ФОНТАНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФОНТАНА
Fontana), Жозе (Джузеппе) (ок. 1840 - 2.IX.1876) - деятель португ. рабочего движения, пролетарский публицист. По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Самостоятельно приобрел широкие знания. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета (1872-73), организатор и секретарь "Рабочего братства" - первой массовой орг-ции португ. рабочих, ред. газ. "O Pensamento social" (1872-73). Находился под влиянием мелкобурж. социализма, к-рое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отд. положения науч. коммунизма, выступал за создание самостоят. пролетарской партии в Португалии.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Фонтана
, Лучио (Fontana, Lucio) 1899, Санта Фе, Аргентина — 1968, Варезе. Итальянский живописец и скульптор. Родился в семье итальянского скульптора Луиджи Фонтана. В 1905 семья переехала из Аргентины в Милан, где будущий художник обучался скульптуре сначала в мастерской отца, а затем в Академии Брера (1928—1930). В 1930 на своей первой персональной выставке показал абстрактные скульптуры. В серии Черных скульптур (1931) расположенные уступами терракотовые формы покрыты гравированными фигурами (сграффито). В Италии Фонтана стал лидирующей фигурой в пропаганде абстрактного искусства и в 1935 при посещении Парижа вступил в объединение "Абстракция—Творчество". В поисках новых пространственных форм он экспериментировал с разными материалами — фарфором, керамикой, стальной проволокой, пластмассами, стеклом, железобетоном. В 1939—1947 пребывал в Аргентине, где выпустил Белый манифест (1946), в котором отстаивал принципы синтеза искусств на основе современных научно-технических достижений. Вернувшись в Милан, опубликовал Технический манифест спациализма (1947), заложивший теоретическую основу нового направления. Программа спациализма осуществлялась художником, прежде всего, в картинах под общим названием Пространственные концепции, где на ровно окрашенные или не тронутые краской холсты, металлические и другие поверхности наносились разнообразные надрезы, разрывы, пробоины, глубокие царапины (Пространственная концепция. Ожидание, 1958; Пространственная концепция, 1960; обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Пространственная концепция, 1960—1961, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Эти разрезы ("тальи"), по замыслу Фонтана, разрывали однородную плоскость, обеспечивая выход в окружающее пространство. Прорывы в глубину создаются резким жестом художника, в котором запечатлевается энергия его движения. Принцип выхода формы в окружающее пространство осуществлялся им и в скульптуре (растрескавшиеся сферы, серия Камни с пробитыми в них отверстиями), а также в неоновых инсталляциях.
Лит.: Crispolti E., Van der Marck J. Lucio Fontana: Catalogue raisonne des peintures, sculptures et environnements spaciaux. Bruxelles, 1974; Lucio Fontana: Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1987.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 023. Фонтана Дж. Созидая нации, учреждая государства: этнорелигиозная гетерогенность и соз

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Два фонтана в поэзии А. С. Пушкина: Бахчисарайский и царскосельский

Дмитриева У. М.
Читать PDF
0.00 байт

Катакомбы из могильников Фонтаны и Левадки в связи с происхождением позднескифской культуры

Храпунов И. Н., Мульд С. А.
The article offers the results of research of the Fontana and Levadka's necropolis.
Читать PDF
0.00 байт

Дворец Шереметевых в судьбе Н. Ф. Финдейзена*: к 300-летию Фонтанного дома

Космовская М. Л.
Статья посвящена анализу воздействия на Н. Ф. Финдейзена соприкосновения с уникальным уголком русской культуры, который на протяжении трех веков был средоточием художественной мысли (в XIX–ХХ веках под руководством С. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Березовский фонтан

Седых Александр Дмитриевич
Рассмотрена история освоения месторождений газа в Западной Сибири, которая началась с Пунгинского месторождения и строительства газопровода Игрим-Серов.
Читать PDF
0.00 байт

«Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина в литературе путешествий по Крыму: проблемы интерпретации

