ФОНТАНА
ФОНТАНА
Fontana), Жозе (Джузеппе) (ок. 1840 - 2.IX.1876) - деятель португ. рабочего движения, пролетарский публицист. По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Самостоятельно приобрел широкие знания. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета (1872-73), организатор и секретарь "Рабочего братства" - первой массовой орг-ции португ. рабочих, ред. газ. "O Pensamento social" (1872-73). Находился под влиянием мелкобурж. социализма, к-рое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отд. положения науч. коммунизма, выступал за создание самостоят. пролетарской партии в Португалии.
Фонтана
, Лучио (Fontana, Lucio) 1899, Санта Фе, Аргентина — 1968, Варезе. Итальянский живописец и скульптор. Родился в семье итальянского скульптора Луиджи Фонтана. В 1905 семья переехала из Аргентины в Милан, где будущий художник обучался скульптуре сначала в мастерской отца, а затем в Академии Брера (1928—1930). В 1930 на своей первой персональной выставке показал абстрактные скульптуры. В серии Черных скульптур (1931) расположенные уступами терракотовые формы покрыты гравированными фигурами (сграффито). В Италии Фонтана стал лидирующей фигурой в пропаганде абстрактного искусства и в 1935 при посещении Парижа вступил в объединение "Абстракция—Творчество". В поисках новых пространственных форм он экспериментировал с разными материалами — фарфором, керамикой, стальной проволокой, пластмассами, стеклом, железобетоном. В 1939—1947 пребывал в Аргентине, где выпустил Белый манифест (1946), в котором отстаивал принципы синтеза искусств на основе современных научно-технических достижений. Вернувшись в Милан, опубликовал Технический манифест спациализма (1947), заложивший теоретическую основу нового направления. Программа спациализма осуществлялась художником, прежде всего, в картинах под общим названием Пространственные концепции, где на ровно окрашенные или не тронутые краской холсты, металлические и другие поверхности наносились разнообразные надрезы, разрывы, пробоины, глубокие царапины (Пространственная концепция. Ожидание, 1958; Пространственная концепция, 1960; обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Пространственная концепция, 1960—1961, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Эти разрезы ("тальи"), по замыслу Фонтана, разрывали однородную плоскость, обеспечивая выход в окружающее пространство. Прорывы в глубину создаются резким жестом художника, в котором запечатлевается энергия его движения. Принцип выхода формы в окружающее пространство осуществлялся им и в скульптуре (растрескавшиеся сферы, серия Камни с пробитыми в них отверстиями), а также в неоновых инсталляциях.
Лит.: Crispolti E., Van der Marck J. Lucio Fontana: Catalogue raisonne des peintures, sculptures et environnements spaciaux. Bruxelles, 1974; Lucio Fontana: Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1987.
В. Крючкова
Лит.: Crispolti E., Van der Marck J. Lucio Fontana: Catalogue raisonne des peintures, sculptures et environnements spaciaux. Bruxelles, 1974; Lucio Fontana: Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1987.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006