1) субстанциональный подход к истории, связанный с нахождением единой основы общественной жизни и выделением стадий исторического процесса в зависимости от видоизменения этой основы [Ю. К. Плетников]; 2) марксистская концепция истории, связанная с признанием способа производства в качестве основной детерминанты общественного развития и выделением на этой основе определенных стадий или формаций; 3) марксистская концепция материалистического понимания истории как линейно-стадиального процесса, ключевой категорией которой выступает понятие «общественно-экономическая формация» [Ю. И. Семенов]. Ф. п. в и. п. - форма и способ научного изучения исторической реальности. Ф. п. в и. п. является одной из форм организации трансдисциплинарных научных исследований, направленных на производство интегрального исторического знания. Ф. п. в и. п. как способ монистической интерпретации истории представляет собой систему методологических установок, ориентирующих на интерпретацию исторической реальности в русле различных вариантов теории общественно-экономических формаций, разработанных в марксистской методологии научного познания.
Теория общественно-экономических формаций, созданная Карлом Марксом в русле материалистического понимания истории, в настоящее время используется в традиционном и модифицированном вариантах, сторонники которых главный источник всемирноисторического прогресса видят в противоречии производительных сил и производственных отношений. Традиционный вариант формационного подхода базируется на принципе «формационного редукционизма», который проявляется в сведении всего многообразия исторического процесса к пяти общественно-экономическим формациям - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. В основу периодизации всемирной истории Карл Маркс положил формы собственности. При этом специфика различных сфер жизни общества как бы растворяется в экономических и классовых отношениях. Сторонники модифицированного варианта формационного подхода считают, что марксистская формационная теория не совпадает с той формационной «пятичленкой», которая была разработана на западноевропейском историческом материале, но представляет собой универсальную историческую теорию, раскрывающую всеобщие и единственно возможные ступени исторического процесса. В связи с этим одни историки объединяют все добуржуазные сословноклассовые общества, основанные на рентном способе производства, в единую стадию и противопоставляют ее обществу, базирующемуся на капиталистической прибавочной стоимости [В. П. Илюшечкин]. Другие полагают, что базовым звеном развития выступает «формационная триада», представленная К. Марксом в виде первичной, вторичной и третичной общественных формаций, базирующихся, соответственно, на общей, частной и общественной собственности [Ю. К. Плетников]. М. Вебер считал, что понятие «общественная формация» является идеальным типом, «мысленной конструкцией». Современные сторонники формационного подхода отмечают, что хотя сама категория «общественная формация» - это «мысленная конструкция», но она не является произвольной, а отражает логику исторического процесса, его сущностные характеристики, исторически определенный общественный способ производства, систему общественных отношений, социальную структуру. При этом общественно-экономическая формация рассматривается ими не только как историческая ступень развития человеческого общества, но и как определенный тип этого общества. Ф. п. в и. п. в историческом познании тесно связан с диалектикой и ее категориальным аппаратом, предполагающим изучение исторического процесса по формуле «отдельное - особенное - общее». В ней под «отдельным» понимаются характерные черты исторически данного общества на определенной стадии его развития, под «особенным» - одинаковые черты группы обществ на той же стадии их развития, а под «общим» - одинаковые (формационные) характеристики всех обществ, проходящих эту стадию развития.
Лит.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 404; Илюшечкин В. П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах. М., 1990; Плетников Ю. К. Формационная и цивилизационная триады // Свободная мысль. 1998. №3. С. 104-109; СеменовЮ. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003. С. 125-150; Философия истории: учеб. пособ. / Под ред. проф. А. С. Панарина. М, 1999. С. 248. А. В. ЛУБСКИЙ
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.