ФОМА
ФОМА
писатель 15 в., инок. Автор "Слова похвального" (около 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче, отражающего время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ФОМА
Один из 12 апостолов Христа. Апостол Фома, как свидетельствует Евангелие, требовал подтверждения необычных явлений или событий, при которых не присутствовал. Так, он не мог поверить в воскресение Христа. И тогда, по Евангелию, Иисус предложил ему дотронуться до Его ран, чтобы убедиться, что перед ним не призрак, а живое существо. В русском языке есть выражение «Фома неверующий».
Источник: Основы православной культуры. 2011
ФОМА
• Thomas,
??????, с прозвищем Magister, принявший в монашестве имя Феодул, жил в начале 14 в. Кроме значительного числа речей, большей частью еще не напечатанных, он составил лексикон: ????????? ????????, сборник аттических слов из сочинений Фриниха, Аммония, Геродиана и Мериса (изд. Ritschl, 1832 и Beck, 1836). Кроме того, он оставил жизнеописание Еврипида и написал, говорят, схолии к Пиндару и Аристофану.
??????, с прозвищем Magister, принявший в монашестве имя Феодул, жил в начале 14 в. Кроме значительного числа речей, большей частью еще не напечатанных, он составил лексикон: ????????? ????????, сборник аттических слов из сочинений Фриниха, Аммония, Геродиана и Мериса (изд. Ritschl, 1832 и Beck, 1836). Кроме того, он оставил жизнеописание Еврипида и написал, говорят, схолии к Пиндару и Аристофану.
Фома
Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Ин 11.16; 14.5; 20.24,26-28; 21.2; Деян 1.13)-один из двенадцати Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге совершенно преданный Христу. За свое недоверие и желание все проверить самому он прослыл во всем мире как Фома Сомневающийся (по-русски: неверующий) и лишился того блаженства, которое имеют не видящие, но верующие во Христа (Ин 20.29; 1Пет 1.8). (См. Апостол)
ФОМА
в христ. преданиях один из двенадцати апостолов. Ф. не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос, и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя «неверного», т.е. «неверующего», Ф. становится нарицат.). Неск. дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Ф. прикоснуться к ранам на своем теле, укоряя его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФОМА
один из 12 апостолов. Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о воскресении Иисуса Христа: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. Господь мой и Бог мой! – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 (19) сентября). Память апостола Фомы 6 (19) октября и в Неделю 2-ю по Пасхе.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Фома
т е. близнец, один из двенадцати апостолов (Мат. 10-3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13) Евангелие от Иоан -на отмечает три черты, выявляющие его характер. В Иоан. 11:16 он видит опасность, но все-таки готов следовать на смерть за своим Наставником. В 14:5, он сомневался, как ученики могут знать путь, не зная, куда идет Наставник. В 20:25, услышав о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, он требовал осязательных доказательств для того, чтобы поверить в невероятное, т.е. увидеть живого Христа, крестный образ Которого врезался в его сердце. Неделю спустя Воскресший Господь явился ученикам и предложил Фоме вложить перст в Его раны, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие (ст. 26 и дал). Фома присутствовал также при явлении Христа у Тивериадского озера (21-2 и дал.). Фома обладал склонной к скептицизму натурой и видел часто во всем лишь темные стороны, но в то же время был беззаветно предан своему Наставнику. Он не удовлетворился свидетельством других о дивном факте воскресения, которое в его представлении, как и в представлении прочих учеников, являлось чем-то странным и невероятным: о«, как и прочие ученики, нуждался в осязательных доказательствах, которые они и получили; на это указывает Иоанн в 1 Иоан. 1:1. Чем более размышляешь об этом, тем яснее становится тщетность попыток некоторых безумцев объяснить воскресение Христа самообманом, например, Ренан пытается уверить своих читателей, что выдумка о воскресении Христа принадлежит Марии Магдалине», и что «после Иисуса Мария Магдалина более всего сделала для основания христианства» — Пример Фомы учит нас противоположному.