Орехова Людмила Александровна
В статье поднимается вопрос о последовательной актуализации пушкинского текста в литературе путешествий по Крыму первой половины XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

С БЕРЕГОВ ФОНТАНКИ И АНГАРЫ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ПЕРСПЕКТИВЫ СИБИРСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ НАЧАЛА XX В

Иванов Александр Александрович, Курас Софья Леонидовна
Статья посвящена исследованию проблем политической ссылки в Сибирь. В начале XX в. Российская империя столкнулась с массовым развитием антиправительственных течений и противозаконных действий.
Читать PDF
0.00 байт

СТОЛЬНИК П.А. ТОЛСТОЙ О ФОНТАНАХ РИМА

Третьякова М.В.
Статья посвящена изучению периода пребывания в Риме в августе 1698 г. стольника П.А. Толстого.
Читать PDF
0.00 байт

И. Дункер и декоративное и мебельное убранство Фонтанного дома в середине xviii века

Логвинова Елена Эдуардовна
Впервые предпринята попытка на основании исторических архивных материалов выявить участие И. Дункера в создании декоративного и мебельного убранства Фонтанного дома.
Читать PDF
0.00 байт

Этрусская гостиная Фонтанного дома. Проект И. Корсини

Логвинова Елена Эдуардовна
В статье впервые предпринята попытка исторической реконструкции интерьера и декоративного убранства стиля нео-грек, созданного в 1838 году архитектором И. Корсини на основе архивных материалов.
Читать PDF
0.00 байт

Символистская линия в вокальной лирике К. Дебюсси (на примере романса «Фонтан» из цикла «Пять стихот

Асатурян А.
В статье рассматриваются особенности музыкального претворения символистской поэзии в творчестве К. Дебюсси. Автором дано аналитическое описание одного из номеров вокального цикла «Пять поэм Ш.
Читать PDF
0.00 байт

Фонтаны современного Саранска

Гулая М.С.
Фонтанные сооружения современного города рассматриваются как объект, синтезирующий новейшие технологии в области водных конструкций, светового оформления и музыкального сопровождения.
Читать PDF
0.00 байт

Стихотворение «о фонтанах» Р. М. Рильке и античная традиция

Киселева Л. И.
Читать PDF
0.00 байт

Роль композиционных приемов в смысловой организации поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Барский Олег Вадимович
В статье идет речь о композиционных особенностях поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Читать PDF
0.00 байт

О функциях графических средств в поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Борисова И. М., Мелихова Н. А.
Статья посвящена графике поэмы А.С. Пушкина в поэме «Бахчисарайский фонтан»; в ней анализируются графический эквивалент текста, «лесенка», курсив; показывается взаимодей8 ствие графики с другими форматами.

Похожие термины:

  • Фонтана, Антон

    архитектор в службе Петра I в Москве 1706 г. {Половцов}
  • Фонтана, Карл

    архитектор русс. службы, р. 1746 г.; † 29 янв. 1785 г. {Половцов}
  • КАСТЕЛЛАЦЦО-ДИ-ФОНТАНЕЛЛАТО

    Castellazzo di Fontanellato) - самое крупное поселение культуры террамар эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.) в Сев. Италии, близ г. Парма. Раскапывалось в 1888-96. Имело трапециевидную форму, было окружено рвом (шир. 3,75, глу
  • ФОНС, или ФОНТ, ФОНТАН

    божество водных источников и ключевой воды, сын бога Януса и нимфы Ютурны. Считался одним из древнейших римских богов. Его праздник широко отмечался 13 октября, когда колодцы украшались венками, а в
  • ФОНТАН

    источник — бьющая вверх струя. Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды.
  • Фонтанези

    , Антонио (Fontanesi, Antonio) 1818, Реджо Эмилия — 1882, Турин. Итальянский живописец, гравер. Учился у П. Мингетти в Школе искусств Реджо Эмилии. С 1847 переехал в Турин. В 1848 принял участие в событиях Рисорджимент