ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Найдено 1 определение
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
базовые литературоведческие понятия, позволяющие разграничить внешнюю и внутреннюю стороны литературного произведения. Необходимо иметь в виду, что, говоря о форме и содержании, мы имеем дело с научными абстракциями; в реальном произведении форма и содержание существуют в единстве. Расчленить их можно только умозрительно, в ходе анализа, но при этом следует помнить об условности подобной операции. Никакой «чистой» формы без содержания не существует, так же как не может быть содержания, взятого вне формы.
Содержание стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» вне его поэтической формы предстает как тривиальная история сердечных взаимоотношений. Форму вне содержания можно сравнить с упорядоченной сменой сильных и слабых слогов с чередованием ритмических окончаний и созвучий на концах строк, объединенных в стиховые группы (строфы). При таком понимании разрыв между формой и содержанием неустраним.
В современном литературоведении отношения формы и содержания не являются предметом актуальных научных дискуссий, но до сих пор сохраняют свое значение прежние споры об отношениях этих категорий. Для одних погружение в содержание позволяет обнаружить форму: «кажущееся содержание есть лишь порядок в расчленении формы» (А. Белый), поэтому «постигать содержание значит разлагать смутно заданную материю в идеальную формальность» (Г. Шпет). Другие предлагают, «говоря о созданиях поэзии, переставить значение этих слов. То, что обычно называется формой в поэзии, есть, в сущности, ее “содержание”, а то, что называется содержанием (сюжет, мысли, образы), – только “форма”» (В. Я. Брюсов). Для третьих при переносе акцента с проблемы познания на ценностный мир художественная форма противопоставляется внешнему упорядочению словесного материала: с помощью формы личность в искусстве «занимает ценностную позицию вне содержания», что «делает возможным завершение и вообще осуществление всех эстетических функций формы по отношению к содержанию» (М. М. Бахтин). Четвертые утверждают, что «любая художественная форма есть… не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание» (Г. Гачев, В. Кожинов). Отсутствие единодушия в подходах говорит о том, что в решении этого вопроса поставить точку практически невозможно. Единственное, в чем солидарны большинство авторов, – это в том, что «мы не можем подойти к содержанию… произведения иначе, как через его форму» (М. Гаспаров).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
170.70 кб

Содержание и форма в онтологии искусства

Карцева Галина Александровна
Настоящая статья посвящена ключевой проблеме онтологии искусства особенностям бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта.
Читать PDF
573.79 кб

Содержание и форма в философии XIX–XX вв

Карцева Галина Александровна
Исследуется противоречивая интерпретация категорий «содержание» и «форма» в философии и эстетике XIX–XX вв.
Читать PDF
559.56 кб

Содержание и форма произведения искусства

Карцева Галина Александровна
Рассматриваются особенности функционирования категорий «содержание» и «форма» в произведении искусства, специфика художественной формы, художественного образа, материала искусства.
Читать PDF
14.78 мб

Политехнический музей: форма и содержание

Черкасов Георгий Николаевич, Чистяков Дмитрий Александрович
The article considers the peculiarities of organization and functioning of the polytechnic museum in the modern city: the interaction of function and form-building; the role of values of polytechnic museums in shaping urban develo
Читать PDF
375.68 кб

Понятийная триада «Форма-содержание-смысл»

Поляков Александр Федорович
Статья посвящена проблеме позиционирования понятийной триады «форма-содержание-смысл» в художественной культуре. Автор рассматривает данные категории в гносеологическом, субстанциальном и семантическом параметрах.
Читать PDF
293.92 кб

Проблема понятийной триады «Форма содержание смысл»

Поляков Александр Федорович
Статья посвящена вопросам генезиса и эволюции понятийной триады «форма содержание смысл». Автор рассматривает данные категории в культур-философском аспекте
Читать PDF
259.19 кб

Диалектика содержания и формы и проблема формализации

Мареев С.Н.
В статье показано, какую роль играет гегелевское различение формальной и содержательной формы в решении проблемы формализации в современной науке, прежде всего, в формализации математики. Автор указывает на анализ Л.С.
Читать PDF
89.30 кб

Дискурсивная формация в культуре: структура и содержание

Болотникова Елена Николаевна
Читать PDF
448.48 кб

Форма и содержание офисных сетей в контексте социологического анализа

Писарева Мария Михайловна
Офисные взаимодействия по форме организации представляют собой сети. Сетевой подход позволяет сделать анализ архитектуры этих сетей, процесс включения новых участников, осуществление коммуникаций.
Читать PDF
2.96 мб

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА КАК ВЗАИМОПЕРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Карпычев Михаил Георгиевич
Статья посвящена взаимопереходам содержания и формы на пути музыкального произведения от композитора к слушателю.
Читать PDF
223.22 кб

4. 2. Зомбирование: форма, содержание, инструментарий, некоторые персоналии

Хмелевский Сергей Владимирович
В представленной статье на основе социально-философского анализа исследованы форма, содержание, инструментарий феномена зомбирования.
Читать PDF
213.53 кб

Проблемы выражения тендерного содержания в исторических формах развития искусства

Бурлакова Т. В., Халиуллина О. Р.
Читать PDF
454.55 кб

Форма и содержание: анналистический метод изложения в i декаде «Истории» Тита Ливия

Сидорович Ольга Витольдовна
В статье исследуются особенности анналистического метода изложения в I декаде «Истории» Тита Ливия. Анналистический метод изложения в классической форме реализован в III и IV декадах.
Читать PDF
393.91 кб

Крымские партизаны без ретуши, или может ли научная форма сделать научным содержание

Романько Олег Валентинович
Рецензия на книгу: Поляков В.Е. Партизанское движение в Крыму 1941-1944 гг. Симферополь: ИП «Ариал», 2013. 488 с.
Читать PDF
555.53 кб

Форма и содержание как методологические категории науки о языке художественной литературы

Мамонтов Александр Степанович, Морослин Пётр Васильевич, Астремская Елена Владленовна
В статье рассматриваются методологические вопросы соотношения формы и содержания применительно к языку художественной литературы.