ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД

Найдено 1 определение
«ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД»
в литературоведении, общность идейных установок, принципов и приемов анализа, ориентированных на изучение «имманентных» законов литературы, присущих ей как художественному творчеству: «Предметом науки о литературе является не литература, а литературность, т. е. то, что делает данное произведение литературным произведением» (Р. О. Якобсон). Формальный метод позволил выделить в качестве объекта исследования литературный текст, который приобрел самостоятельную научную ценность. Вопреки традиционному представлению о том, что литературное произведение важно не само по себе, а благодаря его «отражающей» способности, сторонники формального метода совершили кардинальный поворот к литературе как словесному искусству, желая получить ответ на вопрос, как оно устроено. Отсюда характерное убеждение в том, что литературоведение должно стать строгой и точной наукой. Ему следует обращаться непосредственно к произведениям литературы, а не к условиям и обстоятельствам их создания. Этот исследовательский аскетизм ограничивал предметную область литературы изучением формы и приема, исключая из сферы рассмотрения мировоззренческие, социальные и нравственные проблемы. Писание стихов, считал В. Б. Шкловский, – это «танец артикуляционных органов». Поэтическая речь, утверждал Б. В. Томашевский, отличается от практической тем, что в ней коммуникативная функция отходит на второй план, а языковые структуры приобретают самостоятельное значение. Сосредоточив усилия на изучении художественной формы, последователи формального метода в то же время настойчиво опровергали представление о форме как о готовой «оболочке», в которую облекаются те или иные идеи. В пылу полемики с традиционным литературоведением русские формалисты эпатировали академические и обывательские круги, утверждая, что формальный метод «не отрицает идеологического содержания искусства, однако рассматривает так называемое содержание как один из аспектов формы» (В. Б. Шкловский). Возражая на упреки в том, что формальный метод сводит сущность литературы к сумме приемов, Томашевский писал: «Можно не знать, что такое электричество, и изучать его. Да и что значит этот вопрос: “что такое электричество?” Я бы ответил: “это такое, что если ввернуть электрическую лампочку, то она загорится”. Таким образом, по мнению адептов формального метода, для успешного изучения явлений „вовсе не нужно априорного определения сущностей. Важно различать их проявления и осознавать их связи“ (В. П. Руднев).
В России формальный метод получил самое яркое воплощение. Он приобрел организационные формы и дал целое созвездие блистательных имен. Душой нового направления стал В. Б. Шкловский – оригинальный мыслитель, яркий полемист, талантливый стилист, автор программных работ по поэтике «Воскрешение слова», «Искусство как прием» и др. В Петрограде формальная школа была представлена ОПОЯЗом (Общество изучения поэтического языка), куда входили Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов и Государственным институтом истории искусств, где работали В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, С. И. Бернштейн, Б. В. Томашевский. В Москве возник Московский лингвистический кружок: Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон, Б. И. Ярхо и др. Участники формальной школы успешно занимались проблемой поэтического языка, изучали сюжет и эпические жанры, стиль и композицию, интересовались пародией, литературным бытом и литературной эволюцией. Один из постоянных объектов внимания – стихотворная речь, структура стиха, отличающая его от прозы. Конструктивным принципом поэзии Тынянов считал «деформацию значения ролью звучания», а конструктивным принципом прозы – «деформацию звука ролью значения». Ему же принадлежит понятие «единства и тесноты стихового ряда», объясняющее поведение слова в стихе, значение которого преобразовано ритмом и контекстом. Отношения с властью у русских формалистов всегда складывались напряженно. Изучение литературной формы в советской России не поощрялось, а работы представителей формальной школы подвергались суровой и незаслуженной критике, которая велась со всех сторон. Помимо конструктивной научной критики в книге П. Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении», где утверждалось, что «формализм… сыграл плодотворную роль. Он сумел поставить на очередь существеннейшие проблемы литературной науки», – была и крайне враждебная позиция, призывающая, по сути, к расправе над талантливыми учеными. Любые формы признания формализма истолковывались как измена марксизму. Формалистов называли «раскаявшимися врагами» и считали, что их следует послать «на принудительные работы под бдительным присмотром» (В. Эрлих). Русский формализм как научная школа к концу 1920-х гг. был фактически разгромлен. Многие литературоведческие идеи формального метода были впоследствии восприняты и продолжены структурализмом.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
380.59 кб

Алгокритика как формальный метод

Бойко Михаил Евгеньевич
В статье выделяется ранее не исследовавшаяся семантическая категория художественных образов, отсылающих к физической боли, для их обозначения автор предлагает термин «алгообраз».
Читать PDF
305.08 кб

Формальный метод и книга В. Набокова «Николай Гоголь»

Стехов Алексей Викторович
Главная задача статьи заключается в том, чтобы показать, чем близок Набоков к формальной школе и в чем он развивает ее традиции.
Читать PDF
4.94 мб

Развитие формального метода в работах А. Г. Габричевского

Круглова Юлия Петровна
Статья посвящена зарождению и развитию формального метода в научно-исследовательских работах А. Г. Габричевского, известного отечественного ученого.
Читать PDF
89.17 кб

О некоторых ограничениях формально-математической методологии

Шиян Тарас Александрович
В статье анализируются границы применимости формальной методологии в логико-математических исследованиях и выявляется неизбежность применения неформальных рассуждений в повседневной математической работе, поскольку в массиве испол
Читать PDF
336.83 кб

Керамический комплекс и формально-статистические методы его обработки

Любчанский Илья Эдуардович
Читать PDF
331.44 кб

Керамический комплекс и формально-статистические методы его обработки

Любчанский Илья Эдуардович
Читать PDF
247.43 кб

Формальная логика как методологическая база изучения природы информации

Корягин Валентин Викторович
В статье рассматриваются причины существования многообразия концепций информации в современной науке.
Читать PDF
157.78 кб

Анри Фосийон. К вопросу о формальном методе во французском искусствознании.

Субботина О. В.
Статья носит историографический характер и посвящена жизни и деятельности Анри Фосий-она выдающегося французского историка искусства первой половины XX в., основоположника новой формальной методологии в искусствознании.
Читать PDF
304.28 кб

НАУЧНЫЙ ЗАКОН КАК ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК НАУЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

Быстрянцев Сергей Борисович
В статье выдвигается предположение о том, что научный закон как форма научного знания является важным элементом научного исследования и в естественных, и в социальных науках.
Читать PDF
80.43 кб

Методологический анализ формально юридического подхода к пониманию культурного наследия

Любичанковский Алексей Валентинович
В статье показана эволюция формально юридического подхода к пониманию культурного наследия, выделены его сильные и слабые стороны.
Читать PDF
143.14 кб

Методология социологического исследования формально-рационального права выбора электората

Ковров Владимир Федорович
Формально-рациональное право выбора электората представляет собой одно из качественных проявлений социально-политического бытия как всего общества, так и личности, обусловленного состоянием политической культуры и отношением к вла
Читать PDF
363.10 кб

Композиционный метод проектирования. Приоритет телесного опыта в процессе формальной интерпретации п

Малахов Сергей Алексеевич
В статье рассматривается Композиционный Метод проектирования, осмысливаемый автором как элемент бинарной формулы профессионального метода архитектора, вторым элементом которой является Контекстуальный Метод.
Читать PDF
97.61 кб

Евразийская концепция литературы: цивилизационный подход и формальный метод в работах Н. С. Трубецко

Вахитов Рустем Ринатович
Статья посвящена концепции литературы у одного из ведущих теоретиков евразийства 19201930-х гг. Н.С. Трубецкого.
Читать PDF
482.84 кб

95. 01. 003. Медведев П. H. (M. M. Бахтин). Формальный метод в литературоведении. - М. : лабиринт, 1

Миллионщикова Т. М.