Сосновобор. р-н). Чуваш. этнографич. коллективы существовали в селах: Илим-Гора («Азамат», в переводе «Радуга», нач. 1970-х гг., рук. Н. Е. Башкирова, Неверк. р-н, дипломант всесоюз. и всеросс. фестивалей); Алешкино (кон. 1970-х гг., рук. Н. Н. Библев, Неверк. р-н). В области насчитывается б. 150 неаутентич. ансамблей. Наиб. интересны такие коллективы, как: «Реченька», «Голоса России, «Пензенская песня» (нач. 1980-х гг., при ОНМЦ, рук. Н. С. Мальков, лаур. всеросс. фестивалей); коллектив с. Лермонтово (кон. 1980-х гг., рук. В. А. Каракин, Белинск. р-н, лаур. обл. фестивалей); коллектив с. Пачелма (кон. 1980-х гг., рук. С. Пенз. Солодкова); «Миряне» (нач. 1990-х гг., при Пенз. уч-ще культуры и иск-в, рук. Е. Г. Пыкова, лаур. всеросс. телерадиоконкурса «Голоса России» (Смоленск), дипломант 1-го Междунар. конкурса игровых и развлекат. программ (М.), лаур. обл. конкурса хор. коллективов и ансамблей им. О. Гришина). Лит: Мальков Н. Край песенный //ППенз. 1981. 16 мая; Синякин А. Спасибо за песни //ППенз. 1982. 16 апр.; Мальков Н. На «бис» //МЛ. 1986. 24 мая; Чеброва Н. «Азамат» – значит радуга //ППенз. 1987. 5 февр.; Засурский В. С песнями в столицу //ППенз. 1987. 31 мая; Савин (15). И. И. Маслова.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.90 мб

Проблемы костюма современного фольклорного коллектива

Ковычева Елена Ивановна
Костюм современного фольклорного коллектива является вариантом праздничного национального костюма.
Читать PDF
1.68 мб

О некоторых формах работы вторичных фольклорных коллективов

Кинякина Л.В.
В статье анализируется исполнительская специфика вторичных фольклорных ансамблей, степень близости аутентичным традициям, вопросы выбора репертуара.
Читать PDF
577.35 кб

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ

Будилин В.В.
Статья посвящена специфике работы концертмейстера в фольклорном коллективе. Освещаются во-просы значения инструментального сопровождения в народном музыкальном творчестве в целом.