ФОМА
Мф 10:3, Мк 3:18, Лк 6:15, Ин 11:16, 14:5, 20:24, 21:2, Деян 1:3) — один из 12-ти апостолов, называемый иначе: дидимом, или близнецом. Об его жизни нам известно немногое. Он отличался, по-видимому, некоторыми особенностями в своем характере, в котором замечалась главным образом склонность к маловерию, что особенно показал он по воскресении Спасителя. В величественно трогательных чертах в Евангелии от Иоанна (20:20-29) передается тот факт, когда воскресший Спаситель явился всем ученикам, собранным в доме при запертых дверях вместе с Фомою, усомнившимся было в Его воскресении, и позволил Ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои. “Не будь неверующим, но верующим,” сказал ему при этом Спаситель. — “Господь мой и Бог мой”! сказал ему в ответ Фома. Но прежде сего в Евангелии от Иоанна дважды упоминается об ап. Фоме, в выражениях, наглядно рисующих отличительный от прочих учеников характер: именно, когда Господь Иисус изъявил Свое намерение вместе с учениками идти в Иудею для воскрешения Лазаря, Фома, называемый близнец, сказал им: пойдем и мы умрем с Ним (11:16). В другой раз, когда Господь во время прощальной Своей беседы с учениками, пред Своими страданиями, сказал им: “А куда Я иду вы знаете: и путь знаете,” Фома сказал Ему; “Господи! не знаем, куда идешь, и как можем знать путь”? (14:4-5). По преданию, ап. Фома проповедовал Евангелие в Восточной Индии, и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число Христиан, именующих себя Христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 6-го октября, и первое воскресенье после Светлой седмицы называется Фоминым воскресеньем, а вся седмица Фоминою.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ФОМА
XV в.) — инок, автор Похвального слова о тверском великом князе Борисе Александровиче, написанного около 1453 г. Для исследователей остается загадкой, является ли упоминаемый в Похвальном слове тверской посол на Ферраро-Флорентийский собор инок Фома одним лицом с автором Слова, или это разные лица (тверской посол Фома, присутствовавший на соборе, известен и по другим письменным источникам, в том числе и западным). “Слово” инока Ф.— образец придворного панегирика, не так уж часто встречающегося среди дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Это похвала здравствующему князю, написанная придворным сочинителем, основным занятием которого был литературный труд, о чем он сам свидетельствует. “Слово” отражает время последнего возвышения Тверского княжества, когда Москва, раздираемая межкняжескими усобицами,находилась в состоянии упадка. Тверской князь Борис Александрович прославляется в нем как “самодержавный государь”. Однако очень скоро (в последней четв. XV в.) Тверь вновь утратит свое значение, окончательно уступит первенство Москве, но пока, в сер. XV в., именно тверской великий князь покровительствует великому князю московскому Василию Васильевичу Темному, поддерживая его в борьбе с князем Дмитрием Шемякой, пока именно тверской посол, боярин великого князя, выступает единственным светским представителем Руси на Ферраро-Флорентийском соборе, пока автор “Слова” именует своего князя царем и самодержцем и повествует о том, как он является перед своими подданными увенчанным царским венцом. Естественно поэтому, что впоследствии, когда центр сложения единодержавного Русского государства вновь переместился в Москву, “Слово” инока Ф. не получило широкого распространения среди памятников официальной московской литературы. Изд.: Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче / Сообщение Н. П. Лихачева.— СПб , 1908 (ПДПИ, № 168); Инока Фомы “Слово похвальное” / Подг. текста и перевод Н. В. Понырко; Комм. Н. В. Понырко и Я. С. Лурье // ПЛДР. Вторая половина XV века.—М., 1982.—С 268— 333, 607—617. Лит.: Серебрянский. Княжеские жития.—С. 248—249; Л у р ь е Я. С. Роль Твери в создании Русского национального государства // Учен зап ЛГУ.— 1936 Серия историч наук Вып 3—С 85—109; Шамбинаго С. К. Литература Тверского княжества конца XIV— XV в // История русской литературы.— Т. 2, ч 1—М; Л, 1946.—С 247—250, П о н ы р ко Н. В Фома // Словарь книжников— Вып 2, ч. 2.— С 474—475. Н. В. Понырко
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